Интервью с выдающейся русской оперной певицей

ЭкспертКультура

Выбор Анны Нетребко

Интервью с выдающейся русской оперной певицей

Вячеслав Суриков

Анна Нетребко — обладательница множества титулов и музыкальных наград.
Среди них 11 немецких премий ECHO Klassik, номинация на премию Grammy, а также
почетный титул Kammersängerin, присужденный ей Венской государственной оперой

На 4 июня намечен концерт в Государственном Кремлевском дворце сразу четырех звезд оперной сцены: Анны Нетребко, Андреа Бочелли, Юсифа Эйвазова и Ольги Перетятько. Организатор концерта известный продюсер Максим Берин считает, что «это выступление можно сравнить с концертом Нетребко и Хворостовского на Красной площади или с первым концертом трех легендарных теноров, Доминго, Каррераса и Паваротти, который состоялся в Риме в 1990 году». В преддверии концерта «Эксперт» поговорил с Анной Нетребко о ситуациях выбора, с которыми ей приходится сталкиваться в своей музыкальной карьере.

— Как вы соглашаетесь на те или иные проекты? И что для вас является основным критерием для принятия решения, участвовать или не участвовать?

— Для меня главный критерий — это оперные театры, их новые постановки. Это в первую очередь. Сейчас нам (вместе с Юсифом Эйвазовом — мужем певицы. — «Эксперт») предстоит Лондон: репетиции и семь спектаклей. Это займет огромный промежуток времени, два с половиной месяца. На такие проекты приходится основное время в моем расписании. Промежутки между ними мы заполняем концертами. Как правило, едем в те места, куда не можем приехать с постановкой. Но я очень придирчива к концертному залу. Мне нужно знать, где я пою и хорошая ли там акустика. Потому что если в концертном зале плохая акустика и он мне не нравится, то и концерт будет плохой, а я не люблю плохие концерты. На меня все время обижается мой родной город Краснодар: почему не приезжаю. Я им сказала: «Не приеду до тех пор, пока не прекратите строить здания судов и не построите приличный концертный зал». Позор! Миллионный город, а выступать негде. Как такое может быть? В Италии даже в самом маленьком городе роскошные театры. Я понимаю, они построены давно, но в Германии потрясающие и современные залы. Ну так один хотя бы можно построить?

— Вы поете песни Игоря Крутого — они были написаны специально для вас? Это ваш единственный опыт исполнения музыки, написанной современным композитором?

Какие-то песни он написал для меня, какие-то уже были. Однако он настолько талантлив, что новая песня может оказаться готова мгновенно! Но другие современные композиторы — нет. Знаете почему? Я вам скажу. Потому что для того, чтобы петь сложную современную музыку, нужно специально учиться. Я пыталась петь Щедрина — и не смогла. Честно пыталась выучить, даже выучила почти, но, когда моя пианистка начала играть, я поняла: петь это не смогу. Это была «Клеопатра и змея», действительно интересное произведение, и я очень хотела его спеть. А потом заболела, и все сошло на нет. Помню еще, что исполняла военный реквием Бриттена, которого очень люблю. Мне он невероятно нравится как композитор, я мечтала его спеть. Но, к сожалению, хотеть и мочь — разные вещи. Помню, мучилась страшно. Потому что я не слышу фа-диез, когда общая какофония и при этом еще поет детский хор в другой тональности. Этому надо учиться, практиковаться в этом, а поскольку все мое время уходит на практику в других областях, я бы предпочла в них и остаться.

— Часто ли вы отказываетесь от того, что предлагают спеть?

Отказываюсь. Я с возрастом стала абсолютно четко понимать, что я хочу, а чего я не хочу. Я считаю, что заслужила хорошие оперы и хорошие постановки. Я спела где-то пятьдесят ролей на разных языках, погуляла от Моцарта через бельканто к Верди, к веризму. Хорошо!

— Можно ли говорить о каких-то упущенных возможностях на вашем творческом пути?

— Нет. Тем более что все мои последние партии я сама инициировала.

— Есть у вас предпочтения по отношению к режиссерам, с которыми хотелось бы работать?

— Главное, чтобы они очень много не репетировали. (Смеется.) Я люблю режиссеров, которые знают и понимают, чего хотят. Все должно быть сделано до того, как артист появится на сцене. А мы должны лишь прийти и спеть.

— Как вы работаете над тем или иным образом?

