Интервью с выдающейся русской оперной певицей

ЭкспертКультура

Выбор Анны Нетребко

Интервью с выдающейся русской оперной певицей

Вячеслав Суриков

Анна Нетребко — обладательница множества титулов и музыкальных наград.
Среди них 11 немецких премий ECHO Klassik, номинация на премию Grammy, а также
почетный титул Kammersängerin, присужденный ей Венской государственной оперой

На 4 июня намечен концерт в Государственном Кремлевском дворце сразу четырех звезд оперной сцены: Анны Нетребко, Андреа Бочелли, Юсифа Эйвазова и Ольги Перетятько. Организатор концерта известный продюсер Максим Берин считает, что «это выступление можно сравнить с концертом Нетребко и Хворостовского на Красной площади или с первым концертом трех легендарных теноров, Доминго, Каррераса и Паваротти, который состоялся в Риме в 1990 году». В преддверии концерта «Эксперт» поговорил с Анной Нетребко о ситуациях выбора, с которыми ей приходится сталкиваться в своей музыкальной карьере.

— Как вы соглашаетесь на те или иные проекты? И что для вас является основным критерием для принятия решения, участвовать или не участвовать?

— Для меня главный критерий — это оперные театры, их новые постановки. Это в первую очередь. Сейчас нам (вместе с Юсифом Эйвазовом — мужем певицы. — «Эксперт») предстоит Лондон: репетиции и семь спектаклей. Это займет огромный промежуток времени, два с половиной месяца. На такие проекты приходится основное время в моем расписании. Промежутки между ними мы заполняем концертами. Как правило, едем в те места, куда не можем приехать с постановкой. Но я очень придирчива к концертному залу. Мне нужно знать, где я пою и хорошая ли там акустика. Потому что если в концертном зале плохая акустика и он мне не нравится, то и концерт будет плохой, а я не люблю плохие концерты. На меня все время обижается мой родной город Краснодар: почему не приезжаю. Я им сказала: «Не приеду до тех пор, пока не прекратите строить здания судов и не построите приличный концертный зал». Позор! Миллионный город, а выступать негде. Как такое может быть? В Италии даже в самом маленьком городе роскошные театры. Я понимаю, они построены давно, но в Германии потрясающие и современные залы. Ну так один хотя бы можно построить?

— Вы поете песни Игоря Крутого — они были написаны специально для вас? Это ваш единственный опыт исполнения музыки, написанной современным композитором?

Какие-то песни он написал для меня, какие-то уже были. Однако он настолько талантлив, что новая песня может оказаться готова мгновенно! Но другие современные композиторы — нет. Знаете почему? Я вам скажу. Потому что для того, чтобы петь сложную современную музыку, нужно специально учиться. Я пыталась петь Щедрина — и не смогла. Честно пыталась выучить, даже выучила почти, но, когда моя пианистка начала играть, я поняла: петь это не смогу. Это была «Клеопатра и змея», действительно интересное произведение, и я очень хотела его спеть. А потом заболела, и все сошло на нет. Помню еще, что исполняла военный реквием Бриттена, которого очень люблю. Мне он невероятно нравится как композитор, я мечтала его спеть. Но, к сожалению, хотеть и мочь — разные вещи. Помню, мучилась страшно. Потому что я не слышу фа-диез, когда общая какофония и при этом еще поет детский хор в другой тональности. Этому надо учиться, практиковаться в этом, а поскольку все мое время уходит на практику в других областях, я бы предпочла в них и остаться.

— Часто ли вы отказываетесь от того, что предлагают спеть?

Отказываюсь. Я с возрастом стала абсолютно четко понимать, что я хочу, а чего я не хочу. Я считаю, что заслужила хорошие оперы и хорошие постановки. Я спела где-то пятьдесят ролей на разных языках, погуляла от Моцарта через бельканто к Верди, к веризму. Хорошо!

— Можно ли говорить о каких-то упущенных возможностях на вашем творческом пути?

— Нет. Тем более что все мои последние партии я сама инициировала.

— Есть у вас предпочтения по отношению к режиссерам, с которыми хотелось бы работать?

— Главное, чтобы они очень много не репетировали. (Смеется.) Я люблю режиссеров, которые знают и понимают, чего хотят. Все должно быть сделано до того, как артист появится на сцене. А мы должны лишь прийти и спеть.

— Как вы работаете над тем или иным образом?

Это моя «кухня», и я не люблю об этом говорить. Как вживаюсь, что делаю — это никого не должно интересовать. Каким-то образом я в это вживаюсь.

— Бывает, что что-то не получается?

— Конечно! Но я не грызу себя после каждого спектакля. Есть такие певцы, которые долго переживают по поводу каждой оплошности. У меня иначе: если что-то не получилось — извините, получится в следующий раз. Потому что это живой спектакль. И организм живой, верно? Так что все может быть.

Что сейчас требуется от оперных певцов помимо вокальных данных?

— Смотря какая опера. Опера легкая, опера комичная или опера с легкими голосами, конечно, требует и другой физики: там много движений и необходимо актерское мастерство. Оперы драматичные или бельканто — в них ничего не нужно делать. Если ты мотаешься как ненормальный, это просто отвлекает от музыки, согласитесь.

— Как вы оцениваете стремление режиссеров актуализировать оперные постановки?

— Все зависит от режиссера. К сожалению, талантливых все меньше и меньше, их очень мало. Помню, в девяностые, даже в начале нулевых, была целая плеяда талантливых режиссеров. Их постановки с ног на голову все переворачивали, и они были очень интересными. Я часто попадала на них в Зальцбурге, и это было действительно интересно, мне нравилось. А сейчас постановки восхищают все меньше и меньше. И все больше я склоняюсь к красивому визуальному ряду: костюмам, свету, который не мешает и не отвлекает от музыки. Возможно, мне просто надоело постоянное сочетание серого, черного и кроваво-красного в декорациях. Я пела вместе с Юсифом в мюнхенской Staatsoper в опере «Макбет». Это потрясающая постановка Мартина Кушея, ей уже, наверное, лет десять. Она страшная, она вызывает шок. В ней чего только нет, включая открытые мужские гениталии. Там жуткие вещи происходят. Честно. Но она мне безумно нравится. Мне кажется, это одна из лучших постановок «Макбета». Она гениально сделана от начала и до конца. В ней есть концепция, понятно и оправданно каждое решение режиссера. Но я же уже ушла от современного — я хочу классики. Совсем недавно с интересом посмотрела постановку «Троянцев» в Бастилии. Там Карфаген перенесен в дом для реабилитации жертв Троянской войны. И дальше что? Мне не хватило безумия, добавьте! Идея — была, и она очень интересна. Хорошо, но что еще? Покажи мне, подскажи. Я до сих пор хожу и думаю о постановке, пытаюсь до конца понять: мне понравилось? Или не понравилось?

©Kirkedwards

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Корейская волна: как музыканты из Южной Кореи зарабатывают $57 млн в год на песнях о депрессии и подростковых комплексах Корейская волна: как музыканты из Южной Кореи зарабатывают $57 млн в год на песнях о депрессии и подростковых комплексах

Налоги южнокорейской группы BTS приносят весомый вклад в экономику страны

Forbes
На всякий случай На всякий случай

Как работает система страхования в спорте

Ведомости
Наш паровоз вперед летит Наш паровоз вперед летит

Одна из новинок проката — фильм режиссера Андрея Волгина «Красный шелк»

Монокль
Ген ожирения объединил людей с собаками Ген ожирения объединил людей с собаками

Ученые выявили у собак ген, связанный с развитием ожирения

N+1
Я — сноб: коллекционер Антон Козлов Я — сноб: коллекционер Антон Козлов

Коллекционер Антон Козлов — про искусство собирать современный арт

СНОБ
Леди Гага от декаданса: как маркиза Луиза Казати стала королевой эпатажа Леди Гага от декаданса: как маркиза Луиза Казати стала королевой эпатажа

Как середине XX века итальянская аристократка стала Леди Гагой своего времени

Правила жизни
Лариса Долина: «Я всегда верила в то, что моя звезда загорится» Лариса Долина: «Я всегда верила в то, что моя звезда загорится»

Лариса Долина не скрывает – в своей жизни она столкнулась со многими трудностями

Добрые советы
Актер сериала «Универ. Молодые» Влад Прохоров рассказал, какие качества в девушках ценит больше всего Актер сериала «Универ. Молодые» Влад Прохоров рассказал, какие качества в девушках ценит больше всего

