Идеолог модернизации
Ренегат и авантюрист, карьерист и доносчик, сервильный царедворец и придворный интриган, герой анекдотов и сам острослов и вольнодумец... Но одновременно — блестящий оратор и полемист, тонкий дипломат и политик, выдающийся богослов и проповедник, незаурядный учёный, стихотворец и драматург, интеллектуал и благотворитель... Может ли это всё сочетаться в одной персоне? Может, если речь идёт о великой эпохе и великом человеке, которого звали Феофан Прокопович.
На самом деле звали Прокоповича то ли Елиазар, то ли Елисей. Имя вместе с фамилией уроженец Киева заимствовал у родного дяди — ректора Киевской духовной академии. Ранняя история Феофана Прокоповича-2 запутанна и полна противоречий. Родился то ли в 1677-м, то ли в 1681 году, с юности проявил настоящую страсть к знаниям, будучи определён родственником в Киево-Могилянскую академию — оплот просвещения и культуры в допетровское время.
Дальнейшая жизнь Прокоповича могла бы служить сюжетом авантюрного романа: разъезжая по Европе, он с лёгкостью менял страны, религии и убеждения. Во Львове стал униатом, посещал занятия в германских университетах, добрался до Рима, где поступил в иезуитскую Коллегию святого Афанасия, специально предназначенную для греков и славян. В учёбе был успешен и, по слухам, даже привлёк внимание папы Климента XI. Нестойкий в вере Прокопович то ли в Риме, то ли в Польше принял католицизм, от которого быстро отрёкся, как только вернулся обратно в Малороссию то ли в 1702-м, то ли в 1704 году. Что стало причиной его отъезда из Вечного города — тоска по родине, поиск славы, грехи или заслуги, история умалчивает.
По возвращении Феофан принял постриг и получил место в Киево-Могилянской академии, где преподавал поэтику, риторику, философию и богословие, составив по этим дисциплинам настоящие учебники, в которых усердно бичевал католиков, и иезуитов в особенности. В это же время он начал литературную деятельность — написал пьесу на сюжет из русской истории «Владимир».
В 1709 году в Софийском соборе Киева, спустя месяц после Полтавской баталии, Феофан Прокопович прочитал посвящённое победе в ней «Похвальное слово» — в присутствии Петра и главным образом на него одного и рассчитанное. Пересыпанная цитатами из Писания и древних авторов речь произвела на царя большое впечатление и сыграла немалую роль в судьбе Прокоповича. «Слово» перевели на польский и латинский языки и издали. Ещё одним «Похвальным словом» — князю Меншикову — Феофан приобрёл себе могущественного покровителя. В 1711 году, во время Прутского похода Петра, он был призван читать проповедь в царский лагерь в Яссах, после чего занял место ректора Киево-Могилянской академии и настоятеля Братского Богоявленского монастыря. Вскоре Пётр мобилизовал Прокоповича на идеологический фронт — вызвал в Петербург. Так что в «гнездо» Петра Феофан залетел довольно поздно. В ближайшее окружение царя он вошёл не ранее 1717 года.