В «Ленинград Центре» — премьера новой постановки

ЭкспертКультура

«Семь» Феликса Михайлова: мужчина и женщины

В «Ленинград Центре» — премьера новой постановки

Вячеслав Суриков

В свой новый спектакль/шоу «Семь. Хроника любовных происшествий» Феликс Михайлов, совершенствующий многосоставный жанр, в котором работает, привнес еще и ярко выраженное литературное начало. В шоу появился рассказчик, а вместе с ним и четкая повествовательная линия. Каждый эпизод не просто показывают зрителю — ему еще прямым текстом преподносят его драматургическую подоплеку. Зритель видит не просто танец, вокальные и акробатические номера, подтекст которых только угадывается, — создатели спектакля вступают с ним в диалог, подсказывая, как понимать, что происходит на сцене, и какую часть сюжетной конструкции он сейчас наблюдает. Опыты литературных спектаклей на сцене «Ленинград Центра» объединились с опытом спектаклей пластических и музыкальных в единое целое. Шоу еще не превратилось в спектакль драматический, но уже совсем не похоже на просто ревю — набор эффектных концертных номеров, где переплетены пение, танец и цирковое искусство.

Чтобы представить себе, как работает Феликс Михайлов, надо посмотреть записи спектаклей Cirque du Soleil, помня, что даже лучшие из них сделаны так, чтобы их могли бесконечно тиражировать и представлять его многочисленные труппы. Спектакли же «Ленинград Центра» — это штучное малотиражное производство, и пока их невозможно перенести на другие площадки. Чтобы увидеть их, нужно прийти в «Ленинград Центр» и купить билеты. «Центр» работает по модели репертуарного театра: у него есть постоянная труппа, хотя спектакли там идут не каждый день и в них участвуют приглашенные артисты. В итоге у каждого шоу свой состав, и он может изменяться на протяжении всех его представлений: одни номера из него исчезают, другие — добавляются. Это сложная конструкция, которую создает и которой управляет один человек — Феликс Михайлов. При том что над созданием шоу работает большой авторский коллектив, архитектуру постановки определяет именно его, Михайлова, видение.

Если Cirque du Soleil — это большая фабрика по производству шоу, ориентированная на масштабирование производства и получение прибыли, то «Ленинград Центр» — небольшая компания, все свои усилия он направляет на то, чтобы произвести качественный продукт, и главная ценность здесь артисты, в нем выступающие, — единственные и незаменимые. Приглашенные артисты этого шоу Алина Островская и Антон Лаврентьев получили известность как ведущие трэвел-шоу «Орел и решка». По основному роду деятельности они музыканты. И именно в этом качестве участвуют в шоу. Если включить их записи, можно услышать современных поп-исполнителей, еще ищущих и свою индивидуальность, и путь к сердцам слушателей. Для их персонажей в шоу «Семь» этот путь уже пройден. Здесь они состоявшиеся суперзвезды. Алина Островская — поп-дива: где поет она, там эстрадный Олимп. Антон Лаврентьев — рок-звезда с гитарой наперевес, воздействующий на аудиторию вокалом высшей пробы.

В зале зритель попадает в атмосферу, в которой он видит происходящее на сцене как сквозь лупу, увеличивающую и яркость красок, и эмоциональный накал сценического действия. Возможно, это и есть тот самый эффект, что возникает только в пространстве «Ленинград Центра», — его невозможно перенести на другую сцену. Постоянная артистка шоу «Ленинград Центра» — Мария Кирпичева. На слепых прослушиваниях конкурса «Голос» ни один из четверки наставников не обернулся, когда она исполняла песню New York, New York. В других телевизионных конкурсах Мария была уже намного успешнее, но, чтобы оценить масштаб ее таланта, для которого в другой ситуации потребовалась бы тщательная огранка, надо услышать ее на сцене «Ленинград Центра»: она словно проскакивает на машине времени в свое звездное будущее, где все этапы артистического становления уже пройдены.

«Семь» — антитеза другому, более раннему спектаклю Феликса Михайлова — «Прекрасная М». Там главной героиней была женщина, путешествующая из одной страны и эпохи в другую. «Прекрасная М» — путешествие по женскому подсознанию, когда героиня открывает вселенную внутри себя. Мужчину в «Хронике любовных происшествий» мы застаем уже в заключительной фазе его жизни. Старик предается воспоминаниям, куда он погружается через магнитофонные записи, на которых слышит собственный голос. Это путешествие из юности в зрелость и от одной женщины к другой. Каждая встреченная им женщина подключает его к еще одному слою реальности. Она ведет его от одного жизненного этапа к другому. В зависимости от точки жизненного пути, в которой находится мужчина, женское начало может быть и помощником, и соперником. Герой «Семи» не способен абстрагироваться от этого контакта и идти своим путем, но и не находится полностью в ее власти. Иногда поддается ей и становится зависимым от нее, но у него есть шанс и управлять этой энергией.

Как и бóльшая часть других спектаклей Феликса Михайлова, «Семь» насыщен номерами, которые традиционно демонстрируются под куполом цирка. Они важный элемент общей структуры. Что и позволяет говорить о родстве «Ленинград Центра» с Cirque du Soleil. Это экстракт циркового искусства. Зритель получает лучшие номера, отобранные по эстетическому критерию и передающие красоту человеческого тела, его грацию, совершенство: танец на канате, протянутом через зрительный зал, танец на канате, рассекающем сценическое пространство сверху донизу, танец внутри кольца, висящего над сценой; артисты, опираясь на них, преодолевают земное притяжение. Они парят в воздухе, они рискуют, но зритель не ощущает этого риска: танец начался на сцене и просто продолжился в воздухе. Действие спектакля «Семь» происходит на нескольких уровнях. Внутри номера зачастую заключены сразу несколько объединенных общим внутренним сюжетом номеров, которые мы видим в различных частях единого сценического пространства.

Каждый сюжет повествует о взаимодействии мужской и женской энергий: герой и героини спектакля осознают себя как личности, у них проявлена индивидуальность, но одновременно они часть двух противоположных обезличенных сил, которые играют друг с другом, и смысл этой игры — в ней самой. И все человеческие страсти: любовь, ненависть, желание обладать или вычеркнуть человека из своей жизни — смешиваются в невидимом океане, и из всех противоположных по знаку эмоций синтезируется счастье до самозабвения. Мужчина не в силах контролировать притяжение, исходящее от женщины, и однажды он это осознает и пытается сопротивляться ей, но чем больше сила сопротивления, тем мощнее сила воздействия. И даже если ему кажется, что он ее полностью контролирует, это всего лишь иллюзия, самообман. «Семь» иногда драматичны, иногда романтичны, но конец у этой повести счастливый, словно иначе и быть не может.

Фрагменты спектакля Феликса Михайлова «Семь. Хроника любовных происшествий»

Роль старика, включающего записи одну за другой, играет кукла. Куклы — полноправные жители сценического мира «Ленинград Центра», который помимо людей, умеющих танцевать в воздухе, прекрасно поющих и танцующих, оказывается, населен еще и фантастическими существами, на сцене умеющими быть даже убедительнее людей — сродни анимационным персонажам. Кукла-старик — воплощение мудрости и одновременно сентиментальности. Он в финальной точке жизненного пути, но не слишком печалится по этому поводу — он жаждет рассказать свою историю, чтобы вновь ее пережить и встретиться с теми, кого любил и ненавидел, но встретиться уже только в своем воображении. И эмоциональное впечатление от этих встреч оказывается не менее глубоким, чем те, что ему пришлось пережить в реальности. Старик путешествует по собственной жизни, и зритель вместе с ним. Это и его жизнь тоже, уже прожитая или та, которую еще предстоит прожить.

Фото: «Ленинград Центр» (3)

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

На дровах и всех парах На дровах и всех парах

«Всеядной» мини-электростанции для работы нужно любое твердое топливо

Эксперт
Фен-шуй для маленькой квартиры или студии: как создать гармоничное пространство Фен-шуй для маленькой квартиры или студии: как создать гармоничное пространство

Эти простые советы помогут тебе сделать пространство более гармоничным

VOICE
Гранитный линкор Гранитный линкор

В Заполярье план «Барбаросса» рухнул через месяц после начала войны

Эксперт
В атмосфере отдыха В атмосфере отдыха

Эта маленькая, но уютная квартира находится в известном курортном месте

Идеи Вашего Дома
Как замедлить старение Как замедлить старение

Старение можно замедлить, если разобраться в его механизмах

Эксперт
Расхламляйся! Расхламляйся!

Как расстаться навсегда с ненужным скарбом?

Лиза
Выбираем материнскую плату X99 для мощного, но недорогого компьютера Выбираем материнскую плату X99 для мощного, но недорогого компьютера

Лучшие материнские платы X99 для сборки достойного игрового ПК

CHIP
Меньше атома: как работает квантовая механика Меньше атома: как работает квантовая механика

Отрывок из книги «Сто лет недосказанности» о квантовой механике

Inc.
Моложе, красивее, идеальнее: 5 пугающих фильмов о тяге к совершенству Моложе, красивее, идеальнее: 5 пугающих фильмов о тяге к совершенству

Фильмы, исследующие внутренние конфликты через изменения внешние

Psychologies
Эксперт по продажам — о RFM-сегментации и бизнес-конкурсах Эксперт по продажам — о RFM-сегментации и бизнес-конкурсах

Как выправить ситуацию в «проседающей» компании

РБК
HAVAL H5: Лёгкий, длинный и не слишком дорогой HAVAL H5: Лёгкий, длинный и не слишком дорогой

Замена Chevrolet Tahoe — Haval Н5: весит меньше, а стоит дешевле

4x4 Club
Гостья из космоса Гостья из космоса

Актриса Софья Лебедева — о фантастике, свободе и страхах

OK!
Быстрее, выше, сильнее: как 3D-технологии меняют обувь Быстрее, выше, сильнее: как 3D-технологии меняют обувь

Аддитивные технологии обещают приспособить под производство идеальной обуви

Монокль
Миниатюрный робот с напечатанными на 3D-принтере шестью ногами закатил мяч в ворота Миниатюрный робот с напечатанными на 3D-принтере шестью ногами закатил мяч в ворота

Как инженерам удалось разработать шестиногого микроробота Picotaur

N+1
В ожидании полярного сияния. О якутской драме «Чума» В ожидании полярного сияния. О якутской драме «Чума»

Какие темы поднимает фильм Дмитрия Давыдова «Чума»

СНОБ
Точки над ИИ: почему не вся автоматизация одинаково полезна Точки над ИИ: почему не вся автоматизация одинаково полезна

Чего стоит погоня за технологичностью, почему ИИ пока не может заменить человека

Forbes
Зачем нужна астробиология? Зачем нужна астробиология?

Чем занимается астробиология, когда и как она выделилась в отдельную науку?

Знание – сила
Четыре «нет»: почему женщины в Южной Корее отказываются от отношений с мужчинами Четыре «нет»: почему женщины в Южной Корее отказываются от отношений с мужчинами

Почему женщины из Южной Кореи не выходят замуж и не заводят детей?

Forbes
Как никогда не выйти замуж. 7 вредных советов Как никогда не выйти замуж. 7 вредных советов

Если не хочешь брака, следуй нашим рекомендациям – и оставайся свободной!

Лиза
Как с телефона отправить геолокацию: способы для iPhone и Android Как с телефона отправить геолокацию: способы для iPhone и Android

Как передать геолокацию телефона друзьям, близким и коллегам

CHIP
Разговоры о страшном Разговоры о страшном

Как обэриуты изучали мир, где остановилось время

Weekend
Бег – не просто занятия Бег – не просто занятия

Как и в чём им помогают беговые тренировки: советы новичкам.

Здоровье
«Ложись!»: что делать, если вздулась банка с солеными огурцами «Ложись!»: что делать, если вздулась банка с солеными огурцами

Как устранить проблему вздутой крышки, пока банка еще не взорвалась

ТехИнсайдер
Во славу победы Во славу победы

Почему Храм Воскресения Христова и музей «Дорога памяти» стали знаковым местом

Отдых в России
Как можно использовать мяту в быту: 8 потрясающих идей Как можно использовать мяту в быту: 8 потрясающих идей

Вариантов, как можно применить мяту в быту, на самом деле целое множество!

ТехИнсайдер
Выйти замуж, чтобы сбежать от родителей: что не так с этим сценарием Выйти замуж, чтобы сбежать от родителей: что не так с этим сценарием

Вступление в брак часто связывают с началом взрослой жизни, но так ли это?

Psychologies
«Комбинация»: как женская группа из Саратова покорила Советский Союз «Комбинация»: как женская группа из Саратова покорила Советский Союз

Как девчонки в неоновых лосинах и с начесами на головах покорили СССР?

Forbes
Мухи с котлетами: почему третий бак не решит проблему переработки пищевых отходов Мухи с котлетами: почему третий бак не решит проблему переработки пищевых отходов

Почему отдельный бак для пищевых отходов не избавит страну от выброшенной еды?

Forbes
Чудеса системы Сатурна: жизнь на Титане? Чудеса системы Сатурна: жизнь на Титане?

Почему на Титане можно представить только неземлеподобную жизнь?

Наука и Техника
История прямохождения. Отрывок из книги палеоантрополога «Первые шаги» История прямохождения. Отрывок из книги палеоантрополога «Первые шаги»

Отрывок из книги о том, как и почему люди стали прямоходящими

СНОБ
Открыть в приложении