Это моя «кухня», и я не люблю об этом говорить. Как вживаюсь, что делаю — это никого не должно интересовать. Каким-то образом я в это вживаюсь.

— Бывает, что что-то не получается?

— Конечно! Но я не грызу себя после каждого спектакля. Есть такие певцы, которые долго переживают по поводу каждой оплошности. У меня иначе: если что-то не получилось — извините, получится в следующий раз. Потому что это живой спектакль. И организм живой, верно? Так что все может быть.

Что сейчас требуется от оперных певцов помимо вокальных данных?

— Смотря какая опера. Опера легкая, опера комичная или опера с легкими голосами, конечно, требует и другой физики: там много движений и необходимо актерское мастерство. Оперы драматичные или бельканто — в них ничего не нужно делать. Если ты мотаешься как ненормальный, это просто отвлекает от музыки, согласитесь.

— Как вы оцениваете стремление режиссеров актуализировать оперные постановки?

— Все зависит от режиссера. К сожалению, талантливых все меньше и меньше, их очень мало. Помню, в девяностые, даже в начале нулевых, была целая плеяда талантливых режиссеров. Их постановки с ног на голову все переворачивали, и они были очень интересными. Я часто попадала на них в Зальцбурге, и это было действительно интересно, мне нравилось. А сейчас постановки восхищают все меньше и меньше. И все больше я склоняюсь к красивому визуальному ряду: костюмам, свету, который не мешает и не отвлекает от музыки. Возможно, мне просто надоело постоянное сочетание серого, черного и кроваво-красного в декорациях. Я пела вместе с Юсифом в мюнхенской Staatsoper в опере «Макбет». Это потрясающая постановка Мартина Кушея, ей уже, наверное, лет десять. Она страшная, она вызывает шок. В ней чего только нет, включая открытые мужские гениталии. Там жуткие вещи происходят. Честно. Но она мне безумно нравится. Мне кажется, это одна из лучших постановок «Макбета». Она гениально сделана от начала и до конца. В ней есть концепция, понятно и оправданно каждое решение режиссера. Но я же уже ушла от современного — я хочу классики. Совсем недавно с интересом посмотрела постановку «Троянцев» в Бастилии. Там Карфаген перенесен в дом для реабилитации жертв Троянской войны. И дальше что? Мне не хватило безумия, добавьте! Идея — была, и она очень интересна. Хорошо, но что еще? Покажи мне, подскажи. Я до сих пор хожу и думаю о постановке, пытаюсь до конца понять: мне понравилось? Или не понравилось?

©Kirkedwards

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

5 популярных продуктов, которыми ни в коем случае нельзя кормить кошек 5 популярных продуктов, которыми ни в коем случае нельзя кормить кошек

Каких продуктов точно не должно быть в рационе вашего кота?

Cosmopolitan
HAVAL H5: Лёгкий, длинный и не слишком дорогой HAVAL H5: Лёгкий, длинный и не слишком дорогой

Замена Chevrolet Tahoe — Haval Н5: весит меньше, а стоит дешевле

4x4 Club
В атмосфере отдыха В атмосфере отдыха

Эта маленькая, но уютная квартира находится в известном курортном месте

Идеи Вашего Дома
Быстрее, выше, сильнее: как 3D-технологии меняют обувь Быстрее, выше, сильнее: как 3D-технологии меняют обувь

Аддитивные технологии обещают приспособить под производство идеальной обуви

Монокль
Меньше атома: как работает квантовая механика Меньше атома: как работает квантовая механика

Отрывок из книги «Сто лет недосказанности» о квантовой механике

Inc.
Джефф-громовержец Джефф-громовержец

«Каос»: woke-повестка по-древнегречески

Weekend
Эксперт по продажам — о RFM-сегментации и бизнес-конкурсах Эксперт по продажам — о RFM-сегментации и бизнес-конкурсах

Как выправить ситуацию в «проседающей» компании

РБК
Знаменитые споры и конфликты писателей Знаменитые споры и конфликты писателей

Литературный мир — арена для самых ярых словесных баталий

Maxim
Фен-шуй для маленькой квартиры или студии: как создать гармоничное пространство Фен-шуй для маленькой квартиры или студии: как создать гармоничное пространство

Эти простые советы помогут тебе сделать пространство более гармоничным

VOICE
«Обе две»: драмеди с Кристиной Асмус, в котором женщины переосмысляют материнство «Обе две»: драмеди с Кристиной Асмус, в котором женщины переосмысляют материнство

Фильм «Обе две»: душевный и откровенный разговор о том, что болит у многих

Forbes
Расхламляйся! Расхламляйся!

