Екатерина Гусева: "Утром обнимемся, разбежимся по работам, и этого тепла хватает до обеда, а дальше начинаешь скучать..."
Иногда не получается вывести себя из равновесия, из состояния покоя. Разбудить в себе зверя для роли бывает тяжело, хоть булавку в кармане носи... Организм просто говорит: "Не хочу! Отстань от меня!"
-Катя, для зрителя вы всегда были «голубой героиней», «женщиной-мечтой», а сейчас появляется все больше острохарактерных ролей. Довольно неожиданная смена амплуа...
— Во время студенчества в Театральном училище имени Щукина я экспериментировала со всевозможными вариантами перевоплощения. В предметы, животных, мужчин, старух... Нравилось мне превращаться в кого-то или во что-то. Уходить от себя. И чем дальше, тем большее удовольствие испытывала!
В дипломной постановке «Последние» играла девяностолетнюю беззубую няньку. Наш спектакль взял Гран-при на Европейском студенческом театральном фестивале в городе Брно. Надо сказать, это было торжество Вахтанговской школы! Исполнителя главной роли Александра Семчева на банкете качали на руках, а на меня не обращали никакого внимания. Оказывается, просто не узнали. Потом, правда, кто-то из наших, показав на меня пальцем, шепнул: «Грэнд мам, грэнд мам, нэнни!..» И после этого мне пришлось спасаться бегством!
Когда я стала актрисой, режиссеры в основном эксплуатировали мои данные, мою природу. Особенно в кино. Честно признаться, ограничиваться только этим скучно... Да и нет в этом моей особой актерской заслуги. На телевидении я выхожу на сцену в красивых платьях, и видимо, все уже настолько привыкли видеть Екатерину Гусеву такой, что это стало устоявшимся амплуа. И у меня появилось желание похулиганить, удивить.
Был период, когда я с головой ушла в драму: три жарких летних месяца провела на нарах «Акмолинского лагеря жен изменников родины», перешагивала через гадюк в крымской степи, мошку и пиявок кормила в болотах; в житейской истории Виктора Мережко «Входя в дом, оглянись» почти утонула в реке. Выжила на съемках «Африки» в минус двадцать пять, когда снимали в крещенские морозы. В экранизации рассказа Улицкой «Лялин дом» закончила дни в психиатрической лечебнице... А в театре регулярно бросаюсь то под поезд, то под нож Рогожина. Вишенкой на торте оказалась Елизавета, королева Англии в трагедии Шекспира «Ричард III», где гроб на гробе, крест на кресте... А мне хочется, чтобы зрители не только плакали — ведь в последнее время все мои героини вызывают сопереживание и слезы, но и смеялись!
Мне нравится делать людей счастливыми, дарить им радость! И я не боюсь, когда надо мной смеются. Не так давно снялась в семейной комедии «Домовой», повеселила людей.
Этой весной в прокат выходит фильм «Я хочу! Я буду!», где у меня невероятно смешной образ зрелой женщины-педагога, взвалившей на себя неподъемный воз семейных забот, мужа с зависимостью, взрослого безработного и легкомысленного сына... При этом она живет по четким правилам и до сих пор слушается покойную маму, точнее ее портрет на стене, с которым периодически ведет беседы.
Маму сыграла потрясающая актриса театра «У Никитских ворот» Ольга Лебедева. Она, то есть ее «ожившая» фотография, рулит всей ситуацией в семье, указывает, что купить, что надеть и как себя вести. А поскольку моя героиня тянет тяжелый груз непростой жизни, выглядит она соответствующе: сутулится, носит нелепые очки, которыми закрывается и защищается от мира, такой человек в футляре. Неожиданно к ней переезжает племянница-оторва... Девчонка учится через пень-колоду, увлечена стендапом и выступает в ночных клубах. Правда она действительно талантливый автор — пишет тексты, вдохновляющие людей. И вот благодаря племяннице моя героиня расправляет плечи, поднимает голову и расцветает.
Я, в свою очередь, готовясь к роли, впервые открыла для себя мир женского стендапа и поняла, что смех над собой помогает людям справляться с некоторыми проблемами, но для этого приходится обнажать душу, и тут нужна отчаянная смелость.
— Кроме того, что не все ваши героини красотки, у вас еще и возрастные роли появились. Не пугает переход в другую нишу?
— Этот переход случился десять лет назад, когда я впервые сыграла Екатерину Великую в мюзикле Театра оперетты «Граф Орлов». Тогда казалось, что эта роль на вырост, а сейчас я действительно чувствую себя в ней более органично. У меня же недавно случился «ягодный» юбилей — сорок пять лет. Ну не Джульетт же мне играть!
Их я переросла и никаких сожалений по этому поводу не испытываю, я же не травести или инженю. Мои героини из принцесс выросли в королев, и в таких ролях я чувствую себя вполне комфортно.
Новый сезон Театр имени Моссовета открыл премьерой спектакля «8 любящих женщин», где я играю старую деву Огюстину, безнадежно влюбленную в мужа сестры. Я там такая страшная! Лысая, противная истеричка. Страданиями от своей тайной неразделенной любви она саму себя съела. На нервной почве у нее выпадают волосы, остатки которых она собирает в куцый пучок... В пьесе есть волшебный момент, когда героиня раскрывает свои чувства. И тогда становится очевидным, что никто не способен любить так, как умеет ее душа. Это невероятно чистый, простой и искренний монолог, превращающий Огюстину из бесплодного урода (как она сама себя называет) в богиню любви.