Что привело к краху старейший сервис по аренде автомобилей

ЭкспертБизнес

Закат Hertz

Неспособность перестроить работу под запросы современного клиента и падение спроса из-за пандемии привели к краху старейший сервис по аренде автомобилей

Вера Кузьмина

Старейшая американская компания по прокату автомобилей Hertz (The Hertz Corporation) — банкрот. Компания, которая входит в четверку мировых лидеров (Hertz, Avis, Europcar, Sixt) по этому сервису и имеет 10 200 офисов по всему миру, подала на прошлой неделе заявление о банкротстве. Правда, оно касается домашних рынков — США и Канады — и не затрагивает работу компании в Европе, Австралии и Новой Зеландии, где она работает по системе франчайзинга. На период рассмотрения дела в суде Hertz продолжит обслуживать клиентов: на поддержание текущей деятельности у компании есть на счетах один миллиард долларов.

Три года назад через процедуру банкротства Hertz покинула и российский рынок. Тогда компания ушла, не выдержав конкуренции с хорошо развитыми в нашей стране сервисами каршеринга. Сейчас официальная причина банкротства на американском континенте — пандемия, которая заблокировала работу сервиса аренды и лишила его сотрудников заработка. Однако эксперты считают, что к банкротству Hertz шла несколько лет, не сумев перестроить модель бизнеса в соответствии с реалиями и уступив другим сервисам аренды, каршерингу и такси.

К этому все и шло

Решение Hertz о банкротстве не стало потрясением для американского рынка: незадолго до подачи заявления на банкротство, в своем отчете за первый квартал, компания указала, что, возможно, не сможет погасить или рефинансировать долг, а также у нее может не оказаться достаточно средств для продолжения деятельности. По данным The New York Times, у компании накопились долги в размере 17 млрд долларов. О том, что Hertz находится на пороге завершения своей деятельности, было понятно по мартовским событиям, связанным с массовыми увольнениями сотрудников компании: 16 тыс. человек остались без работы. К концу мая эта цифра выросла до 20 тыс. человек. Эксперты считают, что компания последние несколько лет работала в убыток, но пришла к банкротству именно сейчас, когда ситуация осложнилась пандемией. Дело в том, что большинство сервисов по прокату автомобилей ориентированы на туристов, большая часть их автопарка находится в точках около аэропортов. Но у Hertz другая стратегия: «Hertz ориентировалась в основном не на туристов, а на ежедневные поездки людей, большей частью местных жителей. Поэтому в пандемию по ней ударило не отсутствие авиасообщения, а длительная самоизоляция населения, работа на дому. И компания была вынуждена пойти на банкротство», — поясняет Александр Беляшкин, коммерческий директор российского офиса Europcar.

Сервисы по прокату автомобилей последние годы работали не слишком эффективно: сначала их потеснили крупные таксопарки — их машины приезжают на вызов быстро и предлагают доступные расценки. Позже у арендных сервисов появился более серьезный конкурент — каршеринг, который стал очень активно развиваться по всему миру, и автовладельцы стали отказываться в его пользу от личного автомобиля. Нынешние такси и каршеринги — это новые мобильные компании, которые лучше понимают запросы клиентов. А они таковы: сесть в машину и поехать — регистрация в приложении такси занимает пять минут, в каршеринге подольше, но, чтобы подключиться к системе, нужно один раз заполнить необходимые документы. С арендой автомобиля история совсем другая: необходимо каждый раз ехать в офис компании, заполнять множество документов. Сейчас мало желающих тратить время на бюрократические процедуры. Правда, такие требования к своим клиентам предъявляют не все сервисы аренды, некоторые из них, в основном небольшие локальные игроки, предлагают упрощенную процедуру оформления договора — пара подписей на документах прямо в арендуемой машине у аэропорта, и вопрос решен. Но Hertz работала по длительной системе регистрации на очень развитом, сложившемся рынке. И такой большой и неповоротливой компании оказалось не так просто изменить сложившуюся систему работы.

Кроме того, модель работы Hertz кардинально отличается от других компаний: она покупала машины в собственность, а через некоторое время продавала их. Hertz рассчитывала на то, что арендные услуги и дальнейшая продажа автомобилей (у компании есть отдельный сайт по продаже) смогут вернуть вложенные в их покупку средства (и первое время так это и было). Компании удалось с таким подходом пережить кризис 2008 года — за счет того, что конкуренция на рынке была не столь острая. Но сейчас, когда клиенты оказались на самоизоляции и спрос просел катастрофически, в выигрыше оказались компании, которые работали по лизингу и не вкладывали сразу больших денег в закупку собственного парка машин. По этой причине у Hertz сейчас не обанкротились франчайзинговые отделения в Европе, Австралии и Новой Зеландии — они работали по системе лизинга.

Другой стратегический момент, который Hertz проигнорировала, связан с дифференциацией бизнеса, которую использовали в своих бизнес-моделях другие игроки. Например, некоторые из них покупали каршеринговые сервисы, которые как раз и стали в последнее время основным конкурентом прокату. Но Hertz решила, что уже нашла свою сильную сторону: она по-прежнему делала ставку на аренду, добавив разве что корпоративный каршеринг (несколько автомобилей предоставляются в пользование группы сотрудников одной компании).

В 2012 году Hertz приобрела другой американский сервис проката — Thrifty Automotive Group, Inc., который по размерам был сопоставим с Hertz. Если сама Hertz работала в среднем и премиальном сегменте аренды, то Thrifty Automotive охватывала массмаркет. Собственно, стратегия работы, бизнес-модель и управление у компаний были разными. И все последние годы с момента слияния Hertz пыталась объединить управление компаниями, сохраняя продукт каждого бренда, что осложнило работу и финансы компании в целом.

Компания останется

Проблемы сейчас начались не только у Hertz: убытки несут и другие компании, входящие в четверку лидеров (Hertz, Avis, Europcar, Sixt). С той разницей, что они сумели продолжить работу благодаря банковским займам. Например, немецкая компания Sixt привлекла кредит в размере 1,6 млрд евро, французская Europcar одолжила у банков 220 млн евро.

Несмотря на сложное положение на рынке и убытки, эксперты считают, что Hertz стремилась выйти из кризиса: в начале 2020 года она сообщала о хороших продажах. Выручка Hertz выросла на шесть процентов в январе и феврале, но уже в конце февраля начались проблемы из-за пандемии. К концу марта компания начала сокращать расходы, продала несколько автомобилей, уволила рабочих и объединила близлежащие офисы. Но для того, чтобы пережить кризис, компании нужны были деньги. Имевшегося на счету миллиарда долларов при долге в 17 миллиардов, оказалось недостаточно. Компания хотела получить заем, но так и не дождалась его.

«Мы расстроены, что Hertz пришла к банкротству. Эта компания привносила интересные моменты в рынок, и клиенты начнут нервничать, перестанут доверять подобным сервисам и задумаются об альтернативе», — считает г-н Беляшкин. Теперь рынок может ожидать приличная встряска, ведь Hertz покупала и арендовала автомобили у General Motors и других автопроизводителей. Уход крупного игрока нанесет ущерб автопроизводителям и всем их поставщикам запчастей. Hertz будет вынуждена продать часть своего автопарка, что повлияет на рынок подержанных автомобилей, где избыточное предложение приведет к снижению цен.

Пока что речь идет о банкротстве в США и Канаде — это основные регионы работы компании, отделения в других странах продолжают работать, и эксперты считают, что компания может через некоторое время вернуться на рынок: «Сегодняшние действия позволят продолжить нашу деятельность и обслуживать клиентов, а также предоставят время, чтобы создать новую, более прочную финансовую основу для успешного преодоления этой пандемии и улучшения нашего положения в будущем», — сказал The New York Times Пол Стоун, исполнительный директор Hertz.

Кроме того, аренда автомобилей может снова стать популярной: «На наш взгляд, рынок будет меняться. Если сейчас это околоаэропортовый бизнес, то более широкое его распространение, возросшая популярность каршеринга и вообще тенденция к отказу от собственной машины в пользу арендованной приведут к росту востребованности аренды, не связанной с аэропортами», — считает Александр Сапов, СЕО международного сервиса по бронированию трансферов GetTransfer. Правда, у компаний сегодня появляется другой сильный конкурент: на рынок аренды стали выходить дилеры, как это произошло, например, в случае с Hyundai и Volvo. Использование собственных машин повлияет на тарифы, которые у этих компаний однозначно будут ниже, чем у классических каршеринговых и прокатных компаний.

Фото: David Goldman/AP/TASS

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Предчувствие девяностых Предчувствие девяностых

Сериал «Мир! Дружба! Жвачка!» стал собранием штампов и нелепостей

Эксперт
Черная королева русского андеграунда. Какой была Наталия Медведева Черная королева русского андеграунда. Какой была Наталия Медведева

Насколько интересны романы и стихи Наталии Медведевой в отрыве от ее биографии

СНОБ
Точка разрыва Точка разрыва

Рынок нефти переживает беспрецедентный профицит предложения

Эксперт
Напряженное слушание заставило людей напрячь ушные мышцы Напряженное слушание заставило людей напрячь ушные мышцы

Как ушные мышцы, отвечающие за шевеление ушей, реагируют на напряженное слушание

N+1
Беспощадно эффективный Беспощадно эффективный

Оливер Хьюз построил для Олега Тинькова идеальный сверхэффективный банк

Эксперт
Мода бывает разной Мода бывает разной

Мода может проявляться во всем, чем занимается человечество

Знание – сила
Серый кардинал принципата Серый кардинал принципата

Имя Гая Цильния Мецената стало нарицательным

Дилетант
Ученые объяснили, почему от красного вина чаще болит голова, чем от белого Ученые объяснили, почему от красного вина чаще болит голова, чем от белого

Почему похмелье от красного вина куда тяжелее, чем от белого?

