Кредитуйте сами
Сбербанк выходит на рынок краудфандинга — он предложит гражданам давать взаймы тем компаниям, которым недоступны банковские кредиты
![](https://cs.kiozk.ru/content/zsx/e2v/bmg/it7r4cgszp1br8bg2okeu8w/art/57572/jbitthhx.jpg?v=1&temp_url_sig=qYVrQkH0XVXa052cX2otdQ&temp_url_expires=1739349151)
Сбербанк на Петербургском международном экономическом форуме представил прототип своей краудинвестинговой платформы «Сберкредо». «Мы рассчитываем на рост привлекательности краудлендинга (кредитования физлицами других физлиц или бизнеса. — “Эксперт”) после введения данного вида финансирования в законодательное поле. Планируем занять лидирующую позицию на этом рынке», — рассказал «Эксперту» Сергей Четвериков, управляющий директор — начальник управления микрофинансирования и краудлендинга Сбербанка.
Краудлендинг входит в общее понятие «краудфандинг» — финансирование проектов, бизнеса или частных лиц силами других людей, без посредников в виде традиционных банков или фондового рынка. Кроме краудлендинга, уже известного в России (именно им занимается «Альфа-Поток»), в краудфандинг входит и краудинвестинг — вложение в капитал компаний (такой вид инвестиций предлагает «СтартТрек»). Сейчас оборот краудфандинговых платформ в России составляет лишь 15,2 млрд рублей. По мировым меркам это микроскопические объемы — например, в Великобритании объемы займов, выданных только в сегменте p2p (от человека к человеку) известной компанией Zopa, достигли четырех миллиардов фунтов стерлингов, а Funding Circle выдала 3,1 млрд фунтов.
Однако в течение ближайших пяти-семи лет объем российского рынка краудфандинга может вырасти в сто раз и достичь триллиона рублей — такие прогнозы дают в Ассоциации операторов инвестиционных платформ. Это 15% всех кредитов, выдаваемых за год малому и среднему бизнесу. Ровно такую долю занимают альтернативные инструменты в Великобритании, где краудфандинг уже давно внедрен в финансовую систему страны. Там даже предусмотрено налоговое стимулирование таких инвестиций через подключение к аналогу российского индивидуального инвестиционного счета (ИИС).
Станет ли у нас реальностью такой бурный рост, зависит, во-первых, от регулирования (насколько оно будет стимулирующим), а во-вторых, от качества работы самих участников краудрынка — насколько профессионально они будут подходить к оценке кредитных рисков, пояснил свой прогноз Кирилл Косминский, исполнительный директор Ассоциации операторов инвестиционных платформ.
Интересно, что регулирования краудфандинга в России пока нет — законопроект «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ» был принят в первом чтении в мае 2018 года, после чего ушел на доработку. Считалось, что этот закон расшевелит рынок и привлечет крупных игроков. Но теперь за наращивание краудфандинга примется Сбербанк.
Вырастут все
Естественно, что с учетом размеров Сбербанка у его платформы есть все необходимое, чтобы стать лидером рынка.
«Самый основной ресурс — это база клиентов, как инвесторов, так и заемщиков. В их ситуации это почти идеальное сочетание всех необходимых компонентов для построения такой платформы. В платформах типа Uber всегда нужен баланс между сторонами спроса и предложения. В их случае это есть», — считает Кирилл Косминский, уточняя, что многое будет зависеть от качества проектов, которые Сбербанк станет размещать на своей платформе: «Если проекты будут качественно отсеиваться, то это будет хорошо, потому что повысит доверие инвесторов. Если будет высокая просрочка и доходность окажется ниже тех же депозитов, будет разочарование».
Хотя Сбербанк представил лишь прототип своей платформы и не назвал точной даты ее запуска, само его намерение выйти на рынок краудфандинга не оставило участников рынка равнодушными. «Сбер планирует финансировать тех, кого сам не кредитует (как я понял из информации), и мне немного страшно за результат», — с тревогой замечает Артем Мордвинкин, генеральный директор краудфандинговой платформы «Пирс».
В самом Сбербанке не отрицают, что объектами инвестиций станут проекты, которые не смогли получить финансирования в самом банке. «Инвесторами площадки выступают физические лица — клиенты Сбербанка, а заемщиками — представители малого и микробизнеса с действующим, уже сформированным бизнесом. Именно для них платформа “Сберкредо” представляет собой альтернативный способ привлечения инвестиций. Если говорить о финансировании сегмента, то только двадцать процентов компаний имеют доступ к банковскому финансированию, остальные испытывают проблемы и решают вопрос как могут. Особенно остро проблема стоит перед молодыми компаниями, которые находятся в начале развития и не имеют кредитной истории, а зачастую и положительного финансового результата», — рассказывает Сергей Четвериков. Стоит отметить, что «Альфа-Поток» тоже предлагает кредитовать бизнес, который банковского финансирования не получил.
При этом ни опыт Сбербанка в построении платформ, ни его огромные ресурсы и размеры не дают оснований говорить, что банку удастся полностью подмять под себя весь рынок краудфандинга. Все дело в особенностях самого рынка. «Здесь конкуренция достаточно живая. Краудплатформы, как финтех-компании, могут достаточно быстро перестраивать бизнес-модель, потому что у них нет отягощения в виде ИТ-систем, настроенных под очень консервативное банковское регулирование. Они могут быстро сделать пилот, внедрить новый сервис, поменять продукт под нужды предпринимателей, под меняющуюся экономическую ситуацию. Поэтому я считаю, что выход такого крупного игрока поднимет все лодки — вызовет большой интерес в целом у потенциальных инвесторов к этому инструменту, и это будет хорошо», — считает Кирилл Косминский.
Самые доходные госконтракты
Если посмотреть на рынок краудфандинга в России, то у него есть свои уникальные особенности, присущие исключительно нашей стране. Например, едва ли не единственный игрок, генерирующий прибыль на рынке краудфандинга, предлагает выдавать займы под госконтракты. Речь идет о компании «Пененза», у которой есть понятная инвесторам бизнес-модель: займы выдают только компаниям, выполняющим госзаказ. У российского госзаказа есть две особенности. Первая — обязанность госорганизаций приобретать товары и услуги у представителей малого и среднего бизнеса, а вторая — большая отсрочка по оплате поставленных товаров и исполненных услуг. Заплатить вовремя организации часто не могут из-за особенностей бюджетного процесса: распределение денежных средств из бюджета происходит медленно и часто несвоевременно (по разным причинам, которые складываются в одну общую тенденцию). В результате малые и средние предприятия оказываются в ситуации, когда для исполнения обязательств по контракту потребовались все или почти все оборотные средства, оплата задерживается, а продолжать нормальную работу невозможно — денег нет. В этом случае предприниматели обращаются за кредитом, но банк, скорее всего, в займе откажет. Именно эту неэффективность устраняет «Пененза». Такая модель среди инвесторов считается наименее рисковой — меньше вероятность просрочки или дефолта заемщика (хотя конкретных цифр просрочки нам найти не удалось). Она же оказалась одновременно и наиболее выгодной для самой платформы: «Пененза» считается лидером рынка по объему выданных кредитов и уже давно зарабатывает, тогда как прочие игроки пока в убытках. Так, по данным самой «Пенензы», в 2017–2018 годах через нее было выдано порядка 15 млрд рублей займов. Согласно данным СПАРК, уже в 2017 году АО «Пененза» показало прибыль 43 млн рублей при обороте 158 млн рублей (имеется в виду выручка самой платформы, а не объем выданных на ней кредитов).
На других краудлендинговых платформах с прибылью пока сложнее. Поскольку этот рынок пока не регулируется Центральным банком, лишь десять компаний добровольно отчитываются регулятору. Так, известно, что точки операционной безубыточности достиг в сентябре 2018 года «Альфа-Поток», тогда как еще по итогам 2017-го компания показывала убыток в размере 47 млн рублей. Еще один игрок, «Город денег», также был убыточен по итогам 2017 года (минус 102 млн рублей). Не намного лучше в 2017 году шли дела и у «СтартТрека» (убыток — 28 млн рублей).
При этом, несмотря на убытки, все компании продолжили работать на рынке. «И “СтартТрек”, и “Поток” объявили, что близки к точке операционной безубыточности либо уже на нее вышли. Но ведь тот же Uber, когда выходил на IPO, был по факту убыточен — и все равно вызвал доверие у инвесторов. Так и здесь. Есть перспектива роста рынка с точки зрения объемов, бизнес-модель и зарубежный опыт. Пример LendingClub и Funding Circle, которые вышли на IPO, показывает, что точка безубыточности для таких компаний достижима и они могут генерировать прибыль. А операционный убыток скорее говорит о том, что платформы активно вкладывают в свое развитие, а не о том, что эта модель неэффективна», — поясняет Кирилл Косминский.
Краудфандинг в Великобритании (млн фунтов стерлингов)
Краудфандинг в России (млн рублей)
Инвесторам все мало
А вот с точки зрения доходов инвесторов краудфандинг пока выглядит не самым выгодным, если учесть риск, который они на себя принимают. Почти год назад «Эксперт» писал о рынке краудфандинга (см. «Столпились на платформе», № 34 за 2018 год), и тогда опрос инвесторов показал, что фактическая доходность от доходности, объявленной площадкой, может отличаться вдвое. При этом в среднем доходность того же «Альфа-Потока» оказывалась все равно выше депозита в банке, чем во многом и объяснялся интерес инвесторов к этому виду инструментов. По итогам 2018-го и первых месяцев 2019 года картина осталась примерно такой же. «Средняя доходность инвесторов за 2018 год — 12,8 процента годовых», — говорит Никита Абраменко, CEO «Альфа-Потока».
Что же касается риска, то тут ситуация следующая. «По данным на 1 апреля 2019 года просрочка (до 90 дней) составила 7,55 процента от портфеля (то есть от всех текущих займов. — “Эксперт”), или 1,37 процента общего объема выданных займов, дефолты (просрочка более 90 дней) — 10,9 процента портфеля, или 1,97% общего объема выданных займов», — рассказывает Никита Абраменко. На p2p-платформе «Финама» объем дефолтов и того ниже — 5,9% с просрочкой выше 90 дней. (Тут есть нюанс: каждая платформа считает показатели доходности и просрочки по-своему, поэтому с сопоставлением данных могут быть проблемы.) Интересно, что уровень просроченной задолженности по кредитам МСП в традиционном банкинге, согласно данным ЦБ, находится на более высоком уровне: по итогам 2018 года этот показатель составил 12,4%.
Однако далеко не все инвесторы краудлендинговых площадок получают доходность на заявленном уровне — для этого нужна большая диверсификация портфеля, достичь которой можно лишь при наличии множества займов. А в этом случае инвестор рискует утратить контроль над качеством отбираемых компаний и вынужден полагаться на волю случая или на автоматизированное распределение своих денег между заемщиками ИТ-системой платформы. Как итог, часто средняя доходность портфеля — восемь-девять процентов годовых, что уже близко к среднему доходу по депозиту в банке. А некоторые инвесторы получают и того меньше (случаются даже убытки). В то же время вложения в ОФЗ вместе с налоговым вычетом по ИИС дают доходность около 12–13% годовых. Такая неразбериха уже начала раздражать многих инвесторов — от краудфандинга ждут прозрачности.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl