В Театре имени А. С. Пушкина — премьера спектакля «Зойкина квартира»

ЭкспертКультура

«Зойкина квартира»: мрачная история с несчастливым концом

В Театре имени А. С. Пушкина — премьера спектакля по пьесе Михаила Булгакова «Зойкина квартира» в постановке Евгения Писарева

Вячеслав Суриков

В роли Зои Пельц — Александра Урсуляк. Копирайт: Илья Варданян / Пресс-служба театра имени А. С. Пушкина

В «Зойкиной квартире» ни один из персонажей не наделен автором, а вслед за ним и режиссером хоть какой-то притягательностью. И даже главная героиня Зоя Пельц всего лишь хищница, пытающаяся выжить в окружении тех, кто превосходит ее в силе и влиянии. Михаил Булгаков воссоздает социальную среду в момент, когда в ней происходит самый безжалостный отбор. Изнеженным аристократам в ней не место. У них есть шанс выжить, только если примкнут к кому-то приспособившемуся к новым условиям и этот кто-то найдет применение их навыкам. Единственным востребованным в новой реальности умением графа Петра Обольянинова оказывается игра на фортепиано. Но чтобы проявить его, ему приходится пренебречь аристократическими привычками и согласиться на подачки. Он не может с этим смириться даже в момент, когда падение уже произошло, и оттого выглядит еще более нелепо.

Пьеса была хитом Театра имени Евг. Вахтангова почти столетней давности. Благодаря востребованности у публики она продержалась чуть дольше, чем можно было рассчитывать. Но прежде Булгакову пришлось ее основательно переработать. Мытарства театра, пытающегося приспособиться к требованиям цензуры, драматург воссоздает в пьесе «Багровый остров» — с нее и начал театральную дилогию по пьесам Михаила Булгакова Евгений Писарев в сезоне 2022/23 года. И в этом спектакле нет ни одного персонажа, вызывающего хотя бы сочувствие. Драматург и режиссер, кажется, готовы пойти на что угодно, лишь бы угодить цензору, а тем более на такую малость, как на ходу переделанный сюжет. Режиссер одержим тем, чтобы добиться выхода спектакля. Актеры играют плохую пьесу. Автор пытается втиснуть свое сочинение в прокрустово ложе цензуры. Цензор пользуется данной ему властью, чтобы превратить спектакль в лишенное смысла действие. В этом и заключается его работа: плохой спектакль идеологически безопасен.

Режиссер спектакля «Зойкина квартира» — Евгений Писарев. Копирайт: Илья Варданян / пресс-служба театра имени А. С. Пушкина

В «Зойкиной квартире» угадываются детали «Мастера и Маргариты». Квартира, где Зоя Пельц устраивает вечеринки, похожа на ту, где Михаил Булгаков затем устроит бал Воланда. Граф Обольянинов так же беспомощен, как Мастер. Его судьба полностью зависит от Зои Пельц. Та испытывает к нему нежные чувства и эксплуатирует его в унизительном амплуа концертмейстера на тайных вечерниках для советской знати. Для графа квартира Зои Пельц — противоестественная среда обитания. Чтобы привязать к ней Петра Обольянинова, автор делает его наркозависимым. Хозяйка квартиры, покупая ему очередную дозу морфия, еще крепче привязывает его к себе. Она волевая ипостась Маргариты. Притягательностью этого персонажа Михаил Булгаков в большей степени наделяет аристократку Аллу Вадимовну. Но в этом сюжете она обольщает советского нувориша Гуся-Ремонтного. И все ради того, чтобы покинуть Советскую Россию и оказаться в Париже — городе мечты российской аристократии начала XX века.

Исполнительница главной роли Александра Урсуляк — актриса, с ослепительной яркостью раскрывающаяся в музыкальных драмах. В этом году она получила свою вторую «Золотую маску» за исполнение лучшей женской роли — Салли Боулз в мюзикле «Кабаре» в постановке Евгения Писарева (первая досталась ей за роль в спектакле Юрия Бутусова «Добрый человек из Сезуана»). «Кабаре» в общей сложности получило пять «Золотых масок». Жюри не обошло вниманием и Евгения Писарева: он был признан лучшим режиссером в категории «Оперетта/мюзикл». Не исключено, что именно «Кабаре» стало магнитом для «Зойкиной квартиры»: по словам самого Евгения Писарева, популярная пьеса до недавних пор по необъяснимым причинам ускользала из поля его интересов. И там и там действие происходит между двумя политическими катастрофами — в опрокинутой социальной реальности, где человеку невозможно занять хоть сколько-нибудь устойчивое положение. Герои пытаются это сделать и в результате прилагаемых усилий скатываются в пропасть. К тому же Евгений Писарев — признанный мастер работы с музыкальным материалом, органично вписывающимся в «Зойкину квартиру».

Еще один персонаж, на который в спектакле делается акцент, — коммерческий директор треста тугоплавких металлов Гусь-Ремонтный. Оба исполнителя этой роли, Александр Матросов и Владимир Майзингер, изображают его механическим человеком, волею случая наделенным деньгами и властью. Его жизнь поглощена совещаниями. Даже самому себе он боится признаться в том, что влюблен в красивую женщину. Но деньги подогревают его эмоции, и квартира опекаемой им Зои Пельц по ночам превращается в место, где он отпускает чувства на волю. Чем более официозной становится публичная жизнь советских людей, тем более безобразными оказываются ее скрытые от посторонних глаз проявления. Музыкальные номера в «Зойкиной квартире» — эмоциональные удары наотмашь. Аналогичный прием Евгений Писарев использовал и в «Кабаре», где едва ли не в каждой песне слышится внутренняя боль и отчаяние персонажей.

В роли Павла Обольянинова — Александр Дмитриев. Копирайт: Илья Варданян / пресс-служба театра имени А. С. Пушкина

Выписанный Михаилом Булгаковым авантюрист Аметистов — узнаваемый герой эпохи. Всего год спустя после премьеры спектакля на сцене Театра имени Евг. Вахтангова Ильф и Петров напишут «Двенадцать стульев», где уже на литературной сцене появится другой авантюрист — Остап Бендер. В отличие от булгаковского героя, забытого на долгие годы сразу после запрета спектакля, ему удалось легализоваться в советской литературе. Сходство их типажей — еще один повод для литературоведческих домыслов о причастности Михаила Булгакова к созданию дилогии про Остапа Бендера. Внутри литературной вселенной самого Булгакова он, скорее, прообраз ловкача Коровьева из «Мастера и Маргариты». Его сверхспособность — умение обаятельно лгать и с помощью лжи оборачивать самые неблагоприятные обстоятельства в свою пользу. Он наиболее приспособлен к выживанию в новой социальной реальности. Не питает иллюзий по поводу того, чем все закончится: все закончится плохо — и готов к бегству в любой момент.

Для советского промышленника Гуся-Ремонтного любовь к аристократке оказывается гибельной. Скидывая в квартире Зои Пельц официозную броню, он превращается в чудовище, отвратительное во всех проявлениях. Настолько, что, узнав о его смерти от удара ножом, никто о нем не сожалеет. Автор умерщвляет промышленника не за кулисами, а напоказ. Он подсылает к нему в качестве убийцы китайца по прозвищу Херувим. С точки зрения драматургической логики это странная смерть. Ничто не мешало автору завершить пьесу пришествием сотрудников уголовного розыска, оставив всех в живых. И промышленник вместе со всеми отправился бы под арест во имя торжества советского правосудия. Но Михаил Булгаков предпочитает его умертвить, чтобы вызвать эмоциональную реакцию. Он выставляет его с самой отталкивающей стороны, а затем превращает в «гуся отпущения». Персонаж сначала порождает отрицательные эмоции, а затем его приносят в жертву, тем самым превращая спектакль в сеанс коллективной психотерапии.

Зойкина квартира становится местом, где разбиваются мечты, а спектакль Евгения Писарева — еще одной мрачной музыкальной драмой на отечественной сцене, едва ли не «танцем со смертью», который только кажется развлечением. Михаил Булгаков оснастил пьесу мастерски написанными диалогами и притягательным сюжетом, а Евгений Писарев создал сценическое действие, в котором угадывается предопределенность происходящих событий. Он даже вводит в действие нового персонажа, олицетворяющего собой квартиру и безмолвно усиливающего мистичность происходящего на сцене. Мистика и без того присутствует в тексте пьесы, но автор лишь намекает на нее, пытаясь, подобно драматургу из «Багрового острова», втиснуться в стереотипы советского театра 1920-х годов. То, что «Зойкина квартира» по-прежнему вызывает эмоциональную реакцию, подсказывает: в каждый исторический период есть что-нибудь, что остается узнаваемым и много лет спустя после того, как он закончится. Формула человеческого бытия неизменна, и мастерство драматурга заключается в том, чтобы вычислить ее и поместить в текст пьесы, тогда у нее появится шанс по меньшей мере пережить его самого.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Продуманный безумец Продуманный безумец

В Петербурге XIX века встречались порой весьма оригинальные личности

Дилетант
Пока не кончилось Пока не кончилось

Каково это — увидеть финал того, что длилось много серий

Weekend
Вопрос о кризисе надо адресовать Шольцу и Сунаку Вопрос о кризисе надо адресовать Шольцу и Сунаку

Профессор НИУ ВШЭ Леонид Григорьев — экономических перспективах планеты

Эксперт
Баба-Яга и все-все-все: (очень) краткая история сказок в отечественном кино Баба-Яга и все-все-все: (очень) краткая история сказок в отечественном кино

Историю жанра сказочных фильмов, ключевые периоды и важнейшие имена

СНОБ
Владимир Кошевой: «Я думал, что точка поставлена и играть в спектакле я не буду» Владимир Кошевой: «Я думал, что точка поставлена и играть в спектакле я не буду»

Владимир Кошевой — о том, какой ценой актерам даются сыгранные ими роли

Эксперт
Как экс-сотрудник «Яндекса» запустил сервис ремонта гаджетов, который взлетел за счет дружелюбного отношения к клиентам Как экс-сотрудник «Яндекса» запустил сервис ремонта гаджетов, который взлетел за счет дружелюбного отношения к клиентам

Отрывок из книги «Сделано по-настоящему» о предпринимателях (не)перфекционистах

Inc.
Юрий Кузнецов: «Зарабатывать деньги меня учили Абдулов и Миронов» Юрий Кузнецов: «Зарабатывать деньги меня учили Абдулов и Миронов»

В театре завидовали: Кузнецов провинциал, а все снимается и снимается!

