О своей системе ценностей и об историческом единстве сербской и русской культур

ЭкспертРепортаж

Милош Бикович: «Почему вы думаете, что русская культура мне не родная?»

Самый популярный в России сербский актер — о своей системе ценностей и об историческом единстве сербской и русской культур

Вячеслав Суриков

Милош Бикович — сербский актер, режиссер и продюсер

Двадцать шестого декабря в прокат выходит фильм Клима Шипенко «Холоп», главную роль в котором играет Милош Бикович.

Свою первую роль в русском кинематографе Бикович сыграл в фильме Никиты Михалкова «Солнечный удар». Затем последовали роли в фильмах «Духлесс-2», «Лед», «Балканский рубеж», в сериалах «Отель “Элеон”», «Гранд», «На крыльях империи». Милош Бикович сыграл роль Муслима Магомаева в сериале «Первого канала», который зрителям еще только предстоит увидеть. В Сербии он играет на сцене Белградского национального театра, занимается продюсерской и режиссерской деятельностью.

Накануне премьеры «Эксперт» поговорил с Милошем Биковичем о том, на каких принципах он строит свою творческую деятельность.

— Чем вас привлек проект «Холоп»? Почему вы согласились сниматься в этом фильме?

— Сначала я не хотел сниматься. Так же как не хотел сниматься в сериале «Отель “Элеон”» производства Yellow, Black and White Group. Но продюсер Эдуард Илоян меня уговорил. После того как он меня уговорил сняться в «Отеле “Элеон”», я убедился в его правоте. Сейчас он опять меня уговорил, и, возможно, он окажется прав и на этот раз. Еще один важный момент: я с большим уважением отношусь к режиссеру этого фильма Климу Шипенко. Мне было с ним очень легко. Он очень хорошо знает то, что делает. Сейчас мне кажется, что у нас получилась необычная история. Посмотрим, что скажет зритель.

— Почему вы хотели отказаться от этой роли?

— В этом фильме я играю мажора, и это роль очень похожа на ту, которую я играю в «Отеле “Элеон”». На тот момент мне хотелось чего-то нового — в другом жанре. Еще одна причина — усталость.

— Как вам удается жить на две страны?

— Вы видите синяки у меня под глазами? Вот так мне и приходится жить. Это постоянные перелеты. Но в этом есть и свои преимущества. В России быть сербом выгодно: с одной стороны — он свой, с другой — в нем есть что-то европейское.

— Правильно ли я понимаю, что ваши продюсерские и режиссерские амбиции вы реализуете по большей части в Сербии?

— Необязательно. Сейчас я занимаюсь производством двух фильмов и там и здесь. Мы отсняли «Отель “Белград”» в Белграде и воспользовались для съемок сербской логистикой. Хотя этот проект, на мой взгляд, все-таки в большей степени русский, это русская франшиза, его писали русские авторы, и мы настаивали на том, чтобы и режиссер был русским. А разница между кинопроизводством в России и в Сербии в том, что, когда режиссер мне говорит: «Слушай, мне кажется, этот чувак делает свою работу не очень хорошо, давай его менять», — я не могу ему объяснить, что здесь во всей стране живет столько же людей, сколько в Питере, что у нас вся страна размером с Питер. У нас есть специалисты, но найти нужных за один день невозможно, для этого нужно время. Тогда как в Москве на одно место три человека стоят в очереди и ждут, когда им позвонят, чтобы начать работать уже завтра.

— Насколько реализованы ваши актерские амбиции? Вы сыграли все, что хотели сыграть?

— Нет. Я вообще не сыграл того, что я хотел сыграть. Потому что однажды я понял: то, что я хочу сыграть, — это вообще не то, что мне надо. Мне нравится, что мне удалось сыграть разные роли: белых офицеров, мажоров, негодяев, как раз сейчас я играю криминального авторитета. Но на данный момент мне важно, чтобы посыл проекта совпадал с моей внутренней системой ценностей, чтобы он не был разрушительным.

— Если б вам предложили, например, сыграть Джокера, вы бы согласились?

— Я бы сыграл Джокера. Вы думаете, что в Джокере есть разрушительный посыл?

— Да.

— Нет. Это история заболевания одного психопата. Если задуматься и сказать: «Он говорит, что мы все должны сейчас встать и начать убивать людей», — это неправильно. Мы просто понимаем, что это психопат. Но, если психопат смотрит этот фильм и становится Джокером — он уже был психопатом, фильм здесь ни при чем.

— Тогда что такое разрушительный фильм, с вашей точки зрения?

— Во-первых, фильмы ужасов. Они травмируют психику человека. Мне кажется, что они используют самые низкие человеческие чувства — чувство страха и чувство любопытства, чтобы держать зрителей прикованными к экранам. Во-вторых, фильмы, в которых все настолько темно, что не видно света. Фильмы, после которых человеку становится психически тяжело. Один из таких фильмов — «С широко закрытыми глазами» — я как раз очень люблю. Но в нем есть что-то демоническое. Как и в «Казино» Скорсезе. Стал бы я сниматься в этих фильмах? Не знаю. И если бы мне сделали такое предложение самые крутые режиссеры, такие как Скорсезе или Кубрик, я бы в первую очередь задался вопросом: кто увидит этот фильм? У таких проектов должен быть ограниченный показ. Их нельзя выпускать в широкий прокат.

Сейчас я продюсирую фильм «Южный ветер» и снимаюсь в нем, и я задаюсь вопросом: как мы повлияем этим фильмом на молодежь? Мой персонаж — привлекательный наглый молодой вор, который становится убийцей. Если он останется безнаказанным, мы кодируем сознание зрителя: вы можете следовать его примеру и останетесь безнаказанными так же, как он. Очень важно правильно понимать, как выстраивать сюжет с участием отрицательных персонажей. Нельзя все снимать и все показывать. Точнее, можно все, только надо уметь и задумываться о душе своего зрителя, не только о своем успехе.

— Чаще от актеров приходиться слышать, что в фильме режиссера с высокой профессиональной репутацией они готовы сыграть все, что угодно.

— Актеры — они как дети. Для них главное — привлекать внимание. О последствиях своих действий они часто не задумываются. Это инфантилизм. Так нельзя поступать. Надо всегда думать о том, в чем вы участвуете. Это очень трудно. Мне, например, это часто не удается.

— Вы даете сценариям, которые вам предлагают, моральную оценку?

— Я стараюсь. Наверное, я не ошибаюсь в своих оценках. Но мои оценки меняются.

— Как вы оцениваете такой фильм, как «Игра престолов»?

— Это фильм из разряда тех, которые, чтобы привлечь зрителя, переступают черту — используют приемы, вызывающие у него состояние шока. В «Игре престолов» есть развлекательный элемент, но я там не вижу искусства. Потому что для меня искусство обязательно должно содержать зерно добра. Иначе это не искусство, а всего лишь его симуляция. Есть сногсшибательная картина. Есть операторская и режиссерская работа. Есть прекрасная игра актеров, есть сценарий, который динамично нарушает привычки зрителей… Но мне кажется, что для настоящего искусства нужно больше. Нужно, чтобы зритель чувствовал себя «богаче» после просмотра. Я этого не почувствовал.

— Насколько для вас важно, как оценивает ваши фильмы ваш старший брат — православный монах?

— Важно. Но мы часто спорим. Например, он говорит, что в фильме должен существовать некий свет. Но мне кажется, что ему хочется, чтобы в фильме можно было четко разделить на черное и белое. Он думает, что люди, которые смотрят кино, должны выбрать персонажа и с ним идентифицироваться. Тогда как в фильмах часто бывает так, что отрицательный персонаж ведет себя как положительный и мы вынуждены выбирать между ним и еще более отрицательным персонажем.

— Как вы создавали образ Муслима Магомаева в сериале «Первого канала»?

— До съемок я вообще не был знаком с творчеством Муслима Магомаева. Потом я начал изучать его творчество и его биографию, и я открыл для себя очень интересного человека и великого артиста. И, как оказалось, то, что я о нем ничего не знал, пошло мне на пользу, потому что я относился к нему с большим уважением, но без излишнего трепета. Он для меня не памятник, а живой человек. Не важно, буду ли я кашлять так, как он кашляет. Для меня самое главное, чтобы я совпадал со своим персонажем в том, что он чувствовал. Так, как он пел, я петь никогда в жизни не буду, это точно. Поэтому в сериале будут звучать оригинальные фонограммы. Но его актерскую пластику я старался воспроизводить.

— Что привнесло в вашу жизнь такое глубокое погружение в неродную культуру?

— Я на ваш вопрос отвечу другим вопросом: почему вы думаете, что русская культура мне не родная? Не надо мне на него отвечать, это и есть ответ. Дай бог, когда-нибудь я сниму кино о единстве культур России и Сербии. Дело в том, что старославянский язык — это язык наших предков, из которого вышли разные наречия, в том числе славяносербский и славянорусский. Но примерно триста лет тому назад это был практически один язык. Потом они стали отличаться друг от друга, но они все еще очень похожи. Национальная культура основывается на системе ценностей, которая формируется религией. Поскольку и в России, и в Сербии в основном религия православная, то и культура, и система ценностей у нас формировались одинаковым образом. Считаем мы себя верующими или неверующими — наша система ценностей проистекает из православного христианства. И наши государства тоже возникали сходным образом. Основателя Сербской православной церкви святого Савву обратил в православие русский монах — так написано в летописях. А бабушкой первого русского царя Ивана Четвертого была сербка — Анна Якшич, которая воспитывала его и учила читать по книге «Житие Саввы Сербского». Получается, что русский монах уговорил Савву Сербского принять православие, а тот через Анну Якшич влиял на первого русского царя. Фактически все они были членами одной семьи. Савва Сербский стал краеугольным камнем, на котором основывались наши государства и наши системы ценностей.

Потом их судьба складывалась по-разному. Но в начале двадцатого века они опять сошлись в одну точку. В Первой мировой войне Россия вступилась за Сербию. А когда после Русской революции в Европу хлынула волна русских эмигрантов, единственной страной, где русские офицеры имели право носить оружие, была Сербия. Все русские профессора в Сербии оставались профессорами, а не становились таксистами, как в Лондоне. Во Второй мировой войне русские войска освобождали Белград. Наша история и культура настолько переплетены, что я считаю русскую культуру своей культурой. И все, что я делаю в России, я делаю как вклад в свою культуру, нисколько не изменяя сербской культуре.

Олег Сердечников

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«SWIFT позволяет дотянуться до любой точки мира» «SWIFT позволяет дотянуться до любой точки мира»

О том, куда SWIFT будет двигаться от платежей и финансовых сообщений

Эксперт
Зимний букет Зимний букет

Вознёсшись в пространство виртуальной вселенной, он достиг подлинного бессмертия

Наука и жизнь
Милоша узнаю по походке Милоша узнаю по походке

Милош Бикович – о том, в каких случаях искусство может оказаться важнее политики

Esquire
Маячок манипулятора. Как распознать и побороть газлайтинг на рабочем месте Маячок манипулятора. Как распознать и побороть газлайтинг на рабочем месте

Газлайтеры на работе — чрезвычайно токсичные персонажи

Forbes
Джентльменский набор Милоша Биковича Джентльменский набор Милоша Биковича

Совместное интервью Givenchy и Maxim с актером Милошем Биковичем

Maxim
«Новая Бейонсе»: как певица Нормани стала голосом молодого поколения «Новая Бейонсе»: как певица Нормани стала голосом молодого поколения

Как «обычная девчонка с Юга» добилась успеха и вошла в рейтинг Forbes

Forbes
Милош Бикович: Милош Бикович:

Милош Бикович рассказал, как физика влияет на его работу

Esquire
11 неправильных футболистов 11 неправильных футболистов

Самая неожиданная символическая сборная всех мундиалей

Maxim
Судьба разведчика Судьба разведчика

Под покровом секретности на Урале в 1962 году случился международный скандал

Популярная механика
8 лучших коктейлей с водкой (классика никогда не умрет!) 8 лучших коктейлей с водкой (классика никогда не умрет!)

Тот редкий случай, когда уважаемому крепкому напитку требуется иной антураж

Playboy
«Можно стартовать» «Можно стартовать»

Начато производство первого летного экземпляра самолета МС-21

Эксперт
Галина Карлсон: 5 способов сэкономить время для жизни на встречах и переговорах Галина Карлсон: 5 способов сэкономить время для жизни на встречах и переговорах

Кажется, что встреча — это быстро и удобно, но на них тратится уйма времени

СНОБ
Лингвистический променад с Мишенькой Бальзаминовым Лингвистический променад с Мишенькой Бальзаминовым

Квазифранцузские слова в русском языке и русско-французский жаргон

Наука и жизнь
Рецензия Esquire: каким получился Рецензия Esquire: каким получился

Ставим на то, что картина принесет франшизе первый в ее истории миллиард

Esquire
Студия для романтических встреч, 36 м² Студия для романтических встреч, 36 м²

Квартира, в которой многодетная пара проводит время наедине

AD
Не вставая с дивана: 7 знаменитых музеев с виртуальными экспозициями Не вставая с дивана: 7 знаменитых музеев с виртуальными экспозициями

Рассказываем, в какие музеи можно попасть с помощью современных технологий

РБК
Ближний Восток: пора поговорить Ближний Восток: пора поговорить

Прогноз развития ситуации во всем ближневосточном регионе в 2020 году

Эксперт
Классика жанра Классика жанра

В нашем сумасшедшем, нестабильном мире должны быть непреходящие ценности

Vogue
На телах египетских мумий обнаружены десятки загадочных татуировок На телах египетских мумий обнаружены десятки загадочных татуировок

Возведение гробниц было не единственным творческим занятием мастеров прошлого

Популярная механика
Битва единорогов Битва единорогов

Гарантирована ли победа Борису Джонсону?

Огонёк
Адам Кристофер: Очень странные дела. Тьма на окраинах города. Отрывок из книги Адам Кристофер: Очень странные дела. Тьма на окраинах города. Отрывок из книги

Хоппер находит коробку со старыми делами, о которых не хочется вспоминать

СНОБ
Правила жизни Патти Смит Правила жизни Патти Смит

Правила жизни певицы и поэтессы Патти Смит

Esquire
Федерико Арнальди: «К салату оливье я равнодушен» Федерико Арнальди: «К салату оливье я равнодушен»

Своими вкусными открытиями делится итальянский актер Федерико Арнальди

Лиза
Марина Малашенко: Гибкое начало рабочего дня. Плюсы и минусы Марина Малашенко: Гибкое начало рабочего дня. Плюсы и минусы

Гибкий или даже свободный график — это тренд, с которым сложно не считаться

СНОБ
Мария Туровец: Постсоциалистические страны 30 лет спустя. Какие у них общие нормы и ценности Мария Туровец: Постсоциалистические страны 30 лет спустя. Какие у них общие нормы и ценности

Что по прежнему сравнивает постсоциалистические страны?

СНОБ
Шеф-повар Мошик Рот — о русских поварах, свекле и отсутствии правил Шеф-повар Мошик Рот — о русских поварах, свекле и отсутствии правил

Об управлении мишленовским рестораном и кулинарных секретах своей бабушки

РБК
Стой, кто идет? Стой, кто идет?

Бориса Щербакова преследовала милиция

StarHit
Папа Микки-Мауса: 7 мифов об Уолте Диснее Папа Микки-Мауса: 7 мифов об Уолте Диснее

Создатель «счастливейшего места на земле» и первый замороженный человек

Вокруг света
Худеем на картошке Худеем на картошке

Что важно знать о картошке

Худеем правильно
Режим «деликатный»: как стирать бельё в стиральной машине Режим «деликатный»: как стирать бельё в стиральной машине

Секреты, которые помогут сохранить качество ткани и яркость цвета

Cosmopolitan
Открыть в приложении