Российские банкоматы поделили на двоих
Частная компания вошла в альянс с «Ростехом» и поделилась с ним своими разработками в расчете на его лоббистские возможности. Партнеры рассчитывают первыми сертифицировать банковское оборудование как отечественную продукцию и получить гарантированный рынок сбыта
Первые банкоматы в России появились в 1991 году. Правда, выдавали они не деньги, а дорожные чеки American Express. Банкоматами с функцией выдачи наличных с пластиковых карт мы начали пользоваться спустя три года — в 1994-м.
Понятно, что это были исключительно импортные аппараты — в России первый банкомат был собран только в 2004 году из импортных комплектующих. Собственно, и сегодня эти аппараты как минимум наполовину состоят из деталей, купленных за границей. Да и вообще, подавляющее большинство (порядка 20 тыс.) новых банкоматов, которые ежегодно закупают банки, импортные. Основные поставщики — Китай, Венгрия, Германия.
Правительство решило изменить эту ситуацию, приняв постановление «О минимальной доле закупок товаров российского происхождения», где в числе прочего есть и банкоматы. Согласно документу, уже в этом году банки должны закупить 18% банкоматов, имеющих статус российского товара, а в следующем и 2023-м — 20%. В более далекое будущее правительство не заглядывало, однако участники рынка, учитывая взятый властью курс на импортозамещение, предполагают, что к 2030 году обязательство покупать отечественную технику может достичь и 80%.
Другое дело, что сегодня в России ни один производитель банкоматов не сертифицировал в Минпромторге свою продукцию как отечественную и формально российских банкоматов в стране нет. В связи с чем обязательство закупать отечественные банкоматы в этом году выполнено не будет. Но участники рынка считают это издержками переходного периода.
Получение статуса «российский товар» — дело непростое и хлопотное. Один из крупных производителей этой техники — компания «САГА Технологии», имеющая собственный модельный ряд банкоматов, нашла выход в создании альянса с НПП «Сигнал» (входит в концерн «Автоматика» госкорпорации «Ростех»). Компании подписали соглашение, которое в числе прочего предполагает, что на производственных мощностях «Сигнала» будут выпускаться банкоматы, разработанные в «САГА Технологиях».
Сам себе конструктор
Один из первых платежных терминалов в России выпускник факультета МАИ «Автоматизированные системы управления», а ныне генеральный директор «САГА Технологий» Андрей Жолобов собирал своими руками более двадцати лет назад по заказу одного из банков. Сейчас САГА помимо банкоматов выпускает широкую линейку электронного оборудования самообслуживания: кассы, терминалы, билетные автоматы и проч.
По словам Андрея Жолобова, по факту платежные терминалы, которые мы в изобилии видим по всей стране, — чисто российское изобретение и в таком количестве их нет нигде в мире.
«Взять кассы самообслуживания в супермаркетах: сейчас благодаря инициативе владельцев крупных сетей в России самый высокий уровень автоматизации в этом направлении, — полагает он. — Или банковское оборудование: нигде в мире нет такого расширенного функционала банковского терминала, включающего огромное количество услуг».
А если где и есть, то стоит покопаться в списке владельцев — обязательно найдешь кого-нибудь из России или русскоговорящего, уверен г-н Жолобов.
Именно бывшие соотечественники и их заказы позволили небольшой компании выйти на зарубежный рынок. «Несколько лет назад мы выполнили довольно серьезный контракт на поставку 300 банкоматов для полиции Эквадора, — рассказал Андрей Жолобов. — Их подкупили предлагаемые нами возможности аппарата. И хотя главная задача состояла в выдаче зарплаты тамошним полисменам, нас попросили “впихнуть” весь функционал, который только можно себе представить. Что мы и сделали». В итоге эквадорские полицейские банкоматы помимо традиционного снятия или внесения наличных (включая монеты) обладали биометрией, с их помощью можно было получить огромный спектр услуг (кредиты, связь, переводы и т. д.).
«Аналогичный подход использовали и при выполнении контракта на поставку терминалов в Канаду — любая просьба заказчика должна быть выполнена», — вспоминает он.
При своих
Альянс видится сторонам взаимовыгодным. Продукция САГА получит заветный статус, а сама компания — возможность участия в тендерах по госзакупкам на льготных условиях, гарантированный сбыт и увеличение доли на рынке. «Сигнал» же, как предприятие, прежде всего ориентированное на выпуск изделий для ОПК, расширит линейку гражданских товаров, выполняя тем самым поручение президента об увеличении их доли в общем объеме производства, и дополнительно загрузит свои мощности.
Здесь, кстати, налажен выпуск IPтелефонов IVA, разработанных компанией IVA Technologies, которая и разместила на «Сигнале» заказ на их производство. Это продукт, который уже имеет статус российского.
Как отметил Андрей Жолобов, каждый из партнеров будет делать банкоматы на своей производственной площадке: «Предварительно достигнуты договоренности о распределении работ в пропорции 50 на 50».
«Да, наши банкоматы не считаются российскими, но это как посмотреть, — поясняет Жолобов в ходе небольшой экскурсии по производственным цехам компании, расположенной в одной из промышленных зон Москвы. — Не знаю, как считают уровень локализации в Торгово-промышленной палате РФ и Минпромторге, но если брать цену комплектующих, то наша продукция уже сейчас более чем наполовину отечественная».
Какова стоимость производимых компанией банкоматов, Андрей Жолобов не раскрывает, ссылаясь на то, что все они разные, но он пояснил, что в среднем разброс цен на импортные образцы такой техники составляет от 10 тыс. до 30 тыс. долларов за штуку. Отечественные, собранные в том числе из импортных комплектующих, стоят примерно так же или даже дешевле, говорит он. Дешевле — за счет отсутствия затрат, например, на транспортировку, таможенное оформление и т. д.
Как говорит заместитель гендиректора по развитию НПП «Сигнал» Константин Мовчан, сейчас «Сигнал» адаптирует свое производство под выпуск новой для себя продукции. Первые банкоматы предприятие соберет к концу года.
Получение статуса российского товара предполагает сокращение доли иностранных комплектующих. Если раньше главным было лишь пожелание заказчика, который сам мог выбирать производителя тех или иных компонентов, то сегодня все идет к тому, чтобы постепенно менять импортную специализированную электронику на отечественную. «Раньше мы не придавали этому значения и ставили то, что проще и дешевле купить, но сейчас ориентируемся на отечественную компонентную базу, — говорит Жолобов. — Кстати, это отчасти объясняет, почему в нашем проекте возник “Ростех”, у которого есть ряд разработок, которые мы можем использовать в готовом изделии, чтобы “весовая” доля российского в нем стала выше».
Еще одной из причин перехода на отечественную электронную компонентную базу стала проблема доверенности техники. «Я не сторонник теории заговора или того, что нас все и везде пытаются контролировать, но полностью исключать возможность управления импортной техникой извне нельзя, — говорит г-н Жолобов. — Пока мы пользуемся картами международных платежных систем, делать электронные “закладки” в банкоматы не имеет смысла: эти системы устроены так, что мы сами передаем всю информацию о движении своих средств. Но когда мы переходим на карту “Мир” и у нас все трансакции обслуживаются внутри страны, интерес к теме “закладок” исключить нельзя».
Стартовый рывок
«Мы ориентируемся на то, что в следующем году выпустим две тысячи банкоматов», — заявил Константин Мовчан. По его мнению, отечественные устройства с ростом объемов производства будут дешевле иностранных примерно на 10%.
Впрочем, цена здесь не главное, а главное то, что банки обязаны закупать, как уже было сказано, определенную постановлением правительства долю банкоматов российского производства.
Как поясняет гендиректор АНО «Консорциум “Вычислительная техника”» Светлана Легостаева, под действие этого постановления подпадает большинство российских банков, так что производители банкоматов, включенных в Единый реестр отечественной радиоэлектронной продукции, имеют, по сути, гарантированные объемы продаж. Кроме того, статус отечественного производителя дает компании ценовые преимущества на торгах перед другими участниками, возможность обращаться за поддержкой и субсидиями в региональные министерства, Фонд развития промышленности и т. д.
«Наши производители благодаря длительному опыту поставок хорошо разбираются в производстве комплектующих для этого оборудования и написании программного обеспечения, — отмечает она. — И тот факт, что уровень локализации банкоматов существенно возрастет, не скажется на технических характеристиках в худшую сторону, так как разработка ведется в партнерстве с мировыми лидерами, давно зарекомендовавшими себя на нашем рынке».
По данным главы компании САГА, сегодня в России производством такой техники занимаются три-четыре компании. «Но мы первые, кто идет к получению статуса “российский товар”», — заявляет Андрей Жолобов. На вопрос, не боятся ли они, что к этому может проявить интерес Федеральная антимонопольная служба, г-н Жолобов отвечает, что монополии не будет и рано или поздно их догонят. По его расчетам, произойти это может через полгода-год, но пока партнеры могут существовать в довольно комфортных условиях. К тому же догонять всегда труднее, так что эта фора может оказаться и длиннее.
Как подсчитали специалисты «Сигнала», сейчас потребность в банкоматах в стране составляет около 20 тыс. штук ежегодно. Вычисляется это просто: парк банкоматов в стране — 200 тыс., ежегодной замены требует около 10% аппаратов — те самые 20 тыс. штук. Из них 20%, то есть четыре тысячи банкоматов, должны быть отечественного производства, как того требует правительство, устанавливая квоты и для участников торгов на право поставки оборудования госкомпаниям.
В компании «САГА Технологии» работает 200 человек, но на вопрос, справится ли она с возможным ростом числа заказов, ее директор отвечает положительно. «Мы в прошлом году только для салонов одного из операторов связи сделали две тысячи платежных терминалов, которые мало чем отличаются от банкоматов, — говорит он. — И это лишь одно направление, поскольку одновременно шло изготовление терминалов для одной сети супермаркетов. И только для нее ежемесячно отгружаем 400–500 касс самообслуживания». Да и «Сигнал» по своим производственным возможностям в части выпуска банкоматов близок САГА, так что проблем с наращиванием производства и удовлетворением запроса со стороны банков партнеры не видят.
Рано списывать со счетов
Максимальное количество банкоматов в стране было зафиксировано Банком России в 2013 году — около 237 тыс. штук. К октябрю прошлого года их количество снизилось до 199,3 тыс. В том числе благодаря тому, что такие банки, как ВТБ и Сбер, на долю которых приходится почти половина всех банкоматов в стране, взяли курс на их сокращение. Только Сбер в прошлом году сократил количество своих банкоматов сразу почти на семь тысяч — до 70,4 тыс. штук. Но по стране на начало текущего года армия банкоматов вновь превысила 200 тыс. единиц.
«Говорить, что эти аппараты вымирают, нельзя: напротив, в последние годы идет обновление банкоматной сети с заменой существующих устройств на более функциональные, — поясняет вицепрезидент Ассоциации банков России (АБР) Алексей Войлуков. — И в первую очередь востребованы функции, связанные с рециркуляцией банкнот». Например, количество банкоматов с функцией приема денег с 2014 по 2021 год, по его словам, увеличилось на 10%.
«Функция снятия/внесения денег будет актуальна, пока в обороте остаются наличные деньги, — согласна Светлана Легостаева. — Цифровизация лишь диктует необходимость развития дополнительных требований к оборудованию в части возможности осуществления различного рода платежей, возможности бескарточных транзакций или распознавания владельца карточки по изображению».
Как отмечают в АБР, у современных банкоматов появляется все больше новых возможностей, связанных не только с оборотом наличных. Например, можно проводить платежи и оплачивать услуги. Новые устройства могут собирать и использовать для идентификации биометрические данные, дают возможность оформить типовые договоры (например, страховой полис) без визита в отделение компании. По сути, банкоматы становятся микроофисами, предоставляющими наиболее востребованные финансовые услуги. «Банки и другие финансовые учреждения оптимизируют административно-хозяйственные и операционные расходы, в том числе за счет сокращения сети офисов продаж, — продолжает г-н Войлуков. — И это видно по статистике: с начала 2014 года число таких банковских подразделений сократилось на 40 процентов».
Так что место на рынке для отечественных производителей найдется в любом случае.
Как поясняет Андрей Жолобов, его компания совместно с новым партнером будет делать не просто банкомат, который работает с наличными деньгами. Будет сформирован целый модельный ряд — от устройств, которые только выдают наличные, до полноценных аналогов автоматического банковского мини-офиса с возможностью максимально покрыть спектр банковских услуг без участия сотрудника банка (максимум с привлечением оператора колл-центра). «Однако на первом этапе получить статус российских на все устройства не получится», — сетует он. Дело в том, что часть моделей потребует локализации компонентов, которые сейчас в России не производятся.
Фото: Олег Сердечников; предоставлено НПП «Сигнал»
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl