Развитие российского авторынка последние полтора десятилетия не радует

ЭкспертАвто

Можно ли перейти из догоняющих в лидеры

Редакционная статья

По технологической и экономической значимости роль автопрома для мировой экономики часто сравнивают с ролью военно-промышленного комплекса. Но в отличие от военной техники Россия пятнадцать лет назад решила развивать производство личных транспортных средств в тесной коллаборации с мировыми автогигантами.

Увы, развитие российского авторынка последние полтора десятилетия не радует мировые автомобильные концерны. В начале 2000-х они рассчитывали, что продажи новых машин в РФ станут первыми в Европе, взлетев выше трех миллионов единиц в год. В реальности же оказалось вдвое меньше.

Не радует оно и потребителей. Иначе откуда бы взяться стойкому, практически трехкратному превышению оборота рынка машин с пробегом над продажами новеньких авто? Такой дисбаланс означает лишь одно — отсутствие на первичном рынке сегмента бюджетного, по цене сопоставимого с чистой средней годовой зарплатой — чуть более полумиллиона рублей, но надежного и безопасного автомобиля. К сожалению, такая задача в государственной стратегии развития отрасли даже не ставится, а АвтоВАЗ, некогда законодатель мод в бюджетном сегменте, под руководством мажоритарного собственника компании Renault, демонстрирует явный дрейф в сторону более комфортных, но и более дорогих автомобилей, к тому же переводимых на единую международную платформу с постепенным отказом от моделей, выпускаемых на отечественных платформах.

Стоит признать, что в России провалилась идея трансфера технологий — в отличие от Китая, где мировые автогиганты в принудительном порядке вынуждены были создавать совместные предприятия с местными компаниями, и вот сейчас китайские автопроизводители вполне научились делать машины самостоятельно, внушительно наращивая продажи, в том числе на российском рынке.

Как быть с избыточными мощностями, которые были созданы в розовых очках? Тут ведется жаркая полемика. Одни компании, например GM, панически бросают свои заводы в РФ, за бесценок продавая конкурентам. Другие (Hyundai-Kia, Volkswagen и проч.) стоят на своем, терпеливо развивая производственные мощности и выполняя требования по локализации.

Сейчас в стратегии иностранного автопрома в России наметилось два разных подхода. Одни компании делают ставку прежде всего на удовлетворение внутреннего спроса, сохраняя убежденность, что продажи на российском авторынке в ближайшие годы все же поедут вверх. Но есть корпорации, которые принимают решение сделать в России на базе своих производственных мощностей экспортные площадки, ориентированные в первую очередь на зарубежные поставки. Заявления о приверженности такой стратегии прозвучали на прошлой неделе, в частности, на калужском заводе «ПСМА Рус», который теперь контролируется недавно рожденным глобальным альянсом Stellantis. В пользу такой стратегии говорит растущая выгода производить автомобили в России, где зарплаты механиков в валютном исчислении уже в два с половиной раза ниже, чем в Китае, и в пять с половиной раз — чем в Германии. К тому же в развитых странах продолжает набирать обороты электрификация частного транспорта, для производства которого необходимо высвобождение производственных мощностей в Старом Свете.

Впрочем, развитие рынка электрокаров может изменить все. Здесь компетенции традиционных автопроизводителей с оттачиваемыми десятилетиями технологиями выпуска таких важных элементов конструкции, как двигатель внутреннего сгорания или коробка передач, не столь важны. Российским инженерам будет вполне под силу создавать конкурентные электрокары, внедряя в них свои инновации в плане конструкции, например, электромоторов или оптимизации работы аккумуляторных батарей.

Не говоря уже о потенциале реализации имеющихся отечественных заделов в части водородного транспорта — как при создании водородных топливных элементов для аккумуляторных батарей электрокаров, так и для силовых установок автомобилей будущего, работающих непосредственно на водороде.

Серьезные заделы, причем сразу у нескольких конкурирующих российских команд, есть и в части технологий беспилотной мобильности. Так что на новом витке развития дорожного транспорта России вполне по силам побороться за лидерство.

Фото: Алексей Грамматчиков

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Армения впадает в апатию Армения впадает в апатию

Почему проигравший войну Никол Пашинян сумел победить оппозицию

Эксперт
8 заветных желаний 8 заветных желаний

Как же заставить силу воображения работать? Надо превратить мечты в планы

Лиза
Пена уже осела Пена уже осела

Инновации в производстве сэндвич-панелей

Эксперт
«Путь к диалогу человека с Богом открыт каждому» «Путь к диалогу человека с Богом открыт каждому»

В чем в сущности своей различаются восточная и западная ветви христианства?

Монокль
11 способов становиться немного умнее каждый день 11 способов становиться немного умнее каждый день

Интеллект, как и тело, требует правильного питания и регулярных тренировок

Psychologies
Игра Brawl Stars: популярное развлечение или угроза для детей? Игра Brawl Stars: популярное развлечение или угроза для детей?

Разбираемся, в чем секрет игры Brawl Stars и стоит ли беспокоиться взрослым

Psychologies
Как продать все, не имея ничего Как продать все, не имея ничего

Дропшипперы, сервисные партнеры и селлеры. Кто реально продает на маркетплейсах

Эксперт
Под винным соусом Под винным соусом

Секрет, над которым бились столетиями: что делать, если любимая обиделась

VOICE
Автонекомплект Автонекомплект

К чему привело увлечение промышленной сборкой иностранных автомобилей

Эксперт
4 ситуации, когда передаривать подарки даже нужно, — и как правильно это делать 4 ситуации, когда передаривать подарки даже нужно, — и как правильно это делать

По этикету, вручить ненужные презенты другому человеку еще как можно

ТехИнсайдер
Холодный пуск Холодный пуск

Автопрому требуется кардинальная перезагрузка

Эксперт
«Он совершенно чокнутый»: как гипнотизер проклял «Манчестер Сити» и его тренера «Он совершенно чокнутый»: как гипнотизер проклял «Манчестер Сити» и его тренера

Почему футбольный клуб «Манчестер Сити» переживает самый глубокий кризис

Forbes
Добро пожаловать в черную дыру Добро пожаловать в черную дыру

Как насчет визита к одной из черных дыр?

Популярная механика
Как экс-сотрудник «Яндекса» запустил сервис ремонта гаджетов, который взлетел за счет дружелюбного отношения к клиентам Как экс-сотрудник «Яндекса» запустил сервис ремонта гаджетов, который взлетел за счет дружелюбного отношения к клиентам

Отрывок из книги «Сделано по-настоящему» о предпринимателях (не)перфекционистах

Inc.
Криптопанки надули пузырь Криптопанки надули пузырь

Почему у NFT в сегодняшнем виде нет будущего

Эксперт
Американский ситком, Gucci и Бурунов: эволюция батиного свитера Американский ситком, Gucci и Бурунов: эволюция батиного свитера

Как уродливый свитер перевесили из отцовского гардероба в раздел постмодерна

Правила жизни
Индюшатина в экспортном исполнении Индюшатина в экспортном исполнении

Заявка главного российского производителя на лидерство на внешних рынках

Эксперт
Это не шутки: что такое мемкоины Это не шутки: что такое мемкоины

Можно ли разбогатеть на меме с собачкой или лягушонком

VC.RU
«Хочу перестать грустить и понять, почему шел муж»: как сформулировать работающий запрос к психологу «Хочу перестать грустить и понять, почему шел муж»: как сформулировать работающий запрос к психологу

Какие психологические запросы не работают и как их правильно составлять?

Psychologies
Леонела Мантурова: «Не зарекаюсь ни от комедийных, ни от драматических ролей» Леонела Мантурова: «Не зарекаюсь ни от комедийных, ни от драматических ролей»

Поговорили с актрисой о съемках в исторической экшен-драме «Злой город»

VOICE
Гуляем! Гуляем!

За что могут оштрафовать в новогоднюю ночь

Лиза
Как ИИ копирует голоса и помогает мошенникам вымогать деньги Как ИИ копирует голоса и помогает мошенникам вымогать деньги

Как мошенники используют уникальную способность нейросетей к копированию голоса

Inc.
Как сэкономить деньги — изучите 10 маркетинговых уловок, которые заставляют нас покупать ненужные товары Как сэкономить деньги — изучите 10 маркетинговых уловок, которые заставляют нас покупать ненужные товары

10 уловок, которые вызывают желание заполучить совершенно бесполезный товар

Psychologies
Сорт-гигант: откуда в магазинах появился виноград без косточек, размером с мяч для пинг-понга Сорт-гигант: откуда в магазинах появился виноград без косточек, размером с мяч для пинг-понга

В чем секрет размеров гигантского винограда сорта «Шайн Мускат»?

ТехИнсайдер
Дело сделано Дело сделано

Творцы заряжают верой в то, что любимое занятие может вырасти в небольшое дело

Seasons of life
Как в лучших домах Как в лучших домах

Выбираем качественную икру для праздничного стола

Лиза
9 самых быстрых внедорожников AMG 2025 года 9 самых быстрых внедорожников AMG 2025 года

Внедорожники Mercedes-AMG, которые покорят вас своей максимальной скоростью

4x4 Club
Дикая охота Дикая охота

Я провожу свою вечность с теми, кто никогда говорить не умел

СНОБ
Освобождение и эксплуатация: как менялось отношение к обнаженному телу в кино Освобождение и эксплуатация: как менялось отношение к обнаженному телу в кино

Как менялось восприятие женского обнаженного тела?

Forbes
Голосом не лучше Голосом не лучше

«Русская служба» Зиновия Зиника: эмиграция как анекдот

Weekend
Открыть в приложении