Food-Tech. Даркстор-доставка
Дарксторы – онлайн-магазины продуктов – сражаются с районными супермаркетами за семейный бюджет. Основатель сервиса доставки «Самокат» Вячеслав Бочаров объясняет, почему доставка – такой же неизбежный этап развития инфраструктуры, как появление водопровода.
ESQUIRE: Прошедший год был для вас невероятно успешным: выручка выросла в 13 раз, вы вышли в десятки городов, запустили новые направления – доставку лекарств, электроники. Это все эффект пандемии?
ВЯЧЕСЛАВ БОЧАРОВ: Мы с самого начала делали массовый сервис, доступный для всех, у кого есть смартфон. Поэтому задача быстро расти для нас очевидная. Открытие сотен дарксторов в Москве и выход за ее пределы – это не что-то странное или неожиданное, к чему мы подходили с установкой «ну, а теперь шагнем в огонь». Это естественно для нашей модели.
ESQUIRE: Само желание расти понятно. Удивляет скорость: как за три месяца можно выйти в 18 городов?
ВЯЧЕСЛАВ: Есть известная формула успеха для ретейла: место, место и еще раз место. Так вот, у нас это технологии, технологии и еще раз технологии. Мы изначально задумывались как технологический сервис, который может адаптироваться к любому месту, в котором живет клиент.
ESQUIRE: Что это за технологии, как они работают?
ВЯЧЕСЛАВ: Это довольно сложные алгоритмы, но если упрощать, то мы автоматически анализируем вкусовые предпочтения клиентов, что позволяет наращивать продажи и сокращать наши издержки. Эти предпочтения сильно коррелируют со стоимостью квадратного метра жилья в том или ином районе. Мы точно знаем, что люди с более высоким бюджетом употребляют меньше сахара. Значит, клубничный йогурт под нашей торговой маркой для этого района будет менее сладким, из натуральных компонентов. В других районах тот же йогурт будет содержать сахар, потому что иначе его не купят – он просто покажется невкусным. Дальше мы анализируем список покупок каждой отдельной семьи: если в ней, например, есть маленький ребенок, то основной статьей затрат будут подгузники. Важно, чтобы купить их у нас было выгоднее, чем в других местах, тогда цены на остальные продукты для этой семьи будут менее важны. То есть алгоритм каждый раз подстраивает предложение сначала под конкретную локацию, а потом под конкретную семью.
ESQUIRE: Вы недавно вышли на рынок США под брендом Buyk. Тяжело было перестраивать бизнес в соответствии с местными правилами, американским менталитетом?
ВЯЧЕСЛАВ: На с амом деле США и Россия очень похожи. Огромный размер стран, огромная протяженность дорог, огромное количество людей. Мы похожи в устройстве городов, в устройстве быта и даже в устройстве способа мыслить. Это еще и самый большой рынок в западном мире, там очень высокая плотность населения в городах. Ну, и мы же из России, хотелось покорить Америку. Мы знали из книжек, что там есть город Нью-Йорк. Приехали на Манхэттен и уже месяц успешно там работаем.