Караван историй
«Он совершенно чокнутый»: как гипнотизер проклял «Манчестер Сити» и его тренера «Он совершенно чокнутый»: как гипнотизер проклял «Манчестер Сити» и его тренера

Почему футбольный клуб «Манчестер Сити» переживает самый глубокий кризис

Forbes
В турецкой пещере нашли практически целую корзину позднего бронзового века В турецкой пещере нашли практически целую корзину позднего бронзового века

Археологи обнаружили в турецкой пещере Инёню практически целую древнюю корзину

N+1
«Путь к диалогу человека с Богом открыт каждому» «Путь к диалогу человека с Богом открыт каждому»

В чем в сущности своей различаются восточная и западная ветви христианства?

Монокль
Историческая сага: 5 книг для ценителей масштабных историй Историческая сага: 5 книг для ценителей масштабных историй

Романы-саги, которые позволят рассмотреть мировые события с разных точек зрения

Maxim
«Голос поэта» «Голос поэта»

О проекте «Голос Поэта» прямо как в лучшие годы, когда стихи печатали в журналах

OK!
Бесчеловечные хищники морских глубин Бесчеловечные хищники морских глубин

Автономные необитаемые подводные аппараты ВМС США

Обозрение армии и флота
Важный гормон Важный гормон

Кортизол: за что отвечает и зачем он нужен?

Лиза
Стань богаче! Стань богаче!

Как составить личный финансовый план на 2025 год

Лиза
«Пора признать, что стабильности больше нет»: Владелец транснациональной мебельной корпорации о том, как они ведут бизнес, не боясь кризисов «Пора признать, что стабильности больше нет»: Владелец транснациональной мебельной корпорации о том, как они ведут бизнес, не боясь кризисов

Почему иностранцы продолжают выбирать российский рынок?

СНОБ
Лучшие мини-сериалы 2024 года, которые можно посмотреть за выходные Лучшие мини-сериалы 2024 года, которые можно посмотреть за выходные

Увлекательные истории с коротким сюжетом на пару вечеров

Maxim
Райан Рейнольдс. Интервью, которого не было Райан Рейнольдс. Интервью, которого не было

Мы сначала играем что-то на экране, а потом это случается с нами в жизни...

Караван историй
«Когда вкусно, тогда вкусно!» «Когда вкусно, тогда вкусно!»

О кухне народов России

Зеркало Мира
Ученые утяжелили фекалии планктона минеральной пылью Ученые утяжелили фекалии планктона минеральной пылью

Минеральная пыль делает его фекалии планктона более плотными

N+1
Что бы такого ре-анимирировать Что бы такого ре-анимирировать

Герои отечественных мультфильмов, не нуждающихся в оживлении

Weekend
Юрий и Валентина (часть первая) Юрий и Валентина (часть первая)

Как забота о детях отражается на семейных отношениях партнеров? Личная история

СНОБ
Разумом, молотком, пистолетом Разумом, молотком, пистолетом

Какими приспособлениями пользуются полевые исследователи

ТехИнсайдер
HR-директор — об инвестициях в людей и трендах кадровой политики HR-директор — об инвестициях в людей и трендах кадровой политики

Как ставка на человекоцентричность меняет HR-политику современных компаний

ФедералПресс
Выводим домашний маникюр на новый уровень: что такое ремувер для кутикулы и почему он тебе нужен Выводим домашний маникюр на новый уровень: что такое ремувер для кутикулы и почему он тебе нужен

Дорого выглядящие ногти на 80% состоят из тщательной обработки кутикулы

VOICE
Южнорусский лингвистический остров на карте Уругвая Южнорусский лингвистический остров на карте Уругвая

Как переселенцы из России сохраняют язык в Латинской Америке

Наука
Прошёл год Прошёл год

Юлия Снигирь — об особенном знакомстве, которое изменило её жизнь

Новый очаг
Почему мужчина не женится и как его к этому шагу подтолкнуть Почему мужчина не женится и как его к этому шагу подтолкнуть

Какие причины заставляют мужчину не жениться и как с ними справиться?

Psychologies
Ключ к красоте и ухоженности Ключ к красоте и ухоженности

На вопросы о лазерной эпиляции отвечает Ксения Филатова, врач-дермато-венеролог

Здоровье
Министр архитектуры и градостроительства: «Жители должны чувствовать развитие территории» Министр архитектуры и градостроительства: «Жители должны чувствовать развитие территории»

Какие проекты будут реализованы в островном регионе

ФедералПресс
Открыть в приложении