Онлайн-магазин Wildberries выходит на европейский рынок

ЭкспертБизнес

Окно в Европу

Онлайн-магазин Wildberries выходит на европейский рынок. Помимо доступных цен и хорошего сервиса компания хочет удивить европейцев новым ассортиментом — от местных и российских мелких поставщиков.

Виктория Безуглова

Татьяна Бакальчук, основатель крупнейшего российского онлайн-магазина Wildberries, уверена, что ее бизнесмодель «выстрелит» и на европейском рынке. Фото RBC/TASS

Крупнейший российский интернет-магазин Wildberries объявил о начале масштабной экспансии в Европу. В течение пяти лет компания собирается построить на территории Словакии несколько логистических хабов общей площадью 300 тыс. кв. м, которые, по предварительным подсчетам, будут обслуживать 15 тыс. работников. Инвестиции в проект превысят 200 млн долларов. Это одна из немногих попыток отечественных онлайн-ритейлеров выйти на европейский рынок и первый случай, когда проект стартует с создания собственной логистической инфраструктуры.

Мотивы похода на Запад «вооружившегося до зубов» Wildberries объяснимы. Несмотря на впечатляющие результаты, достигнутые компанией на российском рынке e-commerce (выручка в объеме 118,7 млрд рублей при росте на 72% в 2018 году и доля рынка около 10%, обеспечивающая лидирующие позиции), дальнейший рост на внутреннем рынке может быть ограничен. «Хотя доля Wildberries на отечественном рынке постоянно растет, в обозримой перспективе она близка к насыщению из-за недостаточно большой емкости самого рынка», — полагает Юлиана Гордон, основатель школы e-commerce iWENGO. В то же время мировая онлайн-торговля стремительно растет, на 11–20% по итогам 2018 года, в зависимости от оценок и конкретного региона, при гораздо больших объемах спроса. В Европе, по данным Ecommerce Foundation, рынок e-commerce увеличится в 2019 году на 13,6% и составит 620 млрд евро — это примерно в 30 раз больше, чем в России.

Есть не менее веские причины для локации хабов Wildberries именно в Словакии. «Эта страна имеет выгодное географическое положение, и если грамотно выстроить логистику, можно обеспечить быстрый выход на рынки Польши, Германии, Латвии и Литвы», — поясняет Герман Шеховцев, партнер практики стратегии и операционной эффективности Althaus Group. А там и весь европейский рынок как на ладони. По мнению Константина Бушуева, начальника управления анализа рынков компании «Открытие Брокер», если в Азии, Северной Америке и Западной Европе проникновение электронной b2cкоммерции уже довольно значительно, то Центральная и Восточная Европа в этом плане еще выглядят непаханым полем. Этот вывод соотносится с оценкой агентства Euromonitor, по которой 88% рынка европейской онлайн-торговли пока приходится на Западную Европу.

Конкуренция лоб в лоб

Основанная пятнадцать лет назад предпринимателем Татьяной Бакальчук компания Wildberries сегодня работает в пяти странах — России, Белоруссии, Казахстане, Киргизии и Армении; собственная сеть пунктов выдачи заказов насчитывает 5500 точек, ежедневно оформляется около 500 тыс. заказов. Ассортимент онлайн-магазина насчитывает свыше трех миллионов товаров от 25 тыс. российских и зарубежных брендов. Это одежда и обувь, аксессуары, косметика, детские товары, техника и электроника, товары для дома, ювелирные украшения, продукты питания, книги. Во всех странах присутствия Wildberries поддерживается политика доступных цен и, ежемесячно открывая несколько сотен новых точек самовывоза, позиционирует себя как «торговый центр у дома», где можно все заказать онлайн без предоплаты и получить в ближайшем пункте выдачи, оборудованном удобными примерочными кабинами.

«Судя по финансовым результатам Wildberries на российском рынке, в компании очень хорошо понимают структуру затрат в расчете на одного привлеченного покупателя, на один заказ и умеют управлять LTV клиентов — повторными покупками. Их основные конкурентные преимущества — ассортимент, цены, быстрая и недорогая доставка, а это главные драйверы е-commerce на любом рынке, от Америки до Китая, и в Европетоже», — уверена Юлиана Гордон. По мнению Вячеслава Абрамова, директора офиса продаж «БКС Брокер», в Европе, где в настоящее время насчитывается более 800 тыс. онлайн-магазинов, для покупателей важны те же критерии, что и в России: цена доставки и точность ее временного интервала, а наличие бесплатной доставки генерирует максимум повторных покупок.

Нельзя сказать, что у конкурентов Wildberries на европейских рынках хуже возможности в плане той же доставки и прочего сервиса. Главным конкурентом, как полагают аналитики, будет Amazon, имеющий свои склады и логистику в Европе и увеличивший за 2018 год объемы продаж на 31%, до 232,9 млрд долларов (в 2017-м — 177,9 млрд долларов). «В Евросоюзе нет такой большой проблемы с логистикой, как в России, — рассуждает Тимур Нигматуллин, инвестиционный менеджер “Открытие Брокер”. — Компаниям нет смысла чрезмерно инвестировать в собственную инфраструктуру доставки, гораздо большее значение играют бренд и качество сервиса, цена не так важна. Если компания будет работать на европейском рынке, ей, вероятно, потребуется создать обособленное подразделение с командой менеджмента».

Высокая конкуренция ожидает Wildberries как среди глобальных интернет-магазинов (Amazon, Alibaba, eBay, Wish), так и местных, универсальных и специализированных. По мнению Ивана Котова, управляющего директора и партнера BCG, разделение на универсальные и специализированные онлайн-магазины вообще условно: игроки и на Западе, и в России часто переходят из одной категории в другую, а некоторые из них наряду с товарами уже предлагают под своим баннером финансовые, страховые и туристические услуги. Среди крупнейших европейских игроков есть как универсальные магазины, такие как Metro, John Lewis, Otto, Cdiscount, так и специализированные — в основном по продаже одежды и обуви (Zalando, M&S, Asos) и электроники — Apple. Быстро растет и продовольственный онлайн-ритейл, хотя он пока значительно меньше по размеру, чем другие категории.

При этом, как подчеркивает Юлиана Гордон, рынки отдельных стран заметно отличаются друг от друга: «Где-то царят местные онлайн-ритейлеры и маркетплейсы, как Argos.co.uk в Великобритании, Allyouneed.de в Германии. Во Франции наряду с глобальными Amazon, La Redoute, Rakuten развивается около полутора десятков небольших местных маркетплейсов. В Нидерландах господствуют Amazon и местная BOL.com. В соседней со Словакией Чехии с населением 10,7 миллиона человек онлайн-продажами в стране занимается более 40 тысяч магазинов, это чуть ли не самая большая плотность в Европе». По словам Константина Бушуева, в сегменте одежды, где у Wildberries наибольшие компетенции, в Центральной Европе российскую компанию ожидает конкуренция преимущественно с местными игроками.

Впрочем, Тимур Нигматуллин полагает, что чрезвычайная фрагментированность европейского рынка, если сравнивать, например, с рынком США и долей на нем Amazon, открывает новому игроку и дополнительные возможности занять свою нишу.

Заход с флангов вместе с поставщиками

Похоже, о дополнительных возможностях продвижения на европейские рынки подумали и в самой Wildberries. Говоря о стратегии компании, директор по экспорту Кристина Спирева пояснила, что планируется создать дополнительный канал экспорта с помощью онлайн-платформы и таким образом поддержать российских производителей — компании малого и среднего бизнеса, которые делают уникальные вещи, отличающиеся от того, что есть сейчас на европейском рынке. По сути, речь идет о развитии в Европе того направления бизнеса компании, которое у нее оформилось не так давно. Речь идет о радикальном расширении пула поставщиков и, соответственно, ассортимента товаров.

Весной этого года Wildberries объявила о снижении комиссии с 38 до 19% для поставщиков, которых у нее 15 тыс., из них девять тысяч — представители малого и среднего бизнеса. Цель акции — привлечь на свою площадку больше небрендированных товаров от локальных производителей. С июля в сотрудничестве с Минпромторгом в регионах стали открываться центры экспертизы Wildberries для поставщиков — многофункциональные площадки с собственным обучающим центром и операционно-складским комплексом. Третий шаг этой стратегии был объявлен на прошлой неделе: запущен пилотный проект по сотрудничеству с самозанятыми гражданами, среди которых работают начинающие дизайнеры одежды, обуви, производители аксессуаров, сувениров. Число таких предпринимателей в России превышает 160 тыс., а к 2024 году, по оценке, оно может достичь 2,4 млн. Для них в компании разработали новое мобильное приложение и рассчитывают, что прирост числа поставщиков, включая тех, кто начинает свой бизнес с нуля, увеличится вдвое — до двух тысяч партнеров в месяц.

По мнению Германа Шеховцева, уникальным конкурентным преимуществом Wildberries действительно может стать грамотно выстроенная бизнес-модель, которая позволит находить качественные товары не только у крупных поставщиков, но и у небольших компаний и даже индивидуальных предпринимателей. Отдельно он отмечает перспективность создания центров экспертизы электронной коммерции Wildberries в условиях Европы, где малый бизнес чрезвычайно развит, в той же Словакии его доля составляет около 96%. «Мы рассчитываем предложить зарубежным поставщикам схему поддержки малого и среднего предпринимательства, и торговые представительства нескольких стран уже высказали свою заинтересованность в открытии центров обучения Wildberries, подобные тем, что мы открываем в регионах РФ», — подтвердила Кристина Спирева.

Оценивая долю рынка, которую может занять Wildberries в Европе, аналитик ГК «Финам» Леонид Делицын предлагает исходить из того, что российские предприниматели при выходе на зарубежный рынок рассчитывают хотя бы на удвоение оборота в перспективе трех–пяти лет. В Wildberries сейчас работают около 27 тыс. человек, в компании планируют создать еще 15 тыс. рабочих мест — это сравнимая величина, подтверждающая, что Wildberries рассчитывает на сравнимую с российской выручку. К 2022 году европейский рынок при нынешних темпах роста достигнет 830 млрд евро, соответственно, выручка в 3,2 млрд евро, на которую к этому же сроку может рассчитывать Wildberries, составит 0,4% европейского рынка. В Wildberries планируют смелее: только товаров российского производства компания рассчитывает экспортировать на 200 млрд рублей в год, соответственно, ее общая экспортная выручка может быть вдвое-втрое больше, а доля рынка — около 0,7%.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Закуска за наш счет Закуска за наш счет

В чем привлекательность новой чудесной доктрины — «современной теории денег»

Эксперт
Едва знакомы Едва знакомы

«Едва знакомы» — проект, объединяющий людей за киноужинами

Seasons of life
В тылу «Аванпоста» В тылу «Аванпоста»

Лукерье Ильяшенко было приятно снять бронежилет после спасения Земли

Maxim
Актер сериала «Универ. Молодые» Влад Прохоров рассказал, какие качества в девушках ценит больше всего Актер сериала «Универ. Молодые» Влад Прохоров рассказал, какие качества в девушках ценит больше всего

Актер Влад Прохоров рассказал о своих главных требованиях к девушкам

VOICE
40 м² 40 м²

Для своей семьи Ольга Угур создала квартиру-трансформер

AD
«Чистейший образец» «Чистейший образец»

Составить цельный образ Натальи Николаевны Гончаровой — сложная задача

Дилетант
«Проблема в мозгах и некоторых установках, которые нужно менять» «Проблема в мозгах и некоторых установках, которые нужно менять»

Ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов о цифровизации образования и вузах будущего

Forbes
Лариса Долина: «Я всегда верила в то, что моя звезда загорится» Лариса Долина: «Я всегда верила в то, что моя звезда загорится»

Лариса Долина не скрывает – в своей жизни она столкнулась со многими трудностями

Добрые советы
Логика инвестирования Логика инвестирования

Сергей Колесников о том, как принимать инвестиционные решения в России

Эксперт
Само совершенство Само совершенство

Что скрывается за яркой внешностью и почему мы пытаемся этим поднять самооценку

Лиза
На всякий случай На всякий случай

Как работает система страхования в спорте

Ведомости
Женщины, которые нас вдохновляют: писательницы, руководительницы, исследовательницы, — о своих героинях Женщины, которые нас вдохновляют: писательницы, руководительницы, исследовательницы, — о своих героинях

Женщины поделились историями о тех, кто больше всего их вдохновляет

Psychologies
Немного науки в арктической воде Немного науки в арктической воде

Что исследователи знают о косолапых пловцах

Weekend
Учтенный друг: что нужно знать о регистрации домашних животных в Подмосковье Учтенный друг: что нужно знать о регистрации домашних животных в Подмосковье

Как зарегистрировать питомца в Подмосковье и для чего это нужно

Forbes
Символ на перекрестке современных философий Символ на перекрестке современных философий

Знак — это условность, которая превращает отдельные вещи в их меру

Знание – сила
Первая среди равных Первая среди равных

Мысли и наблюдения первой женщины-победительницы в кругосветной гонке

Y Magazine
Леди Гага от декаданса: как маркиза Луиза Казати стала королевой эпатажа Леди Гага от декаданса: как маркиза Луиза Казати стала королевой эпатажа

Как середине XX века итальянская аристократка стала Леди Гагой своего времени

Правила жизни
Ген ожирения объединил людей с собаками Ген ожирения объединил людей с собаками

Ученые выявили у собак ген, связанный с развитием ожирения

N+1
Есть контакт Есть контакт

Как установить и почувствовать связь со своим телом

Grazia
Доктор Доктор

Фантастический рассказ Александра Маркова «Доктор»

Знание – сила
Заговор крупным планом Заговор крупным планом

Гид по фильмам о заговорах и их теориях

Правила жизни
Свой или чужой Свой или чужой

Как судить человека, если судьба предопределила ему две роли — жертвы и палача?

Дилетант
Нежные чувства Нежные чувства

Твой ребенок впервые влюбился. И, конечно, думает, что ты ничего не понимаешь

Лиза
Чайный театр Чайный театр

Чайная «ТИШь»: где чай становится искусством, а внимание — главным ингредиентом

Seasons of life
Система Юпитера: есть ли жизнь в подледном океане Европы? Система Юпитера: есть ли жизнь в подледном океане Европы?

Почему спутник Юпитера Европа — перспективный объект исследования?

Наука и техника
Связь поколений Связь поколений

Даже если дети не сразу готовы стать вашими преемниками, они всегда рядом

Bones
Русско-американские отношения в XIX веке. Часть 1 Русско-американские отношения в XIX веке. Часть 1

Развитие торговых и политических отношений между США и Российской империей

Наука и техника
Белое на белом Белое на белом

В суперъяхте Extra Time верфи Conrad Yachts есть много загадочных решений

Y Magazine
1647-летний можжевельник из Финляндии назвали старейшим древесным растением тундры и Европы 1647-летний можжевельник из Финляндии назвали старейшим древесным растением тундры и Европы

Старейший можжевельник из Финляндии рос с 260 по 1906 год

N+1
Большой вояж Большой вояж

Сравнение Astondoa 377 Coupe и ее модификации с подвесными моторами

Y Magazine
Открыть в приложении