«Крабовый аукцион заставит нас свернуть инвестпроекты»
В случае введения крабовых аукционов компании «Архангельский траловый флот» придется заплатить за свою крабовую квоту 15–20 млрд рублей — в десять раз больше, чем все налоги компании
Старейший флот на Севере России — компания «Архангельский траловый флот» (АТФ) ведет свою историю с 1920 когда. Эта компания, теперь уже частная, сейчас добывает до ста тысяч тонн биоресурсов, что составляет пятую часть всего допустимого улова Североморского рыбного бассейна. Крупнейший в регионе рыбопромышленный конгломерат имеет 14 судов и развитую береговую структуру: грузовой участок, склады, холодильники, рыбоперерабатывающий завод. АТФ начал строить еще четыре траулера и намеревается строить еще один рыбоперерабатывающий завод — все эти проекты компания реализует в расчете на получение в дальнейшем дополнительной инвестиционной квоты. О положении дел и о перспективах крупнейшей рыбопромысловой компании Архангельской области рассказывает генеральный директор АТФ Алексей Заплатин.
— Алексей, расскажите о становлении вашей компании и к чему вы в итоге пришли.
— Нашей компании двадцать пять лет, начинали мы с нуля, как и многие в начале девяностых годов. В то время все флотилии страны акционировались. Было много предприятий с одним только судном. Мы первоначально купили с аукциона четыре судна, достроили их и начали работать. До 1995 года квот не было — лови сколько сможешь. Мы наращивали вылов, выручку, покупали новые суда. Сейчас достигли уровня сто тысяч тонн вылова в год, в том числе краба. Оборот АТФ составляет 600 миллионов долларов, только налогов мы платим полтора миллиарда рублей в год.
— Почему вы решили заняться переработкой?
— Мы всегда были в основном добывающей компанией, но идею переработки на берегу вынашивали давно, поскольку внутренний рынок, даже местный архангельский, видим очень перспективным. В 2014 году присмотрели заброшенный завод, решили его восстановить и оборудовать. Провели дноуглубительные работы под доком. Очень быстро завод восстановили, сначала пять тонн сырья в сутки перерабатывали, сейчас думаем расширить до десяти тонн. Завод выпускает около 80 наименований продукции — в основном это пресервы, копченая рыба. По заявке магазинов делаем мороженую рыбу. С федеральными торговыми сетями не работаем, поскольку у них жесткие условия, продукцию в основном сбываем на местном рынке и в соседних регионах. Наша продукция недешевая, поскольку никакой химии мы не используем, но расходится хорошо, есть возможность расширения ассортимента.
— Но мощность фабрики — около трех тысяч тонн в год. А куда основной улов сбываете?
— До 90 процентов рыбы и краба продаем за границу. У нас есть прибрежная добыча в Баренцевом море. Это понятно, надо наполнять магазины. С 2013 года нас обязали поставлять этот улов на берег, но, например, для архангельских переработчиков этого сырья много. В Архангельской области все в порядке с рыбой, мы по ее потреблению первое или второе место в России занимаем. Поэтому какую-то часть рыбы мы стали перегружать на берегу, отчитываться, платить налог — и снова увозить. Но основной улов даже не завозим сюда. По разной рыбе разное соотношение в поставках на экспорт и на берег. Например, треска всегда была экспортной, ее только десятую часть сюда привозим. Если здесь она стоит две тысячи долларов за тонну, то за границу можно продать по три с половиной тысячи. Зато сельдь и скумбрия почти вся привозится на берег, палтуса — 60 процентов.
— Вы в 2015 году впервые привезли сюда рыбу с Владивостока. Зачем?
— Это не мы привезли, тогда дальневосточный «Доброфлот» привез первые три тысячи тонн с нашей помощью и остался очень доволен — ему по железной дороге рыбу надо везти полтора месяца в центр страны, а здесь всего две недели. Мы помогли ему с разгрузкой и хранением. Расходов на перевозку вдвое меньше. Здесь «Доброфлот» в десять раз быстрее все распродал, чем там у себя. Покупатели были как из нашей области, так из других регионов, часть рыбы ушла в Белоруссию. Единственно, в компании сожалеют, что у нас не развита контейнерная перевалка, но мы намерены ее вскоре наладить. Тогда к нам другие суда потянутся, чтобы сократить сроки доставки рыбы с Дальнего Востока в Центральную Россию. Мы зарабатываем на перевалке и хранении, они — на ускоренной продаже в центральные регионы России: этот рынок еще не насыщен. Мы тоже прикупили у «Доброфлота» какие-то объемы для своей фабрики, для расширения ассортимента.
— Почему для вас так важен исторический принцип распределения квот?
— Этот принцип помог нам накопить ликвидность и развить бизнес. Благодаря ему мы сейчас смогли четыре траулера заказать, по 64 миллиона долларов каждый, и еще один перерабатывающий завод. Планируем по завершении этих проектов получить инвестиционную квоту. И вдруг нам говорят: теперь квоты на краба будут распределены через аукцион. А у нас в обороте краба — 20 процентов, это пятая часть. Нам за этот объем на аукционе придется заплатить минимум 15–20 миллиардов рублей — в десять раз больше, чем мы платим налогов. Нам попросту не хватит денег, мы закредитованы, как и многие рыбаки. Так что, если квоты будут распределять через аукцион, мы вынуждены будем приостановить свои инвестпроекты.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl