Индийский кинорежиссер — о том, что представляет собой индийское кино

ЭкспертСобытия

Сукумар: «В Индии каждый мечтает стать звездой кино»

Индийский кинорежиссер — о том, что представляет собой индийское кино

Вячеслав Суриков

Фото: Олег Сердечников

Индийское кино имеет в России репутацию кино с обилием музыкальных и танцевальных номеров и сильными эмоциями, благодаря которым по меньшей мере три фильма стали абсолютными хитами в СССР: это «Бродяга» (впервые выпущен в советский прокат в 1954-м), «Зита и Гита» (1976) и «Танцор диско» (1984). Но остается загадкой, почему советский кинопрокат так редко обращался к индийскому кинематографу при колоссальном выборе, что тот мог предоставить, и несмотря на его востребованность у советских зрителей. Российский кинопрокат отчасти продолжает заложенную его советским предшественником традицию скептического отношения к индийскому кино. С тех пор как в середине восьмидесятых вышел в прокат «Танцор диско» (а он и почти сорок лет спустя остается для массовой аудитории источником представлений об индийском кино), ни один фильм, снятый индийскими режиссерами, не добился хоть сколько-нибудь заметного успеха в российском прокате.

Тенденцию отвыкания от индийского кино попытался сломать в 2017 году самый на тот момент дорогостоящий индийский кинопроект «Бахубали». Причем этот фильм — продукт не Болливуда, с которым в России принято ассоциировать весь индийский кинематограф, а Толливуда — фильмов, производимых на языке телугу. Сборы его второй части «Бахубали. Рождение легенды» (фильм-открытие 39-го ММКФ) остались в пределах очень скромных шести миллионов рублей. Они лишний раз показали: публика, привыкшая смотреть кино в кинотеатрах, ориентирована на голливудский кинематографический канон и малейшие отклонения от него приводят к тому, что зритель теряет к фильму интерес. Индийское кино стало для него чем-то экзотическим. Оно перестало соответствовать его базовым ожиданиям относительно того, как должна быть рассказана история на большом экране. И даже крупномасштабные проекты режиссера С. С. Раджамули (один из них недавно выпущенный в онлайн-прокат «RRR: Рядом ревет революция»), которые успешнее всего соединяют достижения национальной кинематографа с голливудскими приемами, не в силах их изменить.

Очередная новинка индийского кино в российском прокате — «Пушпа. Восхождение». Он стал самым кассовым индийским фильмом 2021 года и одним из самых кассовых фильмов всех времен, снятых на языке телугу. Главные роли в нем сыграли очень популярный индийский актер Аллу Арджун и индийская модель и актриса Рашмика Манданна. Фильм рассказывает историю карьеры индийского контрабандиста. Ее придумал и снял один из самых высокооплачиваемых режиссеров южноиндийского кинематографа Сукумар. Самые известные его картины — «Арья», «Любовь на сто процентов», «Один» и «Жизнь — театр». Он приехал в Россию на премьеру фильма на фестивале индийского кино. «Эксперт» поговорил с режиссером о том, как устроено индийское кино.

Рашмика Манданна — индийская модель и актриса. ПРедоставлено «Кинобюро»

— Что представляет собой индийская индустрия кино?

— Это очень большая индустрия. Кино — первое и самое главное развлечение для индусов. Они не ходят гулять по паркам, не ходят смотреть шоу, из всех развлечений для них имеет значение только кино. И одновременно это самое доступное по цене развлечение для большинства людей. Каждый год выпускается огромное количество фильмов. И их число растет. На сегодняшний день ежегодно в Индии снимают больше тысячи фильмов.

— Какой из всех остальное видов развлечений хоть в какой-то степени конкурирует с кино? Может быть, телевидение?

— Разве что Netflix и YouTube. Люди смотрят телевидение, но в Индии телевидение никогда не сможет конкурировать с кино.

— Популярны ли в Индии сериалы?

— Индийские зрители смотрят сериалы, но у сериалов нет каких-то преимуществ по сравнению к кино. Можно сказать, что индийские зрители смотрят и сериалы, и кино в равной степени.

— Как индийские актеры становятся звездами?

— В первую очередь тому, кто хочет стать актером индийского кино, нужно научиться танцевать, овладеть боевыми искусствами, а для некоторых актеров еще очень важно научиться петь. Но прежде чем стать звездой индийского кино, ему придется выдержать немало испытаний, потому что конкуренция в этой сфере очень велика. В Индии каждый мечтает стать звездой кино: каждый мальчик и каждая девочка.

— Насколько сложно в Индии стать режиссером?

— Например, у меня нет никакого специального образования. Если ты умеешь писать хорошие истории, то сможешь стать режиссером. Навык написания сценария — самое важное в индийском кино. Актер не может реализовать свои способности сам по себе. Ему нужна история, в которой он сыграет того или иного персонажа. А чтобы стать режиссером, ты должен сам написать историю.

— Разве в индийском кино нет разделения на профессии сценариста и режиссера?

— Если ты умеешь писать хорошие сценарии, то нет ничего сложного в том, чтобы научиться еще и снимать кино как режиссер.

— Какие бюджеты сейчас приняты в индийском кино?

— От десяти миллионов рупий на небольшие фильмы (примерно 123 тыс. долларов. — «Эксперт») и до одного, а иногда двух миллиардов рупий — для производства больших.

— Насколько индийским производителям кино интересен российский рынок?

— Что касается моего нового фильма «Пушпа», то нам показалось, что он больше русский, чем индийский. Таким он получился. Между нашими странами и народами есть некая связь. В Индии переводится и издается очень много русской литературы: Толстой, Достоевский, Чехов, Тургенев, Максим Горький. Особенно Чехов и Достоевский. Они очень сильно повлияли на меня лично.

— Эти писатели известны и влиятельны во всей Индии или это ваши индивидуальные предпочтения?

— Моему поколению было свойственного много читать, поэтому за него я могу сказать: да, имена Толстого, Достоевского и Максима Горького и в самом деле очень известны, а их книги очень популярны. Что касается нового поколения, то допускаю, что для них имена этих писателей не так значимы. Могу еще добавить, что книги в Индии очень дешевы и потому доступны многим.

Аллу Арджун — один из самых популярных актеров в Индии. Предоставлено «Кинобюро»

— Почему после колоссального успеха в России фильма «Танцор диско» в 1984 году индийские фильмы исчезают из российского кинопроката на несколько десятилетий? И даже в последние годы появляются в нем очень редко?

— У меня нет объяснения. Возможно, это какая-то особенность российского кинорынка.

— Есть ли у индийских кинематографистов желание выйти за пределы внутреннего рынка и достичь успеха не только в России, но и в Европе и в США?

— Америка — это очень большой для Индии рынок. В общей сложности индийские фильмы делают сборы на уровне 50 миллионов долларов. Мой предыдущий фильм «Жизнь — театр» в прокате в кинотеатрах США и Канады собрал три с половиной миллиона долларов.

— Почему для индийского кино так важны музыкальные и танцевальные номера? Почему без них не обходится ни один индийский фильм?

— Танец — это важная часть индийской культуры. Он позволяет нам выразить все оттенки эмоций в любой ситуации. Мы танцуем всегда. Это обязательная составляющая любого праздника. Что касается пения, то оно неотделимо от танца. Если ты поешь, то не можешь не танцевать. Пение тоже важно для индийской культуры.

— Каким индийское кино будет через несколько лет? В каком направлении оно развивается?

— Индийские фильмы всегда развлекали публику. И такими же будут и через несколько лет. Уверен, что эта концепция позволит индийскому кино еще долго оставаться одним из конкурентноспособных развлечений.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Деревянный монолит вместо бетонного Деревянный монолит вместо бетонного

АФК «Система» выводит на рынок девелопмента многоэтажные деревянные дома

Эксперт
Знакомство с родителями Знакомство с родителями

Как зарабатывают и чем владеют родственники нового британского премьера

Деньги
Станислав Дробышевский: «Человек может поменять себя в нужном направлении» Станислав Дробышевский: «Человек может поменять себя в нужном направлении»

Антрополог Станислав Дробышевский — об адаптации человека к современному миру

РБК
Большая перемена Большая перемена

Облачные решения позволяют удаленно контролировать работу техники

Men Today
Слон Жюля Верна Слон Жюля Верна

Креативное продолжение фантазий Жюля Верна в путешествии по его родному городу

Вокруг света
Проект HMMWV и его аутсайдеры Проект HMMWV и его аутсайдеры

Идея создания HMMWV появилась в самом начале 1970-х годов

4x4 Club
Чудо Хануки Чудо Хануки

Рассказ о ханукальном чуде, произошедшем во II веке до н.э.

Grazia
Все без ума от «Уэнсдэй»: как Тим Бертон променял кино на сериалы и заново обрел всеобщую любовь Все без ума от «Уэнсдэй»: как Тим Бертон променял кино на сериалы и заново обрел всеобщую любовь

В чем успех сериала «Уэнсдэй»?

Правила жизни
«Мама — это где-то рядом с Москвой». В поисках точки абсолютного покоя «Мама — это где-то рядом с Москвой». В поисках точки абсолютного покоя

Помогут ли санкции вернуть промышленность на отдаленные северные территории

Эксперт
Свобода или распущенность: почему мат становится частью повседневной лексики Свобода или распущенность: почему мат становится частью повседневной лексики

Как бранные слова могут повлиять на ментальное здоровье?

Psychologies
Доходные надои Доходные надои

В молочной отрасли в 2022 году выросла рентабельность производства

Агроинвестор
Эта дворянская семья влияет на Россию столетиями! Вы точно знаете их Эта дворянская семья влияет на Россию столетиями! Вы точно знаете их

Семьи служителей царя, поэтов и кинематографистов, влияющие на Россию

ТехИнсайдер
GAC GS8. Land Cruiser для непритязательных GAC GS8. Land Cruiser для непритязательных

GAC GS8: легкий кузов и алюминиевый турбомотор

4x4 Club
8 мест на Земле, посещать которые очень опасно 8 мест на Земле, посещать которые очень опасно

На Земле есть по-настоящему адские места! Жить в них просто невозможно

ТехИнсайдер
Тренерский совет Тренерский совет

Ищите новую мотивацию, новые виды тренировок, новые горизонты

Men Today
Пора ли беспокоиться? Чек-лист для оценки эмоционального состояния Пора ли беспокоиться? Чек-лист для оценки эмоционального состояния

Всегда ли оправданно наше стремление избавиться от грусти или тревоги?

Psychologies
«Делать инъекции, а не заполнять справки». Как изменились обязанности медицинских сестер в современных поликлиниках «Делать инъекции, а не заполнять справки». Как изменились обязанности медицинских сестер в современных поликлиниках

О цифровизации российских медучреждений и роли медсестры в новых реалиях

СНОБ
Научное фэнтези: с каких книг начать знакомство с гибридным жанром Научное фэнтези: с каких книг начать знакомство с гибридным жанром

Что такое научное фэнтези и каких авторов, пишущих в этом жанре, почитать?

ТехИнсайдер
Cadillac XT6. Набор максимальных возможностей Cadillac XT6. Набор максимальных возможностей

Зачем Cadillac понадобился ХТ6? Чем он отличается от Escalade?

4x4 Club
«Мы завернули Наташку в ковер»: Владимир Левкин рассказал, как группа «На-На» похитила Ветлицкую «Мы завернули Наташку в ковер»: Владимир Левкин рассказал, как группа «На-На» похитила Ветлицкую

Владимир Левкин пережил курьезную историю с Натальей Ветлицкой

VOICE
Хагай и хлеб Хагай и хлеб

Домашняя пекарня Хагая Бен-Йегуды и два мешка времени

Seasons of life
Возрождаем традиции: собираем гостей на роскошное чаепитие Возрождаем традиции: собираем гостей на роскошное чаепитие

Как подготовиться к чаепитию

Караван историй
Никаких токсичных шуток: как культура отмены убивает стендап-комедию Никаких токсичных шуток: как культура отмены убивает стендап-комедию

Как культура отмены влияет на индустрию юмора

Psychologies
У Tyrannosaurus rex были уникально устроены ноги: они позволяли быстро ускоряться и долго бежать У Tyrannosaurus rex были уникально устроены ноги: они позволяли быстро ускоряться и долго бежать

Тираннозавры могли ускоряться и пробегать на высокой скорости большие расстояния

ТехИнсайдер
В СССР он был вкуснее, его делали «из дичи» и еще 5 удивительных фактов о майонезе В СССР он был вкуснее, его делали «из дичи» и еще 5 удивительных фактов о майонезе

В XIX веке майонез был не только соусом, но и семейством самостоятельных блюд

Maxim
Снеживиночка и внучка Деда Мороза: что мы знаем о главном женском зимнем персонаже Снеживиночка и внучка Деда Мороза: что мы знаем о главном женском зимнем персонаже

Forbes Woman рассказывает о снегурочке и о других женских зимних персонажах

Forbes
Как агроном-самоучка вырастил из теплицы на даче семеноводческий комплекс Как агроном-самоучка вырастил из теплицы на даче семеноводческий комплекс

Василий Блокин-Мечталин вдохнул в подмосковную деревню Старое новую жизнь

Forbes
Модель для доллара: чему крипторынок может научить классических финансистов Модель для доллара: чему крипторынок может научить классических финансистов

Криптовалюты помогают моделировать критические ситуации на финансовом рынке

Forbes
«Взломать старение» «Взломать старение»

Почему теперь мы сможем жить дольше

N+1
Светлое будущее с сердцем свиньи Светлое будущее с сердцем свиньи

Главные тренды науки в 2022 году

Эксперт
Открыть в приложении