Актер Влад Прохоров рассказал о своих главных требованиях к девушкам

VOICE
Первая среди равных Первая среди равных

Мысли и наблюдения первой женщины-победительницы в кругосветной гонке

Y Magazine
Символ на перекрестке современных философий Символ на перекрестке современных философий

Знак — это условность, которая превращает отдельные вещи в их меру

Знание – сила
Шаги на чердаке: жуткая история о нераскрытом убийстве в Хинтеркайфеке Шаги на чердаке: жуткая история о нераскрытом убийстве в Хинтеркайфеке

Более 100 лет назад на ферме Андреаса Грубера произошла страшная трагедия

ТехИнсайдер
Женщины, которые нас вдохновляют: писательницы, руководительницы, исследовательницы, — о своих героинях Женщины, которые нас вдохновляют: писательницы, руководительницы, исследовательницы, — о своих героинях

Женщины поделились историями о тех, кто больше всего их вдохновляет

Psychologies
Учтенный друг: что нужно знать о регистрации домашних животных в Подмосковье Учтенный друг: что нужно знать о регистрации домашних животных в Подмосковье

Как зарегистрировать питомца в Подмосковье и для чего это нужно

Forbes
Аслан Шукаша: «Делиться планами — опасно!» Аслан Шукаша: «Делиться планами — опасно!»

Аслан Шукаша: как он выходит из тупиков и на какие вопросы не отвечает публично

ЖАРА Magazine
10 забытых триллеров 90-х, которые и сегодня смотрятся современно 10 забытых триллеров 90-х, которые и сегодня смотрятся современно

Крепкие фильмы, которые остались в тени Квентина Тарантина и Мартина Скорсезе

Maxim
«Золотая середина»: какую дистанцию выстроить руководителю между собой и сотрудниками «Золотая середина»: какую дистанцию выстроить руководителю между собой и сотрудниками

Какие ошибки чаще всего совершают менеджеры, и как найти баланс в дистанции

Inc.
Есть контакт Есть контакт

Как установить и почувствовать связь со своим телом

Grazia
Немного науки в арктической воде Немного науки в арктической воде

Что исследователи знают о косолапых пловцах

Weekend
Само совершенство Само совершенство

Что скрывается за яркой внешностью и почему мы пытаемся этим поднять самооценку

Лиза
Уральский микс Уральский микс

На мой взгляд, напитки все же должны оставаться на втором плане

Bones
Едва знакомы Едва знакомы

«Едва знакомы» — проект, объединяющий людей за киноужинами

Seasons of life
Итоги царствования Александра III Итоги царствования Александра III

Железный царь: как Александр III усилил Россию и избежал войн?

Знание – сила
Все не так однозначно: самые интересные конспирологические теории о писателях Все не так однозначно: самые интересные конспирологические теории о писателях

Настоящие шекспировские страсти в теориях заговора вокруг литераторов

Правила жизни
На лице написано На лице написано

Термин «кортизоловое лицо» будоражит просторы интернета. Что это такое?

Добрые советы
Алла Сигалова: Самое сложное – договориться с собой Алла Сигалова: Самое сложное – договориться с собой

Театральный режиссер и хореограф Алла Сигалова создала сотни спектаклей

Ведомости
Экономика кухни: как решить больной вопрос Экономика кухни: как решить больной вопрос

За время работы в индустрии я не помню такой турбулентности

Bones
Эти странные аксионы Эти странные аксионы

Аксион — главный кандидат в частицы темной материи

Знание – сила
ИИ предсказывает столкновения нейтронных звезд ИИ предсказывает столкновения нейтронных звезд

Команда астрономов обучила нейросеть предсказывать столкновение нейтронных звезд

ТехИнсайдер
«Перемолотый край, где сопки нетронуты, а долины истерзаны» «Перемолотый край, где сопки нетронуты, а долины истерзаны»

Желание восстановить историю семьи может привести к историческому расследованию

Дилетант
Темные материи Темные материи

Полина Ауг о тонкостях работы и отсутствии мистики на съемочной площадке

Правила жизни
Открыть в приложении