Милоша узнаю по походке
Самый кассовый российский фильм в истории, самый популярный фильм в отечественном прокате за прошлый год – «Холоп» сделал серба Милоша Биковича одним из самых узнаваемых актеров в России. Бикович рассказал Сергею Минаеву, в каких случаях искусство может оказаться важнее политики.
СЕРГЕЙ МИНАЕВ: Хочу поздравить тебя с «Холопом». Фантастическая история.
МИЛОШ БИКОВИЧ: Спасибо. Вообще, никто не ожидал, что так получится. Более того, когда мне предложили роль, я сначала отказался.
СЕРГЕЙ: Почему?
МИЛОШ: Персонаж был слишком похож на моего же Павла Аркадьевича в «Отеле «Элеон».
СЕРГЕЙ: Там ты тоже играешь мажора.
МИЛОШ: Я подумал: «Что я, только мажоров буду играть?» Тем более я хотел сменить жанр, уйти в драму. В итоге так и договорился с продюсерами: «Хорошо, я сыграю в «Холопе», но вы мне обещайте потом драму или триллер».
СЕРГЕЙ: Почему, на твой взгляд, русский зритель любит такой сюжет, когда мажора прикладывает судьба? Усталость от богатых людей?
МИЛОШ: От социальной несправедливости.
СЕРГЕЙ: Ты наблюдаешь это только в России или в других странах тоже?
МИЛОШ: Социальная несправедливость есть везде, просто выражается иначе, все зависит от менталитета. В России, когда у человека есть статус, он начинает относиться к другим как…
СЕРГЕЙ: Как к холопам.
МИЛОШ: Да. В Европе это тоже так, но выглядит иначе, чтобы никого не обижать. В белых перчатках. Я думаю, что ты ничтожество, но выражаю это так, чтобы тебе не было обидно. В России, мне кажется, богатые этому пока не научились.
СЕРГЕЙ: На мой взгляд, еще не сложились общественные институты, которые бы это регулировали. В первую очередь в России нет института репутации. Послезавтра никто не вспомнит, что ты вел себя как быдло.
МИЛОШ: Думаю, дело еще в том, что в начале XX века всех, кто разбогател, усердно работая, расстреляли или выгнали из страны. Появились новые богачи, которые обеспечили себе статус за одно поколение, за пять-десять лет. А когда статус приходит мгновенно, ты не усваиваешь все ценности, которые к нему приводят. Самопожертвование, работа, образование. Люди поколениями добивались этого статуса и этого богатства, поэтому и выработали модель поведения.
СЕРГЕЙ: Я хочу с тобой поговорить о «Балканском рубеже». Когда ты снимался в этом фильме, ты понимал, какая в России будет реакция? Тебя обвиняли здесь в ура-патриотизме?
МИЛОШ: Нет. По крайней мере, не в глаза. Но я нашел бы что сказать, я сам видел эти бомбардировки (бомбардировки Югославии силами НАТО в 1999 году. – Esquire). И я хорошо помню этот период, поэтому мне есть чем ответить. В данном случае (в «Балканском рубеже» я был занят еще и как сопродюсер) это не сербская пропаганда. Обычно в этой истории (нас так убеждали) сербы – злодеи. В лучшем случае в конфликте виноваты все, но сербы (по возможности) больше. Вот это – пропаганда. А «Балканский рубеж» – это взгляд с другой точки зрения.
СЕРГЕЙ: Проведу параллель. Она не очень правильная, но ты поймешь, о чем я говорю. Советский Союз рухнул, когда мне было семнадцать. Я четко свою жизнь делю на «советскую» и «постсоветскую». У тебя есть ощущение – довоенная и послевоенная жизнь?
МИЛОШ: Я родился в 1988-м. Три года спустя началась первая война в Хорватии, в 1993-м – в Боснии, в 1998-м вспыхнул конфликт в Ко сове, в 1999-м начались бомбардировки. Мои первые воспоминания – санкции, пустые магазины, деньги, которые могли обесцениться за день. Помню 1999-й, когда нам говорили, что надо избавиться от Милошевича (Слободан Милошевич, в 1997–2000 годах президент Союзной Республики Югославия. – Esquire), что он уничтожил страну. Я все это помню. И мне кажется, все было совсем не так, как об этом говорят.
СЕРГЕЙ: Что сейчас происходит с территорией бывшей Югославии?
МИЛОШ: На Балканах сейчас ситуация, которую мы называем «бочка с порохом». Никто не воюет, но ситуация понятна: в какомнибудь хорватском городе запрещают кириллицу или громят машину с сербскими номерами; албанцы сжигают сербские продукты; македонцы устраивают драку в парламенте. У Македонии и Албании назревает конфликт, у Албании и Черногории тоже. Как и у Черногории с Сербией. И это подогревается СМИ и политиками, которые таким образом набирают баллы. Ты знаешь, что в Черногории сейчас происходит?
СЕРГЕЙ: Нет.
МИЛОШ: В городе Подгорица люди выходят на улицы. Правительство приняло закон о происхождении имущества церквей, и к любому зданию старше 1918 года вопросы – институция должна доказать права на то, чем владеет. Короче, забирают все в свои руки. Государство забирает сербскую православную церковь.
СЕРГЕЙ: Зачем?
МИЛОШ: Потому что не может контролировать ее. Хочет свою, черногорскую церковь. Они хотят создать свой народ, потому что еще десять лет назад все в Черногории считали себя сербами. Меняют письменность, религию, основали новую церковь.