В ярмарке современного искусства Cosmoscow приняли участие 250 художников

ЭкспертКультура

Как сделать художнику имя и продать его картины

В Cosmoscow — единственной ярмарке современного искусства на территории России и СНГ — приняли участие 250 художников со всего мира

Вячеслав Суриков

За четыре дня выставку посетили 19 тысяч человек

Cosmoscow — центральное событие российской арт-индустрии. И если галерея представляет здесь работу художника, то в пределах России это едва ли не вершина коммерческой составляющей его карьеры. Раз в году на протяжении четырех дней в Гостиный двор стекаются российские коллекционеры, которые пристально следят за тем, что происходит в современном искусстве, в ожидании как новых имен, так и новых работ уже признанных арт-сообществом художников. Для галерей участие в выставке — важный элемент собственного продвижения и расширения круга клиентов. Здесь галереи создают себе репутацию и формируют вокруг себя пул коллекционеров.

В этом году на Cosmoscow были представлены стенды рекордного количества галерей — 70

Специализирующийся на тиражном искусстве проект Shaltai Editions обходится шоурумом, где выставлены образцы работ. Помимо этого он представляет свои работы в Сети. Заявляя о себе как об экспериментальной платформе для художников, Shaltai Editions реализует один проект в год. Каждый из них отличается от предыдущего подборкой художников, которые его создавали. Им предоставляют мастерскую и предлагают сделать нечто такое, чего они до сих пор никогда не делали. Число копий не должно превышать тридцати. По словам представителя проекта Сергея Корягина, Shaltai Editions берет на себя расходы по их изготовлению и организации продаж: «У нас есть свой сайт. Мы продаем работы через портал ArtSee. У нас есть аккаунт в инстаграме (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена), куда мы выкладываем ролики, фиксирующие процесс создания работ. В прошлом году работы Александры Паперно мы возили на Венецианскую биеннале». Каждая из 30 папок, включающих в себя все работы всех художников, стоит 6500 евро. Создатели галереи утверждают, что проект полностью окупает себя. Но прибыль пока минимальна. Рынок для такого рода проектов слишком мал.

Но большая часть галерей работает по традиционной схеме, создавая собственное пространство и опираясь на выставки как на основной механизм продаж работ художника. Заключение контракта с галерей становится первым этапом его выхода на рынок. В этом случае последнее слово, как правило, остается за галереей. По словам Ксении Подойницыной, владелицы галереи «21» и инициатора рейтинга InArt, учитывающего достижения современных художников, при выборе художника есть свои риски: «Для меня важно, чтобы у художника было профессиональное образование, чтобы он владел ремеслом — умел рисовать, чтобы владел теоретической базой, чтобы доказал, что всерьез собирается быть художником. У меня были случаи, когда я делала выставку, а через год художник заявлял, что он уже таковым не является, что он дизайнер, парфюмер, кто угодно. В то время как я вкладывала в него средства, усилия, и их никто никогда не вернет, и меня это нисколько не устраивает. Это риск, который нельзя застраховать. Для меня важна личность художника, его характер. Если меня это не привлекает, я вряд ли смогу с ним работать».

На первых этапах пребывания художника на рынке бренд галереи играет решающую роль в объемах продажах. Ксения Подойницына утверждает, что в этот период от художника требуется оставаться верным избранному пути: «Художник должен решить для себя, что он будет художником, должен понимать, что его успех зависит от его активности. На основе чего и составляется рейтинг InArt, который в первую очередь учитывает активность автора, в том числе участие в выставках, аукционные продажи, наличие каталогов и так далее. Это больше всего влияет на его узнаваемость. Очень важны публикации. Очень важно, что сообщество искусствоведов и профессионалов в индустрии считает его интересным художником, что арт-критики пишут про него статьи. Они, так же как и кураторы, легитимируют то, что он делает, с точки зрения искусства. Если работу художника напечатают на обложке Flash Art или The New York Times выделит его работу на арт-ярмарке Armory Show, да еще и его картинку напечатает, это может изменить его жизнь».

Таллиннская галерея Temnikova & Kasela также ждет от своих художников активности и ответственности. По словам ее владелицы Ольги Темниковой, времена, когда художник полностью дистанцировался от продвижения собственного творчества, давно прошли. Теперь художник и галерист вместе вырабатывают стратегию поведения на рынке. Для Ольги Темниковой тоже важна личность художника: «Мне нравятся все мои художники. Они делают отличное актуальное искусство. Мы никогда не работаем с художниками, которые сделали только свои первые выставки, потому что несем ответственность перед коллекционерами. Мы работаем со стабильными, уже сформировавшимися художниками. В Эстонии мы лидеры рынка, и наