«Я неприкасаемый — и поэтому не продвигаюсь в карьере»: как кастовая иерархия проникла в ИТ-индустрию Индии
У индийских ИТ-компаний был шанс стать свободными от кастовых ограничений, но в массе своей они полностью адаптировали эту систему. О том, почему это случилось, а также о положении представителей низших социальных групп в отрасли — в пересказе издания Rest of World.
Индия в 2021 году переживала бум найма сотрудников — почти 50% компаний страны планировали увеличить штат в начале 2022 года, а количество соискателей увеличилось в два раза по сравнению с прошлым годом. Соревнуясь друг с другом, ИТ-фирмы предлагали потенциальным работникам даже с небольшим опытом комфортные условия, высокую зарплату и корпоративные подарки.
При этом из-за кастовой организации индийского общества доступ некоторых людей в престижные и востребованные отрасли затруднён — касты традиционно связаны с определёнными профессиями.
Далитам, или неприкасаемым, исторически доставалась «грязная» работа вроде ручной уборки мусора. В 1947 году Индия ввела программу резервирования: она закрепляла за далитами и близкими к ним по статусу представителями коренных общин право на образование и службу на государственных должностях, а также вводила квоты для них.
Из-за этого доминирующим группам стало сложнее устраиваться в госучреждения. По словам издания, это подтолкнуло их к работе в преимущественно частной ИТ-отрасли, где государство не могло вводить квоты на трудоустройство.
Но туда направились и далиты — новая индустрия обещала создать для всех равные условия, в которых всё будет зависеть от индивидуальных способностей и личных заслуг, а религия, пол и каста не будут иметь значения.
Однако такое смешение привело к тому, что кастовые иерархии сформировались и внутри отрасли. Касты в индийском технологическом секторе не исчезают, а резко адаптируются к новым условиям, заключает профессор Университета Кентербери Б. Линдт.
Представителям низших каст сложно получить профильное образование
Барьеры для входа в ИТ-индустрию для исторически угнетённых групп возникают с детства. Среди них:
- Неравный доступ к качественному начальному образованию. Люди из высших каст могут позволить своим детям англоязычные школы с лучшими учителями, а бедняки лишены этого преимущества, говорит преподаватель Университета Монаш в Малайзии Раджешь Рамачандрана.