Как у нас локализуют посконную
Агрохолдинг «Коноплекс», производитель и переработчик технической конопли, строит первое в России предприятие по выпуску целлюлозы из лубяных культур
В одежде из конопляного полотна, или, по-русски, в посконных рубахах, когда-то отождествлявшихся с простым народом, сегодня щеголяют звезды Голливуда, рассказывая всем о его гипоаллергенности и воздухопроницаемости. А также солдаты армии Китая, убедившиеся в том, что, например, в условиях тропиков только униформа из конопли, а не из хлопка, способна защитить от жары и патогенной флоры, не истлеть от сырости. Кстати, Китай является главной «конопляной державой» в мире, а его текстильная промышленность — крупнейший рынок сбыта конопляного волокна как для внутренних, так и для внешних производителей. В 2017 году на китайский рынок изделий из конопляного волокна объемом 823 млн долларов приходилось около 76% всех продаж.
В России, где посевы конопли составляют всего два процента от мировых, техническое коноплеводство только подходит к тому, чтобы запустить промышленное производство по глубокой переработке волокон конопли и получению целлюлозы. Первым таким проектом станет завод ГК «Коноплекс», строительство которого начнется в этом году в Пензенской области на условиях концессии. Входящий в группу Межотраслевой инновационный комплекс (МИК) заключил в декабре 2020 года с Минпромторгом РФ соглашение, по которому получил от государства в аренду на 49 лет промышленную площадку площадью более 60 га — здания и сооружения бывшего объекта по уничтожению химического оружия «Леонидовка». Компания инвестирует в новое производство два миллиарда рублей собственных и заимствованных средств, организовав выпуск целлюлозы не только из конопли, но и из других лубяных культур. «Это будет экологически чистое производство по глубокой переработке конопли, льна, джута, кенафа в высококачественную целлюлозу, предназначенную для текстильной промышленности, для изготовления биоразлагаемой посуды и пакетов, биокомпозитных материалов и полимеров, востребованных в лакокрасочной, химической отраслях и фармацевтике», — поясняют в МИК.
На сегодняшний день ГК «Коноплекс» является лидером российского рынка: в 2019 году холдингом было засеяно 3,4 тыс. га из 10,5 тыс. га общероссийских посевов конопли, в 2020-м посевы были немного снижены в связи с севооборотом, но собрано 750 тонн волокна из трех тысяч тонн общероссийского урожая. Нынешний инвестпроект компании должен дать хороший толчок развитию всей отрасли, прежде всего в части сбора и переработки волокна. До сих пор с наращиванием посевных площадей проблем у коноплеводов не возникало; по прогнозам, в ближайшие годы посевы в стране увеличатся до 15 тыс. га. А вот сбор волокна топчется на месте из-за нехватки перерабатывающих мощностей. Нередко фермеры, собрав семена и окупив расходы за счет этого высокомаржинального продукта, сами растения просто закапывают в землю.
Выросли на конопле
«Коноплекс» начинал свой бизнес в 2014 году с нуля — со сбора остатков конопляных семян в научно-исследовательских институтах и воспроизводства семенного фонда. Дело в том, что производство технической конопли в России прекратилось еще в 60-е годы прошлого века, с момента поспешного подписания СССР пролоббированной америкацами Единой конвенции о наркотических веществах, подготовленной якобы в целях борьбы с наркотиками, а на самом деле — для устранения конопли как конкурента синтетических волокон. «Только самостоятельно получив достаточное количество семян, мы смогли перейти на промышленный сев: в 2015 году засеяли 115 гектаров в Брянской области, в 2016-м — 506 гектаров в Пензенской области и 449 гектаров в Рязанской области, а в 2019 году площадь наших посевов составила уже более трех тысяч гектаров», — рассказывают в «Коноплексе». Сейчас весь сельскохозяйственный бизнес холдинга расположен в Пензенской области — здесь подходящие почвенно-климатические условия для возделывания отечественных сортов технической конопли, к тому же региональные власти идут навстречу, оказывая поддержку сельхозпроизводителям и проектам компании.
Так, в июле 2020 года в технопарке «Отвель» был открыт завод по пищевому производству мощностью до 15 млн бутылок масла в год. «Это первое в России производство полного цикла по технологии холодного отжима, в линейке наших продуктов — масла из различных культур, не только конопли, но и льна, горчицы, подсолнечника, рыжика, кедрового ореха, авокадо; также мы выпускаем муку, клетчатку, белковые добавки, кондитерскую семечку», — рассказывает генеральный директор УК «Коноплекс» Милена Александрова. К развитию своего проекта «Коноплекс» подключил и научные силы: в состав группы входит Центральный научно-исследовательский институт промышленности и сельского хозяйства, где занимаются семеноводством и селекцией конопли. Достигнутые успехи связаны пока с пищевым направлением коноплеводства. Некоторые новые сорта технической конопли, выведенные совместно с Федеральным научным центром лубяных культур, отличаются повышенной урожайностью, лежкостью и содержанием масла. Разработаны новые технологии переработки семян. У конопляного масла небольшой срок хранения из-за высокого содержания полиненасыщенных жирных кислот, за которые оно и ценится. Новые щадящие методики холодного отжима — с контролем температуры на всех этапах производства, качественной фильтрацией в несколько ступеней — позволяют получать продукт без осадка (который и вызывал прогоркание), что увеличивает срок годности масла.
