Список Forbes / 200 богатейших бизнесменов
Групповая терапия
Зачем совладелец корпорации «Технониколь» собирает в одной комнате разных людей и потратил на это миллиард рублей.
Идея благоустраивать страну, место, где я живу, была всегда. Обустраивал дом, квартиру, комнату в общежитии, где мы с моим деловым партнером Сергеем Колесниковым жили студентами. Мы такой отличный дизайн-ремонт сделали: своими руками собрали шкаф, кровать, полки — у нас была самая лучшая комната в Физтехе. Менялись масштабы: «Технониколь» — это масштаб отрасли, социальные проекты — масштаб страны. Мы с супругой Екатериной основали «Рыбаков Фонд», в который перечислили 1 млрд рублей; сейчас фонд поддерживает 12 программ.
Поскольку я сам более 20 лет посвятил компании «Технониколь», первым направлением работы фонда стало предпринимательство. Наша флагманская программа — R2: мы собираем состоявшихся людей, успешных бизнесменов или топ-менеджеров, и они под руководством опытного модератора делятся своими проблемами. Группы на восемь-десять человек тщательно подбираются. Обычно если у шести бизнесменов в группе есть проблема, то два других уже с ней сталкивались. Эти два человека рассказывают о своем опыте, и постепенно шесть человек решают свою проблему и могут развиваться дальше.
Может показаться, что это слишком просто: всего лишь собрать людей в одной комнате и позволить им общаться, обеспечив определенный уровень доверия друг к другу. Но это работает. Например, Федор Жерновой, основатель и гендиректор компании «Фабрика информационных технологий» из Белгорода, столкнулся с задачей масштабирования бизнеса. В клубе «Эквиум» он познакомился с основателем компании «Связной» Максимом Ноготковым, который согласился стать его ментором. За год удалось достичь кратного роста бизнеса.
Значение фактора доверия для бизнеса я оценил на собственном опыте. Хорошо помню, как в начале 2000-х «Технониколь» решила конкурировать с компанией Rockwool, мировым лидером на рынке каменной ваты. Любые наши попытки закупить самое современное оборудование оборачивались неудачей: нам была нужна двухцентрифужная машина, на рынке были только одноцентрифужные. В России не было соответствующих технологий, не было специалистов. Мы познакомились с талантливым инженером из Словении по имени Мирка, который мог специально для нас сконструировать двухцентрифужную машину. Теоретически мог. И для него, и для его компании, и для нас это был большой инженерный риск. Я тогда сказал: «Мирка, у нас нет другого пути. Пожалуйста, пойди на этот риск, мы справимся, мы создадим новый русский Rockwool». Через два года у нас были первые образцы оборудования, сконструированного Миркой с нуля. Сейчас «Технониколь» — безоговорочный лидер Восточной Европы по каменной вате, Rockwool на втором месте с большим отрывом.
Почему это стало возможно? Потому что люди собрались вместе и поверили друг в друга. Многие вещи происходят только потому, что люди доверяют друг другу, и не происходят оттого, что люди не доверяют друг другу. Уверен, именно в этом, прежде всего в нашем многолетнем партнерстве с Сергеем Колесниковым, заключается один из секретов успеха «Технониколь». Компания сумела задействовать ресурс связей между людьми.