Проект HMMWV и его аутсайдеры
Идея создания HMMWV (High Mobility Multipurpose Wheeled Vehicle), высокомобильного универсального колёсного транспортного средства, появилась в самом начале 1970-х годов.
По итогам Вьетнамской войны командование американской армии приняло решение заменить сразу несколько внедорожников одним. Был объявлен конкурс, который длился более десяти лет и закончился известным результатом – победой проекта American Motors, который позже назовут Hummer. Проигравшие остались в тени, и сегодня их вспоминают только немногочисленные автомобильные историки. Мы постараемся исправить эту несправедливость.
Вездеходы, которые решено было отправиться в отставку, были настолько разными, что заменить их чем-то одним казалось невыполнимым. О первом, M37 (его выпускала корпорация Chrysler), мы уже рассказывали. Если коротко, то он представлял собой развитие Dodge WC времён Второй мировой, отличался самой простой конструкцией (неразрезные мосты на рессорах, нижнеклапанный бензиновый двигатель) и мог перевезти 3/4 тонны. Выпускался M37 с 1951 по 1978 год (с 1968-го только малыми партиями).
Второй – М151, он же проект MUTT (Military Utility Tactical Truck – военный многоцелевой тактический грузовик) фирмы Ford, грузоподъёмностью 0,25 тонн. С 1960 года он постепенно вытеснил многочисленных послевоенных потомков Willys MB. От них М151 выгодно отличался несущим кузовом, что для тех времён было почти сенсацией, и полностью независимой рычажно-пружинной подвеской. При этом бензиновый мотор (2.33 литра, 72 л. с.) был не родным – его предоставляла фирма Continental. В 1972 году производство MUTT передали American Motors, где конструкцию немного усилили и выпускали до 1988 года.
Верхом на козе
Третьим кандидатом на замену был трёхосный M561, он же Gama-Goat (1968-1973), грузоподъёмностью 1,25 тонны. Это чудо техники представляло собой забавный гибрид тягача, трактора и амфибии, по проходимости напоминая лёгкий танк, что пришлось очень кстати во Вьетнаме, где почти все боевые действия проходили в раскисших от влаги джунглях и на залитых водой рисовых полях. Название Gama-Goat намекало и на его создателя, инженера Рожэ Гамона (Roger Gamaunt), и на прыгучий (goat – «коза» по-английски) характер машины при езде по бездорожью. С точки зрения конструкции это был микроавтопоезд, состоящий из двухосного тягача и шарнирно присоединённого прицепа. Причём прицеп получил и ведущие, и управляемые колёса одновременно! Правда, его перемещения в пространстве были ограниченны – машина не могла складываться. Зато в остальном – полная свобода! Тем более, что прицеп можно было отстёгивать и менять на другой прямо в полевых условиях. Но это было ещё не всё. Автомобиль оснащался независимой рычажно-пружинной подвеской всех колёс и герметизированным алюминиевым кузовом. Это давало возможность преодолевать водоёмы вплавь со скоростью около 3 км/ч, за счёт вращения колёс. По хорошей же дороге двухтактный дизель Detroit-Diesel 3-53 (2.6 литра, 103 л. с.) разгонял амфибию до 88 км/ч. При этом трансмиссия с двухступенчатой раздаточной коробкой позволяла отключать задний и передний мосты.