Как устроена деятельность когалымского филиала Московского театра

ЭкспертКультура

Московский театр с пропиской в Когалыме

Этот сезон — первый для Малого театра, когда на постоянной основе начал работать его филиал в Когалыме

Вячеслав Суриков

До сих пор в этом городе театра не было. Все, что видели местные жители, — выступления заезжих артистов на сцене местного дворца культуры. Теперь каждый месяц они могут смотреть спектакли из репертуара Малого театра. О том, как устроена деятельность когалымского филиала и что сейчас происходит на основной сцене, «Эксперту» рассказала директор Малого театра Тамара Михайлова.

— Как будут организованы показы спектаклей в когалымском филиале?

— Мы начали со спектакля «Снежная королева» по пьесе Евгения Шварца, так как хотели показать нашим юным зрителям настоящую театральную сказку. Ближайший показ у нас запланирован на предновогодние выходные. Город не очень большой, но зрители нас полюбили. Поэтому мы решили, что станем возить в Когалым каждый раз новые спектакли с участием ведущих артистов Малого театра. Мы будем играть спектакли блоками: пятница, суббота, воскресенье — утром и вечером.

Директор Малого
театра Тамара
Михайлова Фото
Даниил Андреев

— Здание Малого театра строили специально для вашей труппы?

— Идея этого проекта у президента компании «ЛУКойл» Вагита Аликперова возникла давно. Но театр — дорогое удовольствие. Долгое время нам казалось, что проект из категории фантастики. Одно дело — построить здание, другое — оснастить сцену. Здание Малого театра в Когалыме старались проектировать похожим на сцену на Большой Ордынке, только размер зрительного зала чуть меньше и нет поворотного круга. Но техническое оснащение не хуже, чем в Москве.

Нам с мужем довелось побывать на Байконуре, и эмоциональное состояние радости и желание чего-то нового, которое я пережила там, мне запомнилось на всю жизнь. И я вижу, что наша молодежь чувствует воодушевление от работы на новой сцене. У нас не так легко получить возможность самостоятельной работы. А Когалым — шанс для молодых артистов.

— Что вы будете показывать когалымскому зрителю? Чем обусловлен выбор спектаклей, которые туда повезете?

— В ближайшие месяцы в Когалым поедут спектакли по пьесам Островского «День на день не приходится», «Бешеные деньги», «Свои люди — сочтемся» и основанный на коротких рассказах Чехова спектакль «Перечитывая Чехова».

Кроме того, мы очень хотим познакомить с русской классикой школьников близлежащих городов и округов: Лангепаса и Покачей. Вопрос в том, чтобы приобрести транспорт и привозить детей на спектакли.

— По каким критериям заказчик — Министерство культуры РФ — будет оценивать вашу деятельность в Когалыме?

— У нас два параметра: количество зрителей и количество спектаклей.

— Что происходит в театре спустя два года после завершения реконструкции и преображения основной сцены?

— Мы не ставили перед собой задачу преобразить театр. Все переделать для нас означало бы все погубить. Перед началом реконструкции мы оказались в сложной ситуации: корифеи запретили нам открывать крышу, поскольку в Малом театре есть поверье: если ее открыть, души работавших тут актеров улетят. Крышу мы тоже переделывали, но поэтапно. Самая главная оценка проделанной работы — когда люди приходят и не замечают изменений, им кажется, что в театре всего лишь подкрасили стены. На самом деле все сделано заново, начиная с фундамента. За счет внутреннего двора, который уже давно не использовался, расширили гардероб и Щепкинское фойе. Полностью поменяли сценическое оборудование, в том числе поворотный круг. Сейчас Малый театр имеет самое современное сценическое оснащение.

— Как такие перемены в жизни театра: филиал в Западной Сибири и масштабная реконструкция — повлияли на творческую атмосферу? Готовятся ли новые постановки, нетипичные для Малого театра?

— Я очень люблю наших актеров, прежде всего за их мастерство. У нас сильная школа, блестящие мастера. Спектакль, не слишком привычный для Малого театра, — мюзикл «Всегда зовите Долли!». Сейчас о нем говорят как о лучшем мюзикле Москвы, и это не мои слова. Каждый раз, когда он стоит в афише, все без исключения актеры: и молодежь, и народные артисты России Ирина Муравьева и Валерий Афанасьев — репетируют в театре с утра. Но в общем мы стараемся выпускать классические постановки. Пример тому — недавняя премьера: «Игроки» Гоголя. Поставил спектакль Владимир Драгунов, а роскошные декорации делал Станислав Бенедиктов. В итоге получилась легкая комедия, на которую идут и постоянные зрители, и молодежь, нередко даже целыми компаниями. Я часто кого-то сопровождаю на наши спектакли, и один раз на «Ревизор», который идет у нас четыре часа, пришли очень важные гости, спектакль им понравился, а главное, их поразило, настолько злободневен текст пьесы. Нам не нужно раздеваться и удивлять зрителя ненормативной лексикой. Играя великую классику, следуя за автором, мы можем заставить зрителя и смеяться, и плакать.

— Как Малый театр существует в условиях жесткой регламентации его финансовой деятельности 44-м Федеральным законом?

— Меня он устраивает. Работать с госзаданием нам удобно. Каждый год театр должен выпустить пять премьер. У нас для этого есть все условия — сильная труппа с артистами разных поколений, замечательная молодежь, мастерские по выпуску декораций и костюмов, прекрасное техническое оснащение. Спектакль — результат труда целого коллектива. И в нашем случае это не пустые слова. В театре работают семьсот человек, из них актеров только сто тридцать.

— Как вы получаете госзадание? Что оно собой представляет?

— Нам выделяют деньги из бюджета, так чтобы на трех наших московских сценах мы могли выпустить и сыграть определенное количество спектаклей, побывать на гастролях и выполнить план по продаже билетов и наполняемости зала.

— Как вы уравновешиваете при выборе спектаклей коммерческие и творческие интересы?

— Я как директор отвечаю в театре за финансы, Юрий Мефодьевич — за творческую сторону. В творческие вопросы я не вмешиваюсь, и все, что касается выбора пьес, актеров и режиссеров в новых постановках, решает он. Прислушивается, если я говорю, что спектакль обойдется нам очень дорого, но последнее слово в любом случае за ним.

— Такое понятие, как кассовые сборы, фигурирует в ваших переговорах с художественным руководителем?

— Я знаю, что зритель часто обращается в кассу за чем-то веселым, а грустные или даже трагические спектакли не являются кассовыми, но сказать, что зритель их не любит, мы не можем. Это совершенно непредсказуемо. И сами спектакли мы не оцениваем по кассовому сбору.

— Но получается, что Министерство культуры все-таки заставляет вас оценивать их по этому критерию?

— У вас есть дети? Перед тем как ваш ребенок появился на свет, вы, наверное, представляли, каким он будет? Но через какое-то время понимаете: ребенок родился со своим характером, не таким, как у вас и у супруги. У него собственное предназначение. То же и со спектаклем. Представьте, что мы поставим во главу угла кассовые сборы: пригласим какогонибудь зарубежного режиссера, чтобы ухнуть все деньги на его гонорар, и устроим цирк, как сейчас любят делать… И сколько человек на это придет?! Такие эксперименты, как правило, проводят на деньги спонсоров. Но и за них нужно отвечать. Если речь идет о бюджетном финансировании, зритель вправе интересоваться тем, что делает театр. Я не считаю, что можно упиваться происходящим на сцене и безразлично относиться к мнению зрителя, что наше искусство загнано в угол и что театрам плохо живется. Вы найдите еще какой-нибудь город в мире, где есть столько бюджетных театров, как в Москве!

— Что значит для театра его художественный руководитель Юрий Соломин, который работает в нем уже больше полувека?

— Это уникальный человек. И артист высочайшего уровня. Его боготворят, на него равняются актеры, к его мнению прислушиваются все, даже народные артисты. Для Юрия Мефодьевича театр — это дом, семья, это его жизнь. Реконструкция, о которой мы с вами говорили и которой я фактически занималась, далась очень тяжело. Я никогда в жизни больше не пойду ни на что подобное. Но рядом был Юрий Мефодьевич, и я видела, как он находит в себе силы все это пережить, и не могла сказать: я не могу. Ему бывает нелегко со мной. Но он способен услышать другую точку зрения. Среди его достоинств — талант человеческого общения.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Самые любимые города Самые любимые города

Тюмень снова возглавила рейтинг крупных городов России

Русский репортер
Ученые объяснили, почему от красного вина чаще болит голова, чем от белого Ученые объяснили, почему от красного вина чаще болит голова, чем от белого

Почему похмелье от красного вина куда тяжелее, чем от белого?

Maxim
Крутой воппер Крутой воппер

Дэниел Шварц возрождает Burger King, сеть быстрого питания с 60-летней историей

Forbes
Напряженное слушание заставило людей напрячь ушные мышцы Напряженное слушание заставило людей напрячь ушные мышцы

Как ушные мышцы, отвечающие за шевеление ушей, реагируют на напряженное слушание

N+1
«Освобождая руки»: как русский импрессионизм дал дорогу экспериментам «Освобождая руки»: как русский импрессионизм дал дорогу экспериментам

История одиночек, для которых импрессионизм стал инструментом для экспериментов

РБК
Краткая история Range Rover Classic Краткая история Range Rover Classic

Изначально Range Rover создавался как британский ответ Jeep Wagoneer...

4x4 Club
«У меня еще много незакрытых гештальтов» «У меня еще много незакрытых гештальтов»

Владимир Селиванов — о роли Вована в своей жизни и семейных ритуалах

OK!
Черная королева русского андеграунда. Какой была Наталия Медведева Черная королева русского андеграунда. Какой была Наталия Медведева

Насколько интересны романы и стихи Наталии Медведевой в отрыве от ее биографии

СНОБ
Матрица судьбы Матрица судьбы

Восемь шагов к новой жизни: как приучить себя к переменам

Лиза
Двухминутная процедура по уходу за ногтями, которую надо делать каждый день: советы дерматолога Двухминутная процедура по уходу за ногтями, которую надо делать каждый день: советы дерматолога

Регулярный уход за ногтями — ключ к их быстрому росту и красоте. Как это делать?

VOICE
Государство под киберударом Государство под киберударом

Как совершаются кибератаки на российские госструктуры

Ведомости
Открытие памятника Сталину Открытие памятника Сталину

Идея поставить памятник советскому вождю в Праге возникла в 1949 году

Дилетант
Геймификация, «какашки» и честность: как бренду привлечь зумеров Геймификация, «какашки» и честность: как бренду привлечь зумеров

Что поможет бренду зацепить поколение Z

Inc.
К чему снятся мыши — толкование сна по соннику и с психологом К чему снятся мыши — толкование сна по соннику и с психологом

К чему снятся мыши по сонникам и что говорит психолог

Psychologies
Мода бывает разной Мода бывает разной

Мода может проявляться во всем, чем занимается человечество

Знание – сила
Мышь против 007 Мышь против 007

Краткая история «Тома и Джерри»

Weekend
Славные битвы на африканских озерах Славные битвы на африканских озерах

Суда, обеспечившие британцам безоговорочное господство на озерах

Наука и техника
Корейский бьюти-бум: как тональные кушоны и многоступенчатые уход поменяли наши представления о красоте Корейский бьюти-бум: как тональные кушоны и многоступенчатые уход поменяли наши представления о красоте

Почему интерес к k-beauty превратился в глобальный культурный феномен

Правила жизни
Самые безопасные: 10 авиакомпаний мира, у которых не было авиакатастроф за всю историю их существования Самые безопасные: 10 авиакомпаний мира, у которых не было авиакатастроф за всю историю их существования

Какие авиакомпании безопаснее других за всю историю гражданской авиации

ТехИнсайдер
6 мифов о сексе, которые подрывают отношения 6 мифов о сексе, которые подрывают отношения

Самые популярные мифы, касающиеся секса

Psychologies
«Звери рейха». Как немецкая пропаганда использовала образы животных «Звери рейха». Как немецкая пропаганда использовала образы животных

Роль животных в повседневной жизни гитлеровской Германии

СНОБ
Путешествия во времени и пространстве Путешествия во времени и пространстве

Немного о городе Гранада и полном роскоши дворце Альгамбра

Знание – сила
Из слоновой кости и дерева: как выглядели первые зубные протезы Из слоновой кости и дерева: как выглядели первые зубные протезы

Из чего были созданы первые зубные протезы и как их носили

ТехИнсайдер
Уголь теряет рынки Уголь теряет рынки

Из-за чего сокращается объем экспорта российского угля

Ведомости
7 фильмов о борьбе с онкологией 7 фильмов о борьбе с онкологией

Культовые фильмы, главные герои которых столкнулись со смертельной болезнью

СНОБ
Маркетинговая операция на триллионы рублей Маркетинговая операция на триллионы рублей

Маркетплейсы захватывают розничную торговлю за счет конкурентных преимуществ

Монокль
На пути к Иудейской войне На пути к Иудейской войне

Одним из главных персонажей евангельской истории был Ирод Антипа

Знание – сила
Готовимся к посевному сезону: ученый рассказал, какие растения нужно сажать в феврале Готовимся к посевному сезону: ученый рассказал, какие растения нужно сажать в феврале

Какие культуры для посадки выбрать в зимой и как правильно подготовить почву

ТехИнсайдер
Рома Декабрев: Очередная попытка выстроить новую искренность, вероятнее всего, окажется лишь новой имитацией искренности Рома Декабрев: Очередная попытка выстроить новую искренность, вероятнее всего, окажется лишь новой имитацией искренности

Рома Декабрев — как поиск персональной истины помогает обретать новые смыслы

СНОБ
Самое продуктивное межсезонье Самое продуктивное межсезонье

Моды в гуманитарных науках никогда не бывают сезонными: это всегда межсезонье

Знание – сила
Открыть в приложении