Maxim
Личная жизнь Анны Австрийской Личная жизнь Анны Австрийской

Анна Австрийская считалась самой красивой женщиной Европы своего времени

Дилетант
Неисправимый романтик Неисправимый романтик

Луи Гаррель про борьбу с аэрофобией, работу с Венсаном Касселем и тюленя

Grazia
Железные герцогини Железные герцогини

Тренды рынка самых дорогих классических автомобилей мира

RR Люкс.Личности.Бизнес.
На седьмое небо за пиццей: удивительные факты о высотных вращающихся ресторанах На седьмое небо за пиццей: удивительные факты о высотных вращающихся ресторанах

Как работает это чудо строительной инженерии — высотные вращающиеся рестораны?

ТехИнсайдер
«“Майбахи” не нужны в лесу, по волчьему дерьму ездить можно и на вездеходе» «“Майбахи” не нужны в лесу, по волчьему дерьму ездить можно и на вездеходе»

Как иркутский предприниматель превратил свои детские хобби в большой бизнес

Монокль
В Хорватии нашли захоронение «вампира» В Хорватии нашли захоронение «вампира»

Чем отличаются девиантные захоронения «вампиров»?

N+1
Физкультуру в массы Физкультуру в массы

Как функционируют любительские спортивные лиги

Ведомости
Как выбрать зубную пасту: правила, о которых вам никто не говорил Как выбрать зубную пасту: правила, о которых вам никто не говорил

Как выбрать подходящую зубную пасту и каких результатов от нее ждать?

ТехИнсайдер
Рекордное состоит из 55 букв: 10 самых длинных слов в русском языке Рекордное состоит из 55 букв: 10 самых длинных слов в русском языке

Громоздкие слова русского языка, которые состоят из более чем полусотни букв

ТехИнсайдер
Развитие генетики ускоренным путем Развитие генетики ускоренным путем

Эмбриотрансфер в животноводстве набирает обороты

Агроинвестор
Выцарапанное на Золотых воротах изображение назвали тамгой Андрея Боголюбского Выцарапанное на Золотых воротах изображение назвали тамгой Андрея Боголюбского

Что означает тамга, обнаруженная во Владимире на Золотых воротах

N+1
Мода как универсальный феномен Мода как универсальный феномен

История и природа явления моды, перспективы ее развития

Знание – сила
В глубинах Бермудского треугольника В глубинах Бермудского треугольника

Снег в глубинах океана и те, кто им питается

Наука и жизнь
Гигантские водовороты в океане: где в мире есть Харибды и могут ли они засосать корабль Гигантские водовороты в океане: где в мире есть Харибды и могут ли они засосать корабль

Существуют ли страшные водовороты в реальности?

ТехИнсайдер
Михаил Гордин: «Бауманцев отличает универсализм» Михаил Гордин: «Бауманцев отличает универсализм»

Как быстрее сделать вуз таким, каким он нужен стране?

Монокль
«Опыт — не главное». Как мы устраивались работать на российский автозавод «Опыт — не главное». Как мы устраивались работать на российский автозавод

Как устроиться на работу на автозавод, что требуется и сколько будут платить

РБК
Победа без победителя: кто одержал верх в Палестине? Победа без победителя: кто одержал верх в Палестине?

Замороженный кризис в Газе можно смело назвать «конфликтом без победителей»

Монокль
Психолог — о том, как найти решения в трудных жизненных ситуациях Психолог — о том, как найти решения в трудных жизненных ситуациях

Психолог о том, почему стремление к комфортным отношениям

РБК
Капризы моды в храме науки Капризы моды в храме науки

Казалось бы, в сфере науки просто нет места моде. Но так ли это?

Знание – сила
«Турецкие войны России: Царская армия и балканские народы в XIX столетии» «Турецкие войны России: Царская армия и балканские народы в XIX столетии»

Каким было отношение населения Румелии к российской армии

N+1
В поисках частиц темной материи В поисках частиц темной материи

Три основные гипотезы о том, что представляют собой частицы темной материи

Знание – сила
Выбор бизнеса: бегать или договариваться? Выбор бизнеса: бегать или договариваться?

Какие способы наращивания частных инвестиций могут быть у регионов?

Монокль
Открыть в приложении