На Ямале создается крупнейший мультимодальный транспортный узел

ЭкспертОбщество

«Золотой костыль»* Заполярья

На Ямале создается самый крупный в российской Арктике мультимодальный транспортный узел. Он может стать тем самым «золотым костылем», который соединит европейскую и азиатскую части страны в Заполярье

Нынешней зимой на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО) начнется строительство железнодорожной магистрали «Северный широтный ход» (СШХ). На ближайшие несколько лет этот мегапроект стоимостью порядка 237 млрд рублей станет крупнейшим после Крымского моста национальным инфраструктурным проектом. Благодаря ему в центре российской Арктики будет создан крупнейший мультимодальный транспортный хаб с объемом перевалки более 100 млн тонн грузов в год. Реализация этого проекта создает предпосылки для того, чтобы сбылась мечта столетней давности — протянуть железную дорогу через Заполярье от Мурманска до побережья Тихого океана.

По пути предков

Северный широтный ход пройдет по маршруту Трансполярной магистрали. Эту железную дорогу с 1947 по 1953 год силами заключенных строили от станции Чум через Салехард до Игарки. Она должна была повысить безопасность страны и дать старт промышленному освоению территории между Воркутой и Норильском. Однако со смертью Сталина стройка при готовности 80% была остановлена, и сейчас от нее осталась лишь действующая линия от Чума до Лабытнанги. Уже в наши дни «Газпром» провел от нее на север ветку Обская — Бованенково, которая дала возможность начать освоение гигантских залежей углеводородов на полуострове Ямал.

СШХ, по проекту, начинается от узловой станции Обская Северной железной дороги на западе округа и через 707 км доходит до узловой станции Коротчаево Свердловской железной дороги (см. карту). Модернизации и строительству, с учетом подходов, подлежат 2353,3 км железнодорожной инфраструктуры. Весь проект должен быть закончен к концу 2023 года. И он не имеет аналогов по инженерной сложности и климатическим условиям в постсоветской России.

Власти ЯНАО раскручивали идею СШХ более десяти лет. Дело сдвинулось в 2015– 2016 годах, когда к проекту подключились РЖД и «Газпром» и была найдена экономическая схема его реализации с минимальным участием федерального бюджета. Этим занималась команда управленцев под руководством заместителя губернатора ЯНАО Дмитрия Артюхова (сейчас он избран губернатором автономного округа). «Продвижение проекта Северного широтного хода сегодня — это на девяносто процентов заслуга Артюхова и его команды. Конечно, я как ледокол шел, общаясь с федеральными министрами… Но именно он помог начать этот проект», — вспоминает экс-губернатор ЯНАО, ныне — министр природных ресурсов и экологии РФ Дмитрий Кобылкин.

Деньги — вскладчину

В отличие от Крымского моста, построенного на деньги федерального бюджета, СШХ строится на условиях концессии. Это чем-то напоминает процесс создания железных дорог в царской России. Основных участников северной концессии — пятеро. «Газпром» на свои деньги реконструирует участок Надым (Хорей )—Пангоды (104,1 км, см. схему). Правительство ЯНАО вкладывает более 8 млрд руб в строительство автомобильной части моста через Обь, а также предоставляет проект стройки и земельные участки в федеральную собственность. РЖД вкладывает 105 млрд рублей в реконструкцию участка Пангоды—Новый Уренгой —Коротчаево (188,1 км) и участка Коноша—Котлас—Чум—Лабытнанги (1667 км), включая станцию Обская. Железнодорожная корпорация через свою «дочку» «КРП-инвест» также выступает совладельцем концессионера — ООО «Северный широтный ход», с которым 2 октября Российская Федерация в лице Росжелдора заключила концессионное соглашение о строительстве отсутствующего участка СШХ между городами Лабытнанги и Надым. Пятый участник — государство. По условиям концессии ООО СШХ за шесть лет должно построить 353 км железной дороги Обская—Салехард—Надым, включая два моста через реки Обь и Надым. Стоимость — 113 млрд рублей. 12,7 млрд — капитальный грант, остальное — собственные и заемные средства концессионеров. Далее в течение 29 лет деньги концессионеру возвращаются за счет увеличения грузооборота на этой дороге. Тем временем власти ЯНАО начинают разрабатывать механизм концессии на строительство еще более северной железной дороги — Бованенково—Сабетта (СШХ-2). Этот проект должен стать логическим продолжением СШХ и соединить новый арктический порт Сабетта с единой сетью железных дорог страны. Судя по первой информации, концессионерами в данном случае выступят «Газпром», РЖД, «НоваТЭК», а сам проект также подстрахуют из федерального бюджета. «Он чуть меньше по масштабам, чем Северный широтный ход, но все-таки очень крупный проект. Он имеет несколько элементов. Это не только строительство железной дороги, это и развитие самого порта. Порт будет меняться, сейчас он обслуживает только нужды завода “Ямал СПГ”. Универсализация — это новые мощности, новое развитие», — говорит губернатор ЯНАО Дмитрий Артюхов. Предположительная стоимость строительства (в однопутном исполнении) — 113–115 млрд рублей.

Взрывной эффект

Проекты СШХ и СШХ-2 — ключевые звенья формирования в центре Арктики, на Ямале, крупнейшего мультимодального заполярного транспортного узла. Сегодня этот узел представлен более чем десятком аэропортов и полутора десятком речных и морских портов, в том числе международным портом Сабетта. По итогам навигации прошлого года этот порт стал абсолютным лидером среди российских портов на трассе Северного морского пути (СМП). Через него было перевалено более 7 млн тонн грузов из 10,7 млн тонн, прошедших в 2017 году через СМП. Строительство железнодорожной «перемычки» между западной и восточной частями округа, соединение Сабетты с единой сетью железных дорог, по расчетам Минтранса России, увеличит объем ежегодной перевалки грузов в этом порту в десять раз — до 70 млн тонн. Еще 9 млн тонн — это ежегодная мощность терминала «Ворота Арктики» по отгрузке новопортовской нефти. Эти объемы внесут решающий вклад в запланированное правительством РФ увеличение грузопотока по Северному морскому пути до 80 млн тонн к 2025 году. Грузовая база самого СШХ Институтом экономики и развития транспорта РЖД рассчитана на ежегодную перевозку к 2025 году 23,9 млн тонн грузов. Основные грузоотправители — «НоваТЭК» (газовый конденсат), проект «Газпрома» НГХК (ШФЛУ и полиэтилен), «Роспан», «Геотрансгаз». Даже без учета Сабетты эти грузоотправители выигрывают за счет сокращения транспортного плеча до портов Балтийского, Белого, Баренцева и Карского морей примерно на тысячу километров. А сама Свердловская железная дорога и частично Транссиб освобождают эти объемы для других перевозчиков. К этому можно в перспективе приплюсовать от 15 млн до 23 млн тонн грузов, которые образуются в результате разработки двух десятков месторождений углеводородов, лежащих в зоне тяготения СШХ. «Перспективы важны чрезвычайно... А самое главное, мы можем привести в регион ряд грузоотправителей второго порядка. Такие гиганты, как “Газпром” и “НоваТЭК”, уже там работают, несмотря на низкую транспортную доступность. А компании меньшего масштаба, которых может заинтересовать разработка месторождений в регионе, без развитой транспортной инфраструктуры туда не придут. И когда появится новая магистраль, мы получим перспективу освоения новых месторождений», — заявил директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаил Блинкин. Таким образом, уже в ближайшие десять лет в центре российской Арктики будет создан крупнейший заполярный мультимодальный транспортный узел с объемом перевозки более 100 млн тонн в год. А как подчеркнул на одном из заседаний правительства премьер-министр Дмитрий Медведев, один рубль инвестиций в железнодорожную инфраструктуру дает полтора рубля мультипликативного эффекта для всей экономики. Но и это еще не всё. Существует высокая вероятность, что, обкатав на создании СШХ и СШХ-2 новые инженерные технологии и экономические механизмы, после 2030 года российские власти потянут эту дорогу дальше — до Игарки, а потом и до Дудинки, соединяя железнодорожным сообщением низовья Оби и Енисея и заходя в Норильский промышленный район, Эвенкию и на Таймыр. Российские инженеры и промышленники мечтали об этом еще в начале XX века.

На Ямале создается самый крупный в арктической зоне РФ мультимодальный логистический хаб

Развитие транспортной инфраструктуры в центре российской арктики

Северный широтный ход

Источники: правительство ЯНАО, данные компаний, расчеты «Эксперта»
*«Золотой костыль» — последний костыль, торжественно вбиваемый в шпалу и символизирующий окончательное соединение построенных железнодорожных путей

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Сын за отца Сын за отца

Что происходит с активами Владимира Когана после его болезни

Forbes
«Он совершенно чокнутый»: как гипнотизер проклял «Манчестер Сити» и его тренера «Он совершенно чокнутый»: как гипнотизер проклял «Манчестер Сити» и его тренера

Почему футбольный клуб «Манчестер Сити» переживает самый глубокий кризис

Forbes
В турецкой пещере нашли практически целую корзину позднего бронзового века В турецкой пещере нашли практически целую корзину позднего бронзового века

Археологи обнаружили в турецкой пещере Инёню практически целую древнюю корзину

N+1
Игра Brawl Stars: популярное развлечение или угроза для детей? Игра Brawl Stars: популярное развлечение или угроза для детей?

