Как быстрее сделать вуз таким, каким он нужен стране?

МонокльОбщество

Михаил Гордин: «Бауманцев отличает универсализм»

Ректор Московского государственного технического университета им. Н. Э. Баумана Михаил Гордин рассказывает о том, как быстрее сделать свой вуз таким, каким он нужен стране, и что важнее для правильного инженера — деньги или интересная задача

Александр Ивантер

Ректор МГТУ им. Н. Э. Баумана Михаил Гордин. Светлана Постоенко

Избрание ректором своей alma mater осенью 2022 года для 53-летнего блестящего технократа Михаила Гордина было серьезным вызовом. Опыт работы в крупных корпорациях (Conoco Philips, ТНК-BP, «Сибур») и пять лет руководства Центральным институтом авиационного моторостроения им. П. И. Баранова дали отличный кругозор и задел навыков по управлению инновационными коллективами. Как признался нам Гордин в интервью по итогам своей «пятилетки» в ЦИАМе, «я не ученый, мое дело как технологического менеджера — правильно организовать процесс, правильно расставить людей» (см. статью «Научно-техническую мысль невозможно остановить», «Эксперт» № 52 за 2021 год). Теперь объект управления Гордина еще сложнее: сегодня МГТУ им. Н. Э. Баумана — это огромная образовательная и научно-производственная корпорация более чем с девятью тысячами сотрудников и 30 тысячами студентов и аспирантов, осваивающих свыше 600 образовательных программ на 20 факультетах.

— Михаил Валерьевич, в чем «фишки» МГТУ, отличающие его от других инженерно-технических вузов России «высшей лиги», скажем Санкт-Петербургского политеха или специализированных технических вузов, таких как питерский ИТМО? Как вы позиционируете свой вуз?

— Мы основаны в 1830 году как ремесленное учебное заведение, в 1868-м стали вузом, высшим техническим училищем. Вот тогда было определено то, что называется «русской системой обучения ремеслам». Системой, которая была нацелена на подготовку инженеров. Не чиновников, не военных, не писателей, поэтов, юристов, а именно инженеров. Это было сделано в каком-то смысле вопреки господствующим в то время подходам и теориям. Училище не подчинялось тогдашнему минпросвещения, мы проходили по ведомству воспитательных домов. И, видимо, в этом эксперименте получилось что-то неплохое, ведь те три принципа обучения, заложенные в 70-е годы позапрошлого века, действуют и сегодня.

Какие это принципы? Первое: подготовка по фундаментальным предметам должна быть не хуже, чем в классических университетах. Второе — большое количество практической подготовки. И третье — неразрывная связь между высшей школой и промышленностью, причем на самом передовом для своего времени уровне науки и техники. И все остальные российские технические вузы, большинство которых создано после нас, базируются на этих же принципах.

Эту же систему использует Массачусетский технологический институт, MIT. В конце девятнадцатого века ИМТУ выезжало на международные выставки в Париж, Филадельфию. Представляли свой метод, получали медали за инновационность, говоря сегодняшним языком. И тогдашний глава MIT писал потом в Москву, что ровно так надо учить всех инженеров, все инженерное образование Соединенных Штатов будет построено именно на этих принципах. Они их развили и сейчас сильно нас обгоняют в рейтингах и, вероятно, в уровне подготовки, как они считают. Но они другие сейчас. Общество разное, запросы разные, поэтому их система образования трансформировалась в то, что нужно обществу. Там высшая школа, университеты — это такие заведения, которые готовят граждан, чтобы они были успешны в жизни, каждый индивидуально. Мы тоже, конечно, но у нас другой контекст. Нам государство лет восемьдесят в прошлом веке точно, да и сейчас говорит, какие кадры конкретно нужны.

В начале 30-х годов уже двадцатого века в СССР была проведена большая реформа высшей школы. Вузы разделили по отраслям и подчинили соответствующим министерствам. Так появились МАИ, МЭИ, МИСИ и другие, которые от нас отделились. Причем вузы «пересобирали» — например, в Москве объединили все химико-технологические факультеты и отделения. В Санкт-Петербурге разделили Политех и Технологический институт. И все вновь образованные вузы разобрали по отраслям, назвали отдельными институтами. Но Бауманка потом собралась обратно в политехнический вуз, как и питерский Политех, и мы стали опять выпускать не только машиностроителей, а инженеров широкого профиля, был такой термин. Сегодня мы на одной площадке готовим по очень многим специальностям и имеем на выходе универсального инженера. Бауманцев отличает универсализм. Говорят, нашим выпускникам все равно, чем управлять, конструкторским бюро или детским садом, была бы методичка.

