Робер Лепаж — о Михаиле Булгакове, его текстах и его героях

ЭкспертКультура

Робер Лепаж: «Маргарита красива, очень чувствительна, но также очень сильна и самостоятельна»

Канадский режиссер театра и кино, драматург и актер — о Михаиле Булгакове, его текстах и его героях

Вячеслав Суриков

Спектакль «Мастер и Маргарита» создавался при участии многопрофильной творческой компании Робера Лепажа Ex Machina

Российские зрители могли увидеть постановки канадского режиссера театра и кино, драматурга и актера Робера Лепажа «Семь притоков реки Ота», «Липсинк» и «Трилогия драконов», «Обратная сторона луны» и одно из созданных им мультимедийных шоу — «Ночь в библиотеке». Среди других его работ — оперы «Осуждение Фауста» и вагнеровский цикл «Кольцо нибелунга», поставленные в Метрополитен-опера. Кроме того, он поставил шоу Питера Гэбриела The Secret World Tour и Growing Up Tour, а для Цирка дю Солей — шоу Ka и Totem. «Мастер и Маргарита» — его вторая работа в Театре Наций. Ей предшествовала постановка спектакля «Гамлет | Коллаж» с исполнившим все роли в спектакле Евгением Мироновым. О Михаиле Булгакове, его текстах и его героях «Эксперт» поговорил с режиссером накануне премьеры его новой работы.

— «Мастер и Маргарита» — как вы познакомились с этим текстом, при каких обстоятельствах?

— Я был знаком с творчеством Булгакова давно, в первую очередь благодаря его пьесам, но не читал роман «Мастер и Маргарита». В 2007 году я принимал участие в Международном театральном фестивале имени Чехова и встретил там несколько театральных менеджеров: они пришли познакомиться и спросить меня, не хочу ли я поставить «Мастера и Маргариту». Я сказал: «Да, это интересно, но я не читал!» Давно хотел прочитать эту книгу, но она довольно большая. В итоге время на нее я нашел в 2008-м и был очень впечатлен этим потрясающим текстом. Поверьте, совершенно не обязательно быть русским и не обязательно жить в Москве в тридцатые, чтобы понять поэзию, магию и мистику романа. Это фантастически универсальная книга.

— Насколько он, с вашей точки зрения, подходит для сцены?
— Думаю, литературное произведение, написанное в жанре романа, всегда будет ближе к кинематографу, чем к театру. Но Михаил Булгаков сам по себе был театральным человеком. Полагаю, когда он писал «Мастера и Маргариту», то подсознательно ставил персонажей в драматические ситуации. К тому же в романе много диалогов. Это очень удобно для инсценирования: диалоги блестящие! Обычно в прозе полно подробных описаний, а в этом романе персонажи разговаривают друг с другом. Герои просятся быть сыгранными в театре. Кроме того, текст написан с большим чувством юмора, у него хороший комедийный потенциал.

— Как вы оцениваете пьесы Булгакова? Почему их так нечасто можно встретить на мировой сцене?

— Пьеса «Полоумный Журден» очень популярна во французской части Канады, она много где идет до сих пор, а в русском театре популярнее проза Булгакова, не знаю почему. «Мастер и Маргарита» очень сложный для постановки роман. В нем много магической поэзии, но одновременно он в высшей степени реалистичен. Даже персонажи, Мастер и Маргарита, очень человечны. Да, это театральный путь — сотворить магию на сцене, но хочется также рассказать историю о людях. Это сложно. Но самый большой вызов — это сократить историю! Режиссеру придется решить, как ее «нарезать». Это очень длинный текст, поставить все невозможно, иначе получится многочасовой спектакль. Сокращать сложно, поскольку каждое слово в книге точное и важное.

— Мастер — этот персонаж может быть нашим современником?

— Я думаю, Мастер представляет позицию современного деятеля искусств. В различных культурах в разных странах художник стремится быть признанным, свободным, хочет беспрепятственно заниматься творчеством, а кроме того, быть избранным критиками, зрителями, спонсорами. Это очень современно. Конечно, Мастер живет в экстремальной ситуации, в агрессивной среде. Но подобное сегодня происходит во многих странах. В Канаде все то же самое: художник ищет свободы слова, нуждается в одобрении, замирает в ожидании рецензий и вердикта общества, волнуется по поводу дистрибуции. Думаю, Мастер остается очень современным героем.

— Маргарита — это идеальная женщина?

— Мы знаем, что Россия старается предъявить всему миру свою маскулинность, но, когда приезжаешь сюда, выясняется что страна очень матриархальна. Общество здесь держится на сильных женщинах. Считаю, Маргарита тому подтверждение. Да, мы понимаем, что прототипом была жена Булгакова, которая поддерживала своего мужчину. Да, она очень красива, очень чувствительна, но также очень сильна и самостоятельна! Она выдающаяся женщина, хороший пример для тех, кто сражается за права женщин.

— Кого из международных звезд вы могли бы посоветовать на эту роль Базу Лурману, если экранизация романа в его исполнении состоится?

— Проблема кастинга в кино в том, что приходится учитывать такие вещи, как возраст, внешность, комплекция актрисы. Кастинг должен быть точным. В театре такой проблемы нет: старуха может играть Джульетту, полная свобода! Николь Кидман, например, уже слишком взрослая, для того чтобы сыграть Маргариту, но еще какое-то время назад она была бы замечательной Маргаритой. Уверен, в Америке есть хорошие молодые актрисы на эту роль. Возможно, в последнее время я не слишком внимательно слежу за голливудскими премьерами. Сильные голливудские актрисы, которых я назначил бы на эту роль, есть, но им сейчас уже шестьдесят-семьдесят лет.

— Нужно ли в театре удивлять зрителя?

— Да! Сегодня все могут сидеть дома и смотреть в свое удовольствие «Нетфликс», так что у театрального представления должны быть какие-то особенные качества. Нужно купить билет, доехать до театра, найти место для парковки, заплатить. Чтобы все это оправдать, вечер должен преподнести какие-то сюрпризы, которых нет на «Нетфликсе».

— Насколько сильно изменился за последнее время язык, на котором режиссеры разговаривают со зрителем? Как много у них осталось в запасе выразительных средств, позволяющих донести свою мысль до зрителя?

— Не так важно, какие новые способы выражения есть у режиссера, важно, умеет ли он пользоваться этими инструментами. Все новые инструменты как новые краски у художника: если не умеешь рисовать, ничего не выйдет. Вызов в том, чтобы рассказать историю, и временами тебе нужны дополнительные инструменты, а временами — нет. Это вопрос приоритетов: иногда тебе нужен только актер, иногда — новые технологические приспособления. К сожалению, многие режиссеры, у которых есть доступ к хорошей технике, делают большое шоу ни о чем. Тут важно подходить со вкусом.

— Как вы учитываете культурный и социальный контекст страны и города, где ставите спектакль? Пришлось ли вам погрузиться в русскую культуру, прежде чем приступить к работе над постановкой?

— Я проходил определенную подготовку в Москве и, конечно, бывал в Музее Булгакова, в библиотеках, разговаривал со специалистами. Но все-таки мне хотелось рассказывать историю со своей точки зрения. Да, я с большим уважением отношусь к русской культуре. Но важны и мои чувства как канадца, а я чувствую общность с Россией. У нас, кстати, много общего в мировоззрении: мы северные страны. Да, нам нужен переводчик, но насколько мы похожи! Я стараюсь погружаться в русскую культуру через человека, через артистов. Когда режиссер-иностранец встречает местного артиста, они в первую очередь должны выяснить общие для них черты.

Перевод Анастасии Мордвиновой. Пресс-служба Театра наций

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Новый азимут Новый азимут

Зачем основатель сети городских отелей решил вложиться в туристические зоны

Forbes
7 фотографий людей за несколько часов, минут и даже секунд до смерти 7 фотографий людей за несколько часов, минут и даже секунд до смерти

Эти бередящие душу снимки были последними в жизни запечатленных на них людей

Maxim
Маск, я вас знаю Маск, я вас знаю

Что связывает Илона Маска с Россией, кроме космической гонки

GQ
13 способов не уснуть за рулем 13 способов не уснуть за рулем

Как сохранить бодрость за рулем во время долгой дороги?

Maxim
Эдгар Райт Эдгар Райт

Правила жизни кинорежиссера Эдгара Райта

Esquire
Как обычному человеку создать NFT и можно ли на нем заработать? Как обычному человеку создать NFT и можно ли на нем заработать?

Стоит ли человеку с улицы соваться в NFT-бизнес?

Maxim
Вылечить нельзя, но помочь можно: всё, что нужно знать про эндометриоз Вылечить нельзя, но помочь можно: всё, что нужно знать про эндометриоз

К чему может привести эндометриоз?

Cosmopolitan
Шарль Морис де Талейран-Перигор Шарль Морис де Талейран-Перигор

Правила жизни премьер-министра Франции князя Беневентского

Esquire
«Это цифровая колонизация»: зачем Meta подключает к интернету развивающиеся страны и чем это грозит «Это цифровая колонизация»: зачем Meta подключает к интернету развивающиеся страны и чем это грозит

Как желание обеспечить доступ в интернет привело к обвинениям и протестам?

VC.RU
Это фантастика! Это фантастика!

Казалось бы, в сексе сложно ждать каких-то прорывов, и все же...

Men’s Health
Почти пришла по нужному адресу Почти пришла по нужному адресу

Что ждет холдинг VK и какова его дальнейшая стратегия?

Forbes
Сумасшедшие каналы и моря: Атлантропа и водная Сахара Сумасшедшие каналы и моря: Атлантропа и водная Сахара

Сумасшедшие проекты гидротехников

Популярная механика
Профессия будущего: почему робототехнику начинают изучать даже в гуманитарных вузах Профессия будущего: почему робототехнику начинают изучать даже в гуманитарных вузах

Зачем роботов изучают не только в технических вузах и почему это так важно

Популярная механика
Портфель богатых: как заработать на самых состоятельных людях в мире Портфель богатых: как заработать на самых состоятельных людях в мире

Давайте попробуем стать участниками успеха известных миллиардеров

Forbes
От исландского до эскимосского: какой самый сложный язык в мире От исландского до эскимосского: какой самый сложный язык в мире

Уже освоил английский, немецкий, французский и испанский?

Playboy
Нестандартные красотки: топ-7 самых горячих моделей плюс сайз Нестандартные красотки: топ-7 самых горячих моделей плюс сайз

Женская красота измеряется не сантиметрами

Playboy
15 фраз о любви, которые растопят самое холодное сердце 15 фраз о любви, которые растопят самое холодное сердце

Мы нашли 15 самых прекрасных цитат о любви из романтических фильмов

Cosmopolitan
Газлайтинг: что это такое и как ему противостоять Газлайтинг: что это такое и как ему противостоять

Газлайтинг. Почему такое странное слово и что оно означает?

Cosmopolitan
Витая в облаках: как миллиардер Юрий Мильнер будет искать жизнь в атмосфере Венеры Витая в облаках: как миллиардер Юрий Мильнер будет искать жизнь в атмосфере Венеры

Когда и как планируют искать жизнь на загадочной и негостеприимной Венере

Forbes
Загадочные люди-химеры: как ткани одного и того же организма могут содержать разные ДНК Загадочные люди-химеры: как ткани одного и того же организма могут содержать разные ДНК

Почему возникает химеризм у людей и какой он бывает?

Популярная механика
Дух старой школы: 10 любопытных групп о ретро-компьютерах, которые можно найти в сети Дух старой школы: 10 любопытных групп о ретро-компьютерах, которые можно найти в сети

Если ищете электронную открытку для друга-программиста, вам точно сюда

Популярная механика
Почему сводит ноги и что с этим делать Почему сводит ноги и что с этим делать

Почему сводит ноги, как от этого избавиться и могут ли судороги быть опасны

РБК
6 преимуществ яблочного уксуса для красоты и здоровья 6 преимуществ яблочного уксуса для красоты и здоровья

Может ли яблочный уксус быть полезен для красоты и здоровья?

Cosmopolitan
Ему домкрат, тебе духи: как гендерные праздники тиражируют стереотипы о женщинах Ему домкрат, тебе духи: как гендерные праздники тиражируют стереотипы о женщинах

14 февраля, 23 февраля и 8 марта — дни, когда реклама транслирует стереотипы

Forbes
Как принимают экзамены на «права» в США, Германии, Японии, Великобритании и Китае. Как принимают экзамены на «права» в США, Германии, Японии, Великобритании и Китае.

Экзамен на право управления автомобилем — показатель уровня демократии в стран

Maxim
«Парковочные огни»: когда и как использовать габариты «Парковочные огни»: когда и как использовать габариты

Зачем нужны габаритные огни и какие они бывают?

РБК
Лоуренс Гонсалес. Лоуренс Гонсалес.

Отрывок из книги Лоуренс Гонсалес — почему чувство юмора необходимо для спасения

Esquire
Осторожно, массаж Ко Би До: почему его нельзя делать до 30 лет и самостоятельно Осторожно, массаж Ко Би До: почему его нельзя делать до 30 лет и самостоятельно

Ко Би До - не новое изобретение, этой технике массажа сотни лет

Cosmopolitan
Молодой орангутан во время эксперимента воспользовался каменным отщепом Молодой орангутан во время эксперимента воспользовался каменным отщепом

Биологи попытались научить приматов изготавливать и применять орудия труда

N+1
Sharp Stick  Лины Данэм из программы «Сандэнс» — трагикомедия про секс, которую все заклеймили Sharp Stick  Лины Данэм из программы «Сандэнс» — трагикомедия про секс, которую все заклеймили

Sharp Stick: западные критики фильм не приняли, а наш — полюбил

Esquire
Открыть в приложении