Разбираемся, в чем секрет игры Brawl Stars и стоит ли беспокоиться взрослым

Psychologies
Пока не кончилось Пока не кончилось

Каково это — увидеть финал того, что длилось много серий

Weekend
Баба-Яга и все-все-все: (очень) краткая история сказок в отечественном кино Баба-Яга и все-все-все: (очень) краткая история сказок в отечественном кино

Историю жанра сказочных фильмов, ключевые периоды и важнейшие имена

СНОБ
Юрий Кузнецов: «Зарабатывать деньги меня учили Абдулов и Миронов» Юрий Кузнецов: «Зарабатывать деньги меня учили Абдулов и Миронов»

В театре завидовали: Кузнецов провинциал, а все снимается и снимается!

Караван историй
«Голос поэта» «Голос поэта»

О проекте «Голос Поэта» прямо как в лучшие годы, когда стихи печатали в журналах

OK!
Бесчеловечные хищники морских глубин Бесчеловечные хищники морских глубин

Автономные необитаемые подводные аппараты ВМС США

Обозрение армии и флота
Немое кино Немое кино

Истории, которых не было, но которые могли бы быть

Автопилот
8 заветных желаний 8 заветных желаний

Как же заставить силу воображения работать? Надо превратить мечты в планы

Лиза
Историческая сага: 5 книг для ценителей масштабных историй Историческая сага: 5 книг для ценителей масштабных историй

Романы-саги, которые позволят рассмотреть мировые события с разных точек зрения

Maxim
Под винным соусом Под винным соусом

Секрет, над которым бились столетиями: что делать, если любимая обиделась

VOICE
4 ситуации, когда передаривать подарки даже нужно, — и как правильно это делать 4 ситуации, когда передаривать подарки даже нужно, — и как правильно это делать

По этикету, вручить ненужные презенты другому человеку еще как можно

ТехИнсайдер
Как экс-сотрудник «Яндекса» запустил сервис ремонта гаджетов, который взлетел за счет дружелюбного отношения к клиентам Как экс-сотрудник «Яндекса» запустил сервис ремонта гаджетов, который взлетел за счет дружелюбного отношения к клиентам

Отрывок из книги «Сделано по-настоящему» о предпринимателях (не)перфекционистах

Inc.
Сюрприз под елкой Сюрприз под елкой

Полезные идеи для упаковки новогодних подарков

Добрые советы
«Наше оружие — это разговоры»: почему тюрьмы в Норвегии считаются лучшими в мире «Наше оружие — это разговоры»: почему тюрьмы в Норвегии считаются лучшими в мире

Что произойдет, если мы начнем относиться к преступникам как к обычным людям?

Psychologies
Желтая кофта Маяковского: как поэты Серебряного века становились иконами стиля Желтая кофта Маяковского: как поэты Серебряного века становились иконами стиля

Как галстук-бант и желтая кофта Маяковского стали символами нового искусства

Forbes
Рацион cтройности Рацион cтройности

Диета, которые точно пригодятся до и после новогодних праздников

Лиза
Игра на повышение Игра на повышение

У Софьи Шидловской два события в декабре – премьера «Чайки» и «Первый номер»

Grazia
«Привет, я псих из палаты номер шесть»: история мужчины, который попал в клинику неврозов «Привет, я псих из палаты номер шесть»: история мужчины, который попал в клинику неврозов

Что, если на самом деле психиатрическая больница — это не так уж и страшно?

Psychologies
Шорт-лист Шорт-лист

Журнал «Автопилот» обойтись без людей совершенно не мог

Автопилот
«Черные лебеди» — 2025 «Черные лебеди» — 2025

Главные риски для финансовых рынков в 2025 году

Деньги
Трогательные отношения: что делать, если вам не хватает прикосновений партнера Трогательные отношения: что делать, если вам не хватает прикосновений партнера

Почему на самом деле важен телесный контакт? Какую роль в отношениях он играет?

Psychologies
Непростой узелок Непростой узелок

О чем сообщают увеличенные лимфоузлы у ребенка?

Лиза
Кто заменит иностранную цифру Кто заменит иностранную цифру

Российские IT-компании наращивают темпы в импортозамещении ПО

Монокль
Старость за работой Старость за работой

«Хаяо Миядзаки и птица»: идеальный комментарий к «Мальчику и птице»

Weekend
Фудблогинг Фудблогинг

Среди разнообразия страниц соцсетей блоги о еде пользуются особой популярностью

Здоровье
Бессонница приводит к эпилепсии? Ученые выяснили, как работа по ночам влияет на мозг Бессонница приводит к эпилепсии? Ученые выяснили, как работа по ночам влияет на мозг

Как «ночная жизнь» влияет на области мозга, ответственные за эпилепсию

ТехИнсайдер
Виктория Романенко: «Видимо, Волчек просто в меня поверила» Виктория Романенко: «Видимо, Волчек просто в меня поверила»

Я же нежная и мягкая, так почему никогда не веду себя соответствующим образом?

Караван историй
Открыть в приложении