— Каковы требования к современному инженеру?

— Конкурентоспособность нового объекта техники зависит от скорости его разработки. Чем быстрее ты достигнешь определенных параметров, выйдешь на рынок, ну или предоставишь изделие госзаказчику, тем более конкурентоспособна твоя техника. А скорость разработки является функцией скорости коммуникации между группами разработчиков. Если у тебя в коллективе хорошо налажена коммуникация и высоко доверие, что экономит время на проверки, то скорость принятия решений увеличивается. Здесь универсализм наших выпускников как раз очень важен. Большую роль играет и уровень подготовки, без него коммуникации не работают — нечем обмениваться. Наши айтишники учат не только теоретическую физику, но и сопромат, и термех, а прибористы серьезно изучают математику и программирование. В результате получаются инженеры с широким кругозором, которым легко найти общий язык внутри команды разработчиков и со смежными командами.

Фундаментальная подготовка, прежде всего высшая математика и физика, важна, так как выстраивает определенную систематизацию знаний. Когда студент начинает получать практический опыт работы — а у нас это происходит уже во время учебы, на старших курсах, — он не кучей сваливается, а сразу раскладывается в голове по нужным ячейкам. Опыт систематизируется, и знания становятся годными для практического применения.

— Есть точка зрения, что в эпоху цифровизации типичному инженеру важно понимать устройство и уметь работать не с самим техническим агрегатом или системой, а с цифровым интерфейсом этой системы. И для этого не надо знать сопромат. И только лишь узкая каста разработчиков сложных систем должна быть по-прежнему вооружена инструментарием традиционной инженерии. Что вы думаете по этому поводу?

— Соглашусь. Водителю автомобиля не обязательно знать, как устроены топливные фильтры. Инженер-эксплуатационник — это один уровень знаний и решаемых задач. У инженера-разработчика, конструктора уровень совершенно иной. Даже по IT-специальностям у нас есть разные образовательные программы. Одни нацелены на подготовку инженеров-системотехников, специалистов по внешнему проектированию. То есть тех, кто в состоянии понять, что нужно пользователю. Если разрабатывается, к примеру, система распределения целей ПВО, ты должен понимать, как работают локаторы, как летают ракеты, как проходят сигналы, как работает электроника, чтобы правильно конфигурировать информационную систему. Которая, может быть, сама ничем не управляет, но дает человеку возможность принимать своевременные и эффективные решения.

А есть другой вариант: тоже инженер, условно архитектор системный, который понимает, как внутри сложить эту систему, как написать базу данных, как интерфейс сделать. Или математик-алгоритмист, который подскажет второму оптимальный способ решения его задач. И все это не программисты в узком смысле: чтобы написать код, высшее образование не требуется.

Цель за горизонтом ректорства, а возможно и жизни

— Прошло чуть больше трех лет, как вы заступили на пост ректора Бауманки. Какие задачи вы сами перед собой поставили? Получается решать?

— Так вышло, что до Бауманки я работал в проектах, где в каждый момент времени понятно твое положение относительно цели и скорость приближения к ней. Ты четко отслеживал свои промежуточные результаты. Как инженер, я впервые оказался в сфере, когда цель фундаментальную трудно перед собой поставить, потому что она «мягкая», социально-гуманитарная, скажем так. Трудно просчитываемая. И прогресс в достижении цели сложно объективно оценить.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Здесь нет никакой архитектуры»: как Корбюзье и Мельников потрясли Париж «Здесь нет никакой архитектуры»: как Корбюзье и Мельников потрясли Париж

Стиль, который не спорил с прошлым, но создавал будущее: ар-деко

Монокль
Марина Федоровская: Как стать мамой себе. И зачем Марина Федоровская: Как стать мамой себе. И зачем

«Шапку не забыла?» Эти вопросы нам давно не задают. Напрасно. Они нужны и важны

Afternoon Seasons of life
Трудная жизнь нефтерубля Трудная жизнь нефтерубля

Если хочешь экономического мира, готовься к экономической войне

Деньги
Авторство жизни: как предпринимателю выйти из тоннеля и найти для себя новый смысл Авторство жизни: как предпринимателю выйти из тоннеля и найти для себя новый смысл

Как предпринимателям найти себя в новом мире: на что надеяться и что делать?

Forbes
Раскрыть потенциал мозга Раскрыть потенциал мозга

Как научиться слышать наш мозг и развить навыки с приставкой «супер»

Psychologies
Игра цвета Игра цвета

Гармоничный диалог жизни и искусства в проекте квартиры для молодого бизнесмена

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Ветер с Востока Ветер с Востока

Принципы «Магической уборки» японской писательницы Мари Кондо

Лиза
Почему фильм «Крейвен-охотник» о супергерое с русскими корнями провалился в прокате Почему фильм «Крейвен-охотник» о супергерое с русскими корнями провалился в прокате

Почему экранизация комикса с саундтреком-колыбельной провалился в прокате

Forbes
Эволюция, создавая жабры рыб, по той же программе создала уши человека Эволюция, создавая жабры рыб, по той же программе создала уши человека

Формирование ушей у млекопитающих следует той же программе, что и у жабр рыб

ТехИнсайдер
Февральская революция: как искусственный интеллект может повысить производительность труда Февральская революция: как искусственный интеллект может повысить производительность труда

Русские ученые устроили шестую промышленную революцию!

ТехИнсайдер
«Хризапелия прыгает с ветки, расправив ребра» «Хризапелия прыгает с ветки, расправив ребра»

Где живут, чем питаются и как летают змеи — и почему у них раздвоенный язык

Weekend
25 дней под землей 25 дней под землей

«Ведомости. Спорт» вспоминает подробности похищения звезды «Барселоны» — Кини

Ведомости
Фрэнсис Форд Коппола: «Я хотел сделать фильм, про который никто не мог бы сказать: “Нет, так нельзя!”» Фрэнсис Форд Коппола: «Я хотел сделать фильм, про который никто не мог бы сказать: “Нет, так нельзя!”»

Что для Фрэнсиса Форда Копполы значит его фильм «Мегалополис»

Правила жизни
Увидимся летом в Бушети! Увидимся летом в Бушети!

Шалва Амонашвили и Артём Соловейчик о возрасте, памяти, учителях и учениках

Afternoon Seasons of life
«История Земли в 25 камнях: Геологические тайны и люди, их разгадавшие» «История Земли в 25 камнях: Геологические тайны и люди, их разгадавшие»

Кто разрешил спор о природе лавы

N+1
Трудности перевода Трудности перевода

Уже несколько лет верфи мира исследуют пути избавления от карбонового следа

Y Magazine
5 правил перезагрузки 5 правил перезагрузки

Как избавиться от лишних килограммов

Лиза
Наука в фантастике: эпизоды истории Наука в фантастике: эпизоды истории

Как в научной фантастике появился сюжет о затерянных мирах

Наука и жизнь
Горох Горох

В Нью-Йоркском ботаническом саду распускаются необычные цветы от Яёи Кусамы

Afternoon Seasons of life
Кушать подано! Кушать подано!

Чем кормить птиц и белок зимой

Лиза
14 удивительных фактов о Помпеях 14 удивительных фактов о Помпеях

Какие тайны Помпей под собой сохранил шестиметровый слой пепла?

ТехИнсайдер
Любимые напитки кинозлодеев Любимые напитки кинозлодеев

Попытка погружения в тему алкогольных предпочтений злодеев вызвала у нас шок

Maxim
Студенты перестали мечтать о быстрых головокружительных карьерах Студенты перестали мечтать о быстрых головокружительных карьерах

У российских студентов скорректировались приоритеты при выборе места работы

Ведомости
Как взаимная поддержка помогает сохранить отношения. Отрывок из книги психотерапевта Как взаимная поддержка помогает сохранить отношения. Отрывок из книги психотерапевта

Как сострадание к партнеру и самому себе помогает качественно улучшить отношения

СНОБ
Аномальный эффект Холла обнаружили в трехслойном скрученном графене Аномальный эффект Холла обнаружили в трехслойном скрученном графене

Ученые обнаружили спонтанное возникновение эффекта Холла в в образце графена

N+1
«Порочная королева»: как мораль XVI века приводила женщин на казнь за измену мужу «Порочная королева»: как мораль XVI века приводила женщин на казнь за измену мужу

Отрывок из романа «Порочная королева» о жене Генриха XVIII, Кэтрин Говард

Forbes
Не стать аутсайдером на растущем рынке Не стать аутсайдером на растущем рынке

Как бизнес превращает свои риски в стратегические преимущества?

Монокль
Михаил Мильчик Михаил Мильчик

Михаил Мильчик провел в Ленинграде первую, самую страшную, блокадную зиму

Собака.ru
В ушах и носу млекопитающих нашли новую скелетную ткань — липохрящ В ушах и носу млекопитающих нашли новую скелетную ткань — липохрящ

Группа ученых из десяти стран открыла липохрящ — новую скелетную ткань

N+1
7 принципов женщин, живущих в счастливых отношениях 7 принципов женщин, живущих в счастливых отношениях

Главные принципы, которых придерживаются успешные в личной жизни женщины

Psychologies
Открыть в приложении