В последнее время компания серьезно занялась вопросами переработки конопляного волокна, причем по двум направлениям. Первое направление — переработка волокна с целью получения пеньки: в марте «Коноплекс» запустит в Пензе крупнейшее в России предприятие. Второе направление — глубокая переработка волокна с целью получения целлюлозы. Реализация последнего проекта будет небыстрой. Несмотря на то что промплощадка, переданная «Коноплексу» по концессии, находится в хорошем состоянии, с готовыми коммуникациями и подъездными путями, понадобятся не один год и серьезная модернизация инфраструктуры для нового производства. Основные вложения будут сделаны в приобретение оборудования, большей частью импортное, изготовленное по заказу компании с учетом технических пожеланий «Коноплекса». Запланировано две очереди запуска производства. «В 2023 году мы начнем с производственной мощности в тысячу тонн, будем наращивать этот показатель, доведя его к 2026 году до четырех тысяч тонн целлюлозы», — говорят в компании. При этом с ростом производства, а для названного объема потребуется как минимум шесть тысяч тонн тресты (льняной и конопляной соломы), предполагается брать в переработку техническую коноплю, лен и другие лубяные культуры, в том числе сторонних хозяйств, формируя таким образом в Пензенской и сопредельных областях отраслевой региональный кластер.
Конопляный клондайк
Рынок с воодушевлением встретил новость о целлюлозном проекте «Коноплекса». «Это, по сути, первый шаг к консолидации отрасли, так как крупные игроки входят в рынок тогда, когда есть устойчивый розничный потребительский спрос, перспективы развития, предполагающие оправданность инвестиций», — отмечает управляющий партнер BMS Group Алексей Матюхов. «Наконец у нас в стране появятся альтернативные виды целлюлозы, ведь до этого внимание было сосредоточено исключительно на традиционной древесной целлюлозе, процесс получения которой максимально длительный, дорогой и загрязняющий окружающую среду», — говорит президент Ассоциации производителей русской пеньки и директор компании «Мордовские пенькозаводы» Александр Кучинский.
Действительно, конопляная целлюлоза — клондайк экономических возможностей: из этого растения можно получить целлюлозы в четыре раза больше, чем из деревьев с той же площади, только деревьям надо расти сорок–пятьдесят лет, а конопля вызревает за 110 дней, она неприхотлива в уходе и у нее мало естественных вредителей. Процесс получения целлюлозы из конопли, а также из других лубяных культур вдвое короче, чем из древесины, обходится практически без вредных выбросов в окружающую среду, а по качеству целлюлоза получается не хуже древесной.
Конопля способна заменить хлопок, который в России не растет и полностью импортируется. «Рынок хлопкового волокна сегодня составляет порядка пятидесяти тысяч тонн в год, а с учетом того, что импортируются также пряжа и текстиль из хлопка, объем рынка еще больше, — поясняют в “Коноплексе”. — Между тем целлюлоза из лубяных культур близка по своим характеристикам к хлопковой, а создание производств по ее выпуску развивает не только сельское хозяйство, но и текстильную, строительную промышленность». Иными словами, новая продукция «Коноплекса» могла бы заместить примерно восемь процентов потребляемого в России хлопка.
Неудивительно, что в направлении глубокой переработки конопляного волокна двинулись и другие участники рынка. По словам Александра Кучинского, в «Мордовских пенькозаводах» провели испытания и готовятся уже в следующем году запустить промышленное производство целлюлозы, а сейчас подбирают оборудование под оптимальную загрузку имеющимся сырьем — речь идет о переработке трех тысяч тонн волокна и выпуске порядка двух тысяч тонн целлюлозы. Амбициозные планы у компании «Смарт Хемп», которая в прошлом году начала выращивать техническую коноплю в Ивановской области на площади почти две тысячи гектаров, в этом году намерена запустить производство пеньковолокна, а главное, по некоторым данным, совместно с текстильными предприятиями области уже отрабатывает технологию добавления пеньковолокна в хлопчатобумажные ткани, которые в результате получат новые антисептические, бактерицидные свойства и станут более долговечными.
Экорубаха поедет в Америку
Несмотря на очевидные преимущества конопляной целлюлозы, на практике может оказаться, что российская промышленность из-за общей технологической отсталости пока не готова работать с таким сырьем. Этим объясняется превентивное налаживание той же компанией «Смарт Хемп» контактов с ивановскими ткачами. А в «Мордовских пенькозаводах» прямо говорят, что намерены экспортировать свою будущую целлюлозу — уже достигнуты договоренности о поставках на рынки США и Канады.
Для того чтобы новая целлюлоза быстрее «прописалась» в России, необходимо ее более массированное наступление на рынок, а для этого — интенсивное развитие производства лубяных культур. Участники рынка пытаются координировать свои усилия: в ноябре прошлого года часть компаний-коноплеводов объединилась в одну ассоциацию с льноводами, союз «Русленконопля» возглавил Константин Клюка, владелец компании «Русский лен». При этом есть общее мнение, что серьезно ускорить развитие рынка может государство. Сегодня оно помогает компаниям в рамках общих программ поддержки сельхозпроизводителей — это возмещение части капитальных затрат, погектарная поддержка, поддержка элитного семеноводства, субсидируемый лизинг стандартной техники. Последняя программа, однако, не совсем релевантна для коноплеводов, поскольку необходимое им оборудование не производится в России. Между тем отрасль остро нуждается в перерабатывающих мощностях. По мнению председателя Агропромышленной ассоциации коноплеводов Александра Смирнова, самое лучшее, что могло бы сделать государство, — стимулировать машиностроение для создания оборудования по переработке волокон конопли. В идеале нужна отдельная программа поддержки отрасли на федеральном уровне.
ГК «Коноплекс» создана в 2014 году. Занимается выращиванием и переработкой промышленной конопли, научно-исследовательской деятельностью по селекции и семеноводству этой культуры. Общая площадь всех земель в севообороте занимает более 12,5 тыс. га. Производственные площади — 5 тыс. кв. м, складские помещения — 10 тыс. кв. м. Выручка — нет данных. Число сотрудников — 200.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl