РЖД совместно с китайскими партнерами открывают международное сообщение

ЭкспертБизнес

Сделай свой груз

РЖД совместно с китайскими партнерами открывают для международного сообщения транспортнологистический центр «Белый Раст». Стратегическая цель пилотного проекта — развитие собственной высокомаржинальной грузовой базы

Сергей Кудияров

Третьего июля из Китая в направлении транспортнологистического центра (далее — ТЛЦ) «Белый Раст» отправился первый грузовой поезд с 42 контейнерами. Это крупнейший из действующих ТЛЦ в стране, пилотный проект в перспективной опорной сети подобных центров на железных дорогах России. Создание такой сети — неотъемлемая часть превращения железнодорожной монополии из обычного перевозчика в универсальную логистическую компанию, в русле мирового тренда, заданного отраслевыми лидерами, в частности Deutsche Bahn (DB). Поэтому неслучайно дочерняя структура DB готовила технико-экономическое обоснование «Белого Раста».

Дорого и долго

Проект реализован РЖД совместно с китайской Liaoning Port Group на территории Дмитровского района Московской области. Смета создания ТЛЦ весьма внушительна — 23 млрд рублей. Первая очередь проекта включает в себя три фронта погрузки/выгрузки по 1050 м, складские помещения площадью 36 тыс. кв. м, что позволит обрабатывать до 300 тыс. ДФЭ. После ввода в эксплуатацию третьей, завершающей очереди проекта мощность ТЛЦ составит 725 тыс. ДФЭ. Для сравнения: общий объем железнодорожных перевозок контейнеров в России по итогам 2019 года составил чуть менее 5 млн ДФЭ.

Реализация этого проекта началась силами РЖД еще в 2009 году. Первая грузовая отправка из «Белого Раста» была совершена только в декабре 2019 года (во внутрироссийском сообщении, поезд на Новосибирск) — почти через десять лет после начала реализации проекта. К тому времени проект превратился из детища РЖД в совместное предприятие с китайцами, которые в 2016 году выкупили долю в 49% за 1,95 млрд рублей.

«Первоначально проект задумывался в качестве компенсации и альтернативы закрывающимся грузовым дворам РЖД в Москве с соответствующим переключением грузовой работы из московских и областных терминалов», — рассказывает заместитель генерального директора Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Владимир Савчук. — Ввод первой очереди планировался в 2015 году. Однако в силу ряда нюансов, по большей части административных, развитие проекта было затруднено, а альтернативный проект ТЛЦ “Ворсино” в Калужской области, наоборот, получил зеленый свет, переключив на себя определенные объемы перевозок».

ТЛЦ «Ворсино» (инвестор — «Трансконтейнер Фрейт Вилладж Калуга») обошелся всего в семь миллиардов рублей и уже в 2014 году начал работу. Мощность его терминала составляет 350 тыс. ДФЭ в год (с потенциалом расширения до 500 тыс. ДФЭ), уже достигнутая фактическая загрузка — около 160 тыс. ДФЭ в год.

Развивая ТЛЦ, РЖД пытается уйти от доминирования в перевозках массовых низкодоходных грузов, прежде всего угля

Смена курса

Еще в 2012 году в недрах РЖД появилась «Концепция создания терминальнологистических центров на территории Российской Федерации». Документ указал на недостатки, существовавшие к тому моменту в функционировании российского железнодорожного транспорта, и предложил пути их преодоления — за счет развертывания опорной сети ТЛЦ. Положительный эффект от создания сети оценивался как возможность дополнительного привлечения на железную дорогу до 120 млн тонн высокодоходных грузов.

К моменту принятия концепции грузовые дворы работали более чем на 570 железнодорожных станциях, но их эффективность не всегда была высокой. Кроме того, грузовая база железнодорожных перевозок все больше смещалась в сторону массовых, но низкодоходных грузов, таких как уголь (в прошлом году на него пришлось уже 29% погрузки РЖД). В то время как более ценные грузы, менее массовые, уходили на автомобильный транспорт. Конкретные тарифы сильно зависят от вида груза, способа отправки и даже от маршрута. Но укрупненно по сети можно указать, что если уголь в среднем дает железнодорожникам порядка 20 копеек на тонно-километр, то перевозка товаров народного потребления — 70 копеек.

Тем временем частные компании, работающие в сфере транспорта и логистики, не ждали милостей от железнодорожной монополии, а сами ради привлечения более ценных грузов начали развивать объекты транспортнологистической инфраструктуры — в том виде, как они это понимали. Среди таких игроков можно отметить «Евросиб», «Логопром», Национальную контейнерную компанию, Fesco.

Примеры реализации крупных проектов ТЛЦ на железнодорожном транспорте в России есть. Можно указать на вышеупомянутый центр «Ворсино». Другие интересные примеры — запущенный в 2014 году ТЛЦ «Ховрино» в Москве (2,5 млн тонн в год), запущенные в 2018-м ТЛЦ «Восточный» (200 тыс. ДФЭ) в Подмосковье и ТЛЦ «Калининград» (450 тыс. ДФЭ) в Калининградской области.

Как сообщает инвестиционная компания InfraOne, в мировой практике есть опыт реализации еще более крупных проектов в транспортно-логистической инфраструктуре, чем российские ТЛЦ. Например, BNSF LP Terminal в американском Чикаго имеет мощность 800 тыс. ДФЭ в год — то есть больше, чем запланировано для «Белого Раста» даже при полностью успешном развитии этого проекта.

РЖД сегодня выражают заинтересованность в развитии (и в собственном участии в качестве соинвестора) семи новых ТЛЦ, включая расширение «Белого Раста».

«В случае реализации бизнес-плана развития ТЛЦ “Белый Раст” в полном объеме это будет самый ближний к Москве и один из самых мощных и диверсифицированных терминалов по обработке контейнерных и контрейлерных грузов, находящийся рядом с крупными автомагистралями, автомобильным и железнодорожным кольцом, — говорит Владимир Савчук. — Ввод такого терминала ощутимо увеличит конкуренцию на рынке, что благоприятно скажется на клиентах железных дорог, а это снизит расценки и повысит качество услуг. В ближайшее время стоит ожидать развития комплексных транспортных продуктов через терминал с крупнейшими операторскими и логистическими компаниями. Это будут и внутренние, и экспортно-импортные перевозки».

Однако, как отмечает Владимир Савчук, для того чтобы выйти на проектную мощность первой очереди (по проектной документации 275 тыс. ДФЭ в год), понадобится не менее трех-четырех лет. Терминал будет конкурировать не только с ТЛЦ «Ворсино», но и с другими терминалами, пока сохраняющимися в Москве, такими как «Ховрино» и отчасти «Кунцево». Часть услуг по обработке и хранению рефрижераторных контейнеров, а также обработке контрейлерных грузов может предоставляться уже на первом этапе.

Впрочем, по оценкам экспертного центра HeadWork Analytics, в Московском железнодорожном узле, на обслуживание которого будет ориентирован «Белый Раст», оборот только контейнерных грузов до 2030 года вырастет почти вдвое, более чем до 1,5 млн ДФЭ.

С другой стороны, как отмечает Владимир Савчук, «в принципе проект ТЛЦ “Белый Раст” можно масштабировать на другие регионы России, модернизируя его под соответствующие объемы перевозок и востребованную структуру услуг по обработке грузов».

Фото: Итар-ТАСС/ пресс-служба ОАО «КОКС»

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Мы всех обошли» «Мы всех обошли»

Глава ОСК — о перспективных технологиях в судостроении

Эксперт
Сиреневые сады Леонида Колесникова Сиреневые сады Леонида Колесникова

Человек, который больше собственной жизни любил сирень

Караван историй
Цифровые острова Цифровые острова

Российские компании избирательно подходят к внедрению цифровых продуктов

Эксперт
Перовскиты помогут дешево и эффективно получить водород из воды Перовскиты помогут дешево и эффективно получить водород из воды

Ученые объединили фотоэлектрохимический и фотовольтаический преобразователи

N+1
Анна Плетнева Анна Плетнева

Певица уверяет, что она заколдованная и выигрывает всегда у всех мужчин!

Playboy
Каково это — быть бездомным актером и фотографом Каково это — быть бездомным актером и фотографом

Последние годы жизнь Марка Рэя была похожа на реалити-шоу

Esquire
Сетевой наем: сотрудников ищем, имидж работодателя создаем… Сетевой наем: сотрудников ищем, имидж работодателя создаем…

Рекрутинговая компания HeadHunter стала лидером рынка

Эксперт
Смокер, швенкер и парилья Смокер, швенкер и парилья

Культура барбекю в России набирает обороты

Bones
«Вы белый, потому что у вас “белое” сознание» «Вы белый, потому что у вас “белое” сознание»

Борьба против расизма может стать новым американским геополитическим оружием

Эксперт
APPLE: от первого компьютера до первого триллиона APPLE: от первого компьютера до первого триллиона

Esquire восстановил хронологию становления детища Стива Джобса

Esquire
Астрономы впервые увидели исчезновение короны черной дыры Астрономы впервые увидели исчезновение короны черной дыры

Корона вокруг сверхмассивной черной дыры сначала исчезла, а потом восстановилась

N+1
5 неожиданных фактов об Арнольде Шварценеггере 5 неожиданных фактов об Арнольде Шварценеггере

Арнольд Шварценеггер не перестает удивлять

Maxim
«Айтишники не заменят финансистов» «Айтишники не заменят финансистов»

Алена Ефремова — о том, кто и как может сделать карьеру в современном банке

Эксперт
Красивые и стройные ноги: советы тренера, которые помогут добиться результата Красивые и стройные ноги: советы тренера, которые помогут добиться результата

Стройные ноги требуют немало усилий

Cosmopolitan
Как нумизмат из Феодосии борется за свой Музей денег Как нумизмат из Феодосии борется за свой Музей денег

Почему Музей денег в Феодосии требуют закрыть

СНОБ
Правила жизни Эннио Морриконе Правила жизни Эннио Морриконе

Правила жизни итальянского композитора, аранжировщика и дирижера Эннио Морриконе

Esquire
«Синдром Лазаря»: иногда мертвые действительно оживают «Синдром Лазаря»: иногда мертвые действительно оживают

Что такое «Синдром Лазаря» или самореанимация?

Популярная механика
Новый альбом Cream Soda – лучший психоделический трип в вашей жизни Новый альбом Cream Soda – лучший психоделический трип в вашей жизни

Дима Нова: «Мы хотим, чтобы люди знали – не нужно бояться экспериментировать».

GQ
Я, мой муж и его любовница: история нашего карантина Я, мой муж и его любовница: история нашего карантина

Часто мы не слышим или неверно интерпретируем слова и намерения друг друга

Psychologies
Когда 3 мало, а 6 — уже много: почему у автомобиля 4 колеса Когда 3 мало, а 6 — уже много: почему у автомобиля 4 колеса

Почему подавляющее большинство легковых машин имеют 4 колеса?

Популярная механика
От «Красотки» до «Титаника»: 8 альтернативных концовок От «Красотки» до «Титаника»: 8 альтернативных концовок

В процессе съемки фильма многое может измениться, даже финал

РБК
В одну реку В одну реку

А что если сравнить мотоциклы одного предназначения, но разных лет выпуска?

Мото
Эксперт FHH — о падении продаж и росте поисковых запросов о часах Эксперт FHH — о падении продаж и росте поисковых запросов о часах

Паскаль Равессу — о новой цифровой реальности

РБК
Вызов времени: как искусственный интеллект помогает бороться с дискриминацией Вызов времени: как искусственный интеллект помогает бороться с дискриминацией

Что нужно сделать, чтобы ИИ дал женщинам новые карьерные перспективы

Forbes
Русские писатели на сцене домашних театров Русские писатели на сцене домашних театров

Вспоминаем, кто из русских классиков блистал на подмостках домашних театров

Культура.РФ
Глубоководные удильщики отказались от приобретенного иммунитета ради партнера Глубоководные удильщики отказались от приобретенного иммунитета ради партнера

У глубоководных удильщиков карликовые самцы прикрепляются к самкам

N+1
15 лучших современных фильмов из 15 бывших советских республик 15 лучших современных фильмов из 15 бывших советских республик

Какое кино снимают бывшие республики СССР и как у них это получается

Maxim
Нарушения мозжечково-корковых путей связали с аутистическим поведением Нарушения мозжечково-корковых путей связали с аутистическим поведением

Нарушения двух путей вызывают асоциальное и повторяющееся поведения

N+1
11 фактов об изобретателе револьвера Сэмюэле Кольте 11 фактов об изобретателе револьвера Сэмюэле Кольте

Сэмюэль Кольт дружил с русскими царями и поджег родную школу

Maxim
Презирал женщин и уморил мать: настоящее лицо мультипликатора Уолта Диснея Презирал женщин и уморил мать: настоящее лицо мультипликатора Уолта Диснея

Уолт Дисней был вовсе не добрым дядюшкой, который придумывает мультики!

Cosmopolitan
Открыть в приложении