«Мать атомной бомбы»: что ученая Лиза Мейтнер сделала для создания ядерного оружия
Роберт Оппенгеймер и его коллеги — первые, кого вспоминают, когда речь идет о разработчиках ядерного оружия. На самом деле одну из важнейших ролей в создании атомной бомбы сыграла физик Лиза Мейтнер. Forbes Woman рассказывает об ученой, которую называют «матерью атомной бомбы» и которая сожалела об этом
В августе 1942 года в США запустили «Проект Манхэттен» — программа по разработке ядерного оружия. Туда вошли ученые из разных стран, а возглавил проект легендарный физик Роберт Оппенгеймер. Приглашение присоединиться к программе получила и физик, радиохимик Лиза Мейтнер. Ученая наотрез отказалась. «Я не буду иметь ничего общего с бомбой!» — резко сказала она. Однако на самом деле Лиза имела прямое отношение к разработке ядерного оружия. Если Оппенгеймера называют «отцом атомной бомбы», то Мейтнер — «матерью».
Лиза родилась 7 ноября 1878 года в Вене, в Австро-Венгрии. Она была третьим из восьми детей Филиппа и Хедвиги Мейтнер. Родители Лизы были евреями, а по материнской линии она связана с Россией: дед Хедвиги там родился. Отец Лизы работал адвокатом и мог обеспечить семью всем необходимым. Летом Мейтнеры ездили на несколько недель на отдых в горы, все дети занимались музыкой. Лиза обожала играть на фортепьяно.
У Лизы был живой и критичный ум. Историки пишут, что однажды бабушка-иудейка сказала девочке, что нельзя вышивать по субботам — иначе рухнут небеса. Лиза не испугалась: она решила провести эксперимент. Как-то в субботу девочка осторожно воткнула иглу в вышивку и сразу же посмотрела на небо — все ли хорошо? Поняв, что божественного наказания не последует, Лиза спокойно продолжила вышивать.
Студентка
Мейтнеры обожали своих детей и были прогрессивными людьми. Отец считал, что его сыновья и дочери должны получить хорошее образование. Но вплоть до 1897 года Лиза не могла поступить в университет: до этого времени туда попросту не брали женщин. Среднее образование женщины тоже не могли получить.
Когда в обществе начались перемены, то женщинам, которые пожелавшим поступить в университет, была предоставлена возможность ограничиться сдачей вступительного экзамена. Курс среднего образования, который обычно слушали восемь лет, Лиза самостоятельно прошла всего за два года.
В 1901 году девушка стала студенткой Венского университета. Она выбрала для себя прогрессивную науку — физику — и уже через четыре года первой среди женщин в университете получила по ней докторскую степень.
В 29 лет Мейтнер переехала в Берлин. Много лет спустя, когда она будет вынуждена платить специальный сбор за сохранение вида на жительство в Австрии, то скажет со смехом: «Глупость стоит денег». Видимо, Мейтнер имела в виду, что глупо платить за то, чем никак не пользуешься. Но ей было важно сохранить связь с родным городом.
В Берлин Лиза переехала не случайно, там она начала посещать лекции Макса Планка, основоположника квантовой физики. Официально быть его студенткой Лиза не могла (университет, где преподавал ученый, был закрыт для женщин). Однако Планк смог получить специальное разрешение, которое позволило талантливой девушке стать слушательницей его курса теоретической физики.
Впоследствии Лиза Мейтнер начала сотрудничать с немецким химиком Отто Ганом. Эта пара ученых стала одной из основных команд той эпохи, исследовавших радиоактивность. Ган тогда работал в Химическом институте Берлинского университета под руководством лауреата Нобелевской премии по химии 1902 года Эмиля Фишера. Тот считал, что женщины не должны заниматься научными исследованиями, но в отношении Мейтнер пошел на компромисс, поставив ограничения: ей нельзя было пользоваться парадным входом и подниматься на верхние этажи здания (где находятся лаборатории, в которых работают мужчины). Со всеми этими условиями Мейтнер согласилась. Со временем Фишер изменил к ней отношение и не раз помогал в работе.