«Дальтрансуголь» уже сейчас готов переваливать 33 млн тонн угля в год

ЭкспертБизнес

Ванинское кольцо

«Дальтрансуголь» уже сейчас готов переваливать 33 млн тонн угля в год, а еще через пару лет — 40 млн тонн. Этот крупнейший дальневосточный терминал — мощный драйвер развития БАМа и Ванинского порта

Евгений Огородников

Терминал «Дальтрансуголь» в бухте Мучке, п. Ванино. Фото: Александр Рюмин/ТАСС

Теплое сентябрьское солнце. Берег Татарского пролива в тот момент, когда Тихий океан действительно тихий. На севере Хабаровского края лето длится лишь пару месяцев. На сопках, покрытых смешанными лесами и круто обрывающихся к берегу океана, то тут то там прячутся остатки военных частей и складов. Чуть в глубине материка места лишения свободы — как памятник самим себе, истории места и усилий, которые потребовались стране для освоения этих суровых краев.

Город Советская Гавань и примыкающие к нему поселки Ванино, Токи, Октябрьский и т. д. — третья после Хабаровска и Комсомольска-на-Амуре агломерация Хабаровского края. Места далекие даже по местным меркам. Дорога из Хабаровска практически на всем протяжении, а это 540 километров, в хорошем состоянии, спасибо нацпроекту «Безопасные качественные дороги». На трассе активное движение: идут фуры до парома Ванино—Сахалин. Последние 300 километров трассы особенно живописны, они пролегают через перевал, но на этом участке не встречается ни одного поселения: это бескрайняя вотчина медведей. Одного из них прямо на трассе прикормили местные дальнобойщики. Зверь регулярно выходит на дорогу, просит еду. Однако его никто не боится. Сегодня он местная фотозвезда.

Порт Ванино, возведенный силами ГУЛАГа, — конечная точка БАМа. Это ворота страны на Тихий океан, а значит, и на мировой рынок. Благодаря этому в Ванино в последнее десятилетие хлынули инвестиции. Рядом со старым советским универсальным Ванинским морским торговым портом (ВМТП) возведены новые специализированные угольные, нефтеналивные и лесные терминалы. Всего за десятилетие рядом с ВМТП возникло несколько новых, выстроенных по последнему слову техники и технологии терминалов — «Дальтрансуголь» (входит в Национальную транспортную компанию — холдинг, обслуживающий СУЭК, «Еврохим», СГК), «Ванинотрансуголь» (переваливает уголь компании «Колмар»), «Трансбункер Ванино» (нефтепродуктовый терминал), «Нью Форест Про» — крупнейший в России лесоперерабатывающий комплекс.

В Ванино и прилегающие поселки после пары десятилетий стагнации вернулась жизнь. Население начало активно расти. Число жителей Ванино увеличилось за год на 10%, или на две тысячи человек, но людей все равно не хватает. Каждый работник на счету.

И это при том, что в современных специализированных портах процессы настолько автоматизированы, что для обслуживания гигантского портового хозяйства требуется пара десятков человек. Все дело в том, что порт — это в любом случае гигантское хозяйство, поэтому терминал дает много смежных рабочих мест. Рабочих рук остро не хватает. Не хватает и жилья, гостиниц, социальной инфраструктуры. Нет крупных супермаркетов, крайне сложное транспортное сообщение (железнодорожное, авиа, автобусное) с материком: только через Хабаровск или Владивосток. Но несмотря на удаленность от административных центров, здесь активная экономическая жизнь, которая сложилась вокруг строящихся и модернизируемых терминалов, судов, железной дороги.

Основной стимул

Переориентация российского экспорта с Запада на Восток привела к тому, что от торговли со странами АТР стало зависеть выживание многих российских компаний. В результате эмбарго на многие виды российской продукции, введенного странами Европы, на БАМ и Транссиб кроме традиционных для маршрута угля и черных металлов пошли нефтепродукты, зерно, удобрения, лес. Грузоотправители готовы выбирать любые свободные мощности, чтобы поставлять продукцию в Китай, Корею, Индию, Малайзию, Тайвань и Вьетнам.

Вообще, разворот на Восток начался еще в прошлом десятилетии, во многом благодаря частной инициативе и российским угольным компаниям. Советский Союз практически не экспортировал уголь. Но именно угольные компании в начале 2000-х начали активно развивать экспорт на базе имевшейся инфраструктуры — мощностей РЖД и универсальных портов, не предполагавших таких масштабов крупнотоннажных перевозок: рекорд ВМТП в советский период — 10 млн тонн в год. Если в начале прошлого десятилетия за рубеж отправлялась каждая шестая тонна добытого в стране угля, то сегодня экспорт превышает внутреннее потребление. Так, поставки российских производителей угля на внутренний рынок по итогам первого полугодия 2023 года выросли на 4,8%, до 91,5 млн тонн, в то время как экспорт российского угля увеличился за тот же период на 3,8%, до 102,7 млн тонн.

В стоимостном выражении уголь стабильно занимает пятое место в структуре российского экспорта. Благодаря этому Россия стала третьим среди крупнейших мировых поставщиков угля после Австралии и Индонезии.

Но хотя темпы роста нашего угольного экспорта стабильны и значимы в мировом масштабе, развитие инфраструктуры часто не поспевает за бурным ростом торговли. К середине прошлого десятилетия все старые универсальные торговые порты — Ванино, Находка, Посьет и проч. — были забиты углем, со всеми вытекающими экологическими последствиями. Главный побочный продукт перевалки угля — пыль. Утопающие в угольной пыли приморские города начали протестовать. Ситуация накалилась настолько, что проблема дошла до президента, а над отраслью навис дамоклов меч в виде запрета на перевалку угля «открытым» способом. Впрочем, другого, «закрытого» способа перевалки не существует. Поэтому под запрет мог попасть любой порт.

Крупные российские угольные компании быстро сориентировались и начали программу масштабного строительства специализированных терминалов и модернизацию старых, универсальных портов. В итоге в стране было построено больше десятка суперсовременных угольных портов на Черном, Балтийском, Японском и Баренцевом морях.

Современный угольный терминал — это ряд технических инноваций: вагоноопрокидыватель, стакер-реклаймеры (погрузочно-разгрузочные машины) и судопогрузочная машина. Все перемещение угля по терминалу — на специальных конвейерных лентах. Такое устройство дает рост производительности труда и объемов перевалки на порядок по сравнению с универсальным портом. Но чтобы окупить такое строительство, необходимо обеспечить масштабную поставку угля. И тут возник вопрос о пропускных возможностях железных дорог, в первую очередь Восточного полигона.

На пути к 40

Крупнейший порт для перевалки угля на всем Дальнем Востоке — терминал «Дальтрансуголь», находящийся в оперативном управлении Национальной транспортной компании. Сегодня НТК — это шесть портов и более 55 тыс. полувагонов. Если же говорить о «Дальтрансугле», то его номинальная мощность после строительства второй очереди — 24 млн тонн угля в год. Этот порт начала возводить в бухте Мучке с нуля крупнейшая угольная компания России СУЭК (основана Андреем Мельниченко) еще в 2005 году. Преимущество порта — возможность принимать суда грузоподъемностью более 160 тыс. тонн, что выгодно отличает его от портов Приморья, где возможности ограничиваются 80 тыс. тонн. То есть одно судно везет вдвое больше груза.

Сейчас заканчивается третий этап модернизации, по итогам которой порт может переваливать 33 млн тонн. Уже к 2025 году, после того как РЖД проведет реконструкцию дороги, планируется выйти на 40 млн тонн.

«Мы уже вложили около 7,3 миллиарда рублей в свои мощности в рамках третьего этапа и собираемся инвестировать еще больше 16 миллиардов. Это даст серьезный плюс к тем объемам, которые есть сейчас. Не сомневаемся в том, что железная дорога нас слышит и, понимая, что мы делаем все это на благо страны, немного ускорится и прибавит в своем развитии», — рассказал исполнительный директор «Дальтрансугля» Владимир Долгополов.

По его словам, проект увеличения мощности терминала до 40 млн тонн в год кроме реконструкции железнодорожной инфраструктуры предприятия предполагает строительство здания вагоноопрокидывателя на три вагона, установку новых конвейерных линий и модернизацию существующих, монтаж нового стакер-реклаймера с подмашинными путями, расширение угольных складов.

Работа стакер-реклаймера в терминале «Дальтрансуголь». Фото: Александр Рюмин/ТАСС

Впрочем, пока мощностей порта более чем достаточно для имеющихся мощностей железной дороги: по итогам восьми месяцев 2023 года через терминал «Дальтрансуголь» перевалено 12,5 млн тонн. В компании рассчитывают, что по итогам всего 2023 года объем перевалки достигнет 18 млн тонн, это почти вдвое ниже мощности, на которую порт выйдет к концу года. Кроме того, в последние годы заметный объем угля забрал на себя терминал, расположенный по соседству, — «Ванинотрансуголь». При этом развитие железных дорог пока не поспевает за развитием портовой инфраструктуры: совокупные пропускные возможности всех терминалов Ванино превышают 55 млн тонн в год, тогда как железная дорога может пропустить лишь 43,3 млн тонн.

Портовые инновации

Масштабные объемы перевалки потребовали от «Дальтрансугля» еще на этапе проектирования внедрить сразу несколько инноваций, ранее нигде не применявшихся в России.

Самое главное — круговое движение вагонов по территории порта. Благодаря этому решению достигается крайне высокая скорость разгрузки полувагонов. Каждые сутки терминал принимает около восемнадцати семидесятивагонных составов, длиной в километр. В каждом составе — «сборная солянка»: уголь разных грузоотправителей и разных марок. В теплое время года состав делится на два вагона. Каждая пара уходит на один из двух вагоноопрокидывателей, и так каждые три минуты.

Вторая важная инновация — специальные автоматические фрезы, которыми пилят смерзшийся внутри вагонов уголь. За две недели пути из Кузбасса до Ванино, перемещаясь на открытом воздухе, уголь превращается в единую стылую массу, слипшуюся с вагоном. Разгрузить такой уголь — большая проблема, занимающая много времени и снижающая производительность порта. Поэтому в «Дальтрансугле» этот уголь пилят специальными фрезами. После вагон отправляют на отогрев инфракрасным излучением в закрытых ангарчиках и лишь потом опрокидывают.

Ледокольный, противопожарный буксир терминала «Дальтрансуголь». Фото: Александр Рюмин/ТАСС

Благодаря этим важным внедрениям весь терминал работает как гигантский конвейер, который раз в минуту разгружает вагон. «Сейчас мы можем принимать максимально порядка 1300 вагонов в сутки — и груженых, и порожних. Когда мы построимся, мы будем принимать единоразово 1450— 1480 вагонов, для того чтобы равномерно ежесуточно обеспечить выгрузку 40 миллионов тонн в год», — говорит Владимир Долгополов.

Разгрузка вагона — это одна из самых пылящих операций, поэтому традиционно их производят в закрытых помещениях. На «Дальтрансугле» в этот процесс внедрена третья важная инновация, отличающая этот терминал от других. Все процессы выгрузки угля и транспортировки его до штабелей обслуживает специальная абсорбционная машина — промышленный пылесос, вытягивающий угольную пыль на всех основных стадиях ее образования. На следующем этапе пыль не сбрасывается обратно в общую массу, а прессуется в брикеты.

Помогают бороться с пылью и уже привычные для всех крупных угольных портов водяные пушки и туманообразователи. По всему периметру возводятся 25-метровые ветропоглощающие экраны, которые не дают ветру проникнуть на терминал, а угольной пыли — покидать пределы предприятия.

В «Дальтрансугле» работают 670 человек. С ростом мощности потребуется и увеличение штата — предприятие готово принять еще сотню сотрудников.

Новый рывок

В СУЭК стала крылатой фраза его бывшего генерального директора Владимира Рашевского: «“Дальтрансуголь” обеспечил загрузку БАМа, а теперь ждет его расширения». И это не преувеличение: построив первую очередь мощностью шесть миллионов тонн и предъявив четкий план расширения мощности перевалки в Ванино до 24 млн тонн, СУЭК совместно с РЖД убедили правительство в необходимости строительства второго Кузнецовского тоннеля. После пуска тоннеля в 2012 году на станцию Ванино стало приезжать 30 млн тонн грузов вместо 8–9 млн тонн.

Рост перевозочных мощностей на Восточном полигоне идет с 2013 года, когда начался первый этап модернизации. Сейчас подходит к концу уже второй этап, стартовавший в 2018 году. Объем инвестиций второго этапа — 894 млрд рублей. Так, в прошлом году провозная способность Восточного полигона была увеличена на 14 млн тонн, до рекордных 158 млн тонн. В этом году предполагается выйти на 173 млн тонн. В следующем году будет достигнут целевой показатель 180 млн тонн.

По словам начальника Дальневосточного территориального центра фирменного транспортного обслуживания РЖД Алексея Ромашина, синхронизация пропускных и провозных способностей порта с теми стройками, которые сегодня ведутся на БАМе, — очень серьезная задача: «Сегодня пропускные возможности порта намного выше, нежели российские железные дороги могут провезти. Поэтому мы по максимуму используем все технологические возможности. Мы адресовали на Восточный полигон наибольшее количество инновационных вагонов, мы все делаем для того, чтобы использовать на этом направлении максимально мощные локомотивы. Еще три года назад масса поезда на данном направлении составляла 5600 тонн, сегодня это уже 7000 тонн».

Во многих местах БАМ и Транссиб строятся заново, осуществляется капитальный ремонт, укладываются вторые пути, электрифицируются участки трассы. Последнее — важнейший этап модернизации, так как позволяет увеличивать мощность локомотивной тяги и скорость передвижения. Развитие Сибири и Дальнего Востока невозможно без развития Восточного полигона. В регионах, где проходит БАМ, активно идет добыча угля, нефти и газа, железной руды, меди. Уже сегодня под эти новые возможности крупнейшие российские экспортеры готовят свои мощности как по добыче (уголь, руда, нефть), так и по их перевалке.

Вагоноопрокидыватель в терминале «Дальтрансуголь». Фото: Юрий Смитюк/ТАСС

Ванино — Хабаровск — Москва

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Как не запутаться в сетях Как не запутаться в сетях

Перед российской экономикой стоят нетривиальные задачи

Эксперт
Ученые перечислили три объективных и научных способа измерить уровень физической формы Ученые перечислили три объективных и научных способа измерить уровень физической формы

Как корректно оценивать свою физическую форму?

Inc.
Шесть раз поверь Шесть раз поверь

В наши дни вести здоровый образ жизни без калькулятора невозможно

Men’s Health
Птичий грипп добрался до Субантарктики Птичий грипп добрался до Субантарктики

Смертельный вирус обнаружили на архипелаге Южная Георгия

N+1
Ожидается сильная облачность Ожидается сильная облачность

Как зарабатывают крупнейшие игроки облачного рынка и сможет ли Сбер потеснить их

Эксперт
Познавательное кино Познавательное кино

Что такое научпоп в кино? Зачем его снимают? Кто его смотрит?

Знание – сила
«Яндекс»: умножение делением «Яндекс»: умножение делением

Главная IT-компания России «Яндекс» разделилась на две части

Эксперт
Тыква: польза и вред. Что приготовить из главного осеннего продукта? Тыква: польза и вред. Что приготовить из главного осеннего продукта?

Польза и вред тыквы, а так же способы её приготовления

Psychologies
МЦК. Новая жизнь старых путей МЦК. Новая жизнь старых путей

В XXI веке городской транспорт в Москве развивается необычайно высокими темпами

Наука и Техника
Маршрутизация на дому: как выбрать роутер? Маршрутизация на дому: как выбрать роутер?

Думаете, как выбрать роутер для домашней сети?

CHIP
И полетели ножи: мемуары Бритни Спирс — клаустрофобный хоррор, в котором нет выживших И полетели ножи: мемуары Бритни Спирс — клаустрофобный хоррор, в котором нет выживших

Почему каждая глава в автобиографии Бритни Спирс выдающаяся

Правила жизни
Илья Сачков — про ИИ и конфликт созидательного и разрушительного начал Илья Сачков — про ИИ и конфликт созидательного и разрушительного начал

Возможно ли регулировать развитие и применение ИИ

Forbes
Как Binance взлетела на неудачном запуске фирменного токена Как Binance взлетела на неудачном запуске фирменного токена

Как Binance обернула крупнейший провал себе на пользу

Forbes
Конец близок: 3 фантастические книги о глобальных катаклизмах и борьбе человечества за выживание Конец близок: 3 фантастические книги о глобальных катаклизмах и борьбе человечества за выживание

Три книги о возможных сценариях гибели человечества

ТехИнсайдер
Танаис. Воскресшая красота древности Танаис. Воскресшая красота древности

Древняя жемчужина скифов и греков – город Танаис

Зеркало Мира
Узнай лжеца по выражению лица Узнай лжеца по выражению лица

Физиогномика: метод определения личности человека или лженаука?

Зеркало Мира
Практические вопросы: Как сэкономить топливо? Практические вопросы: Как сэкономить топливо?

Что такое экономичное вождение?

4x4 Club
Как перестать материться: о любви к нецензурной лексике и способах избавления от нее Как перестать материться: о любви к нецензурной лексике и способах избавления от нее

Что предпринять тем, кто хочет перестать материться

Psychologies
Как устроена адаптивная подвеска в автомобилях и зачем она нужна Как устроена адаптивная подвеска в автомобилях и зачем она нужна

Адаптивная подвеска: как она устроена и как работает

ТехИнсайдер
Андрей Пискунов: «ESG-повестка — это пространство безопасной публичности» Андрей Пискунов: «ESG-повестка — это пространство безопасной публичности»

Как будет развиваться ESG-повестка в России?

РБК
«Природа женщины — плодиться»: чем недовольны россияне, которые обратились к психологам «Природа женщины — плодиться»: чем недовольны россияне, которые обратились к психологам

Как найти этичного специалиста и выстроить с ним безопасную коммуникацию

Psychologies
О Моцарте и Сальери О Моцарте и Сальери

Тема часов, отведенного человеку времени была весьма значима для Моцарта

Знание – сила
Новая этика: почему в России может быть востребован опыт сталинских судов чести Новая этика: почему в России может быть востребован опыт сталинских судов чести

Что такое суд чести и почему он начинает воскресать в России?

Forbes
Как справиться со страхом перед сексом с новым партнером: 4 совета от клинического психолога Как справиться со страхом перед сексом с новым партнером: 4 совета от клинического психолога

Как справиться с тревогой перед сексом и отдаться процессу с удовольствием?

Psychologies
«Лыжня» на лбу «Лыжня» на лбу

Как избавиться от морщин без дорогостоящих процедур

Лиза
Как гастрономические тренды влияют на выбор вина: комментарии экспертов Как гастрономические тренды влияют на выбор вина: комментарии экспертов

Как совместить винную карту и меню?

РБК
Игра в невозможность перевода: роман об одиночестве и семейных тайнах Игра в невозможность перевода: роман об одиночестве и семейных тайнах

Отрывок из романа Лены Элтанг «Каменные клены» об одиночестве

Forbes
Сезон ягод Сезон ягод

Эти осенние ягоды богаты витаминами и минералами

Лиза
Немедленно уберите свои ботинки с батареи: 6 способов быстро высушить промокшую обувь Немедленно уберите свои ботинки с батареи: 6 способов быстро высушить промокшую обувь

Рассказываем, как правильно сушить ботинки, чтобы не испортить их внешний вид

ТехИнсайдер
Театр между пропагандой Театр между пропагандой

На оккупированной территории России существовало несколько видов театров

Дилетант
Открыть в приложении