Как расстаться навсегда с ненужным скарбом?

Лиза
Последнее путешествие королевы: как прошли похороны Елизаветы II Последнее путешествие королевы: как прошли похороны Елизаветы II

Как проходила панихида по Елизавете II

Правила жизни
Моложе, красивее, идеальнее: 5 пугающих фильмов о тяге к совершенству Моложе, красивее, идеальнее: 5 пугающих фильмов о тяге к совершенству

Фильмы, исследующие внутренние конфликты через изменения внешние

Psychologies
Выбираем материнскую плату X99 для мощного, но недорогого компьютера Выбираем материнскую плату X99 для мощного, но недорогого компьютера

Лучшие материнские платы X99 для сборки достойного игрового ПК

CHIP
Молочные и мясные антигены сдерживают появление рака кишечника Молочные и мясные антигены сдерживают появление рака кишечника

Как пищевые антигены запускают иммунную систему кишечника

ТехИнсайдер
Гостья из космоса Гостья из космоса

Актриса Софья Лебедева — о фантастике, свободе и страхах

OK!
Миниатюрный робот с напечатанными на 3D-принтере шестью ногами закатил мяч в ворота Миниатюрный робот с напечатанными на 3D-принтере шестью ногами закатил мяч в ворота

Как инженерам удалось разработать шестиногого микроробота Picotaur

N+1
3 упражнения Лоуэна: как работает телесная психотерапия 3 упражнения Лоуэна: как работает телесная психотерапия

Можно ли улучшить ментальное состояние с помощью работы над телом?

Psychologies
Феминизм, магический реализм и жизнь самой жестокой королевы: 7 лучших книг африканских писателей Феминизм, магический реализм и жизнь самой жестокой королевы: 7 лучших книг африканских писателей

Африканская литература: о правах женщин, любви и национальной идентичности

Правила жизни
На прожарке мне катастрофически некомфортно: интервью с Евгением Чебатковым На прожарке мне катастрофически некомфортно: интервью с Евгением Чебатковым

Евгений Чебатков: каково это — быть любимцем публики и объектом споров

СНОБ
Андрей Шаповалов: К исследованию шаманизма меня привели духи Андрей Шаповалов: К исследованию шаманизма меня привели духи

Андрей Шаповалов о том, почему шаманские ритуалы не такие, как думают обыватели

СНОБ
Разворот к человечности Разворот к человечности

Выход из социально-политического кризиса лежит в новом взгляде на человека

Монокль
Что случилось у червей: маленькая загадка большой эволюции Что случилось у червей: маленькая загадка большой эволюции

Почему кольчатые черви — одна из самых успешных на планете групп организмов

СНОБ
Уберите руки от телефона: чем опасны «пьяные» посты в соцсетях Уберите руки от телефона: чем опасны «пьяные» посты в соцсетях

Почему важно воздерживаться от чересчур эмоциональных постов в соцсетях?

Psychologies
Не забудьте выключить телевизор: как пропаганда использует «темную психологию» Не забудьте выключить телевизор: как пропаганда использует «темную психологию»

Какими психологическими приемами чаще всего пользуются пропагандисты

Forbes
История щербета: вы всю жизнь произносили это слово неправильно. Даже производители десерта пишут его с ошибкой История щербета: вы всю жизнь произносили это слово неправильно. Даже производители десерта пишут его с ошибкой

Что значит слово «щербет»?

ТехИнсайдер
«Билборды» и «Обстоятельства»: из чего состоит наш современный рок? «Билборды» и «Обстоятельства»: из чего состоит наш современный рок?

Молодые музыканты российской рок-сцены узких жанров

Правила жизни
Рекордсмены эффективности стрельбы Рекордсмены эффективности стрельбы

Линейка стрелкового оружия семейства КОРД расширяется

Обозрение армии и флота
«Кометы. Странники Солнечной системы» «Кометы. Странники Солнечной системы»

Как определить параметры ядра кометы

N+1
Кандидатский максимум Кандидатский максимум

Не все собеседования проходят гладко, а некоторые вообще очень странные

VOICE
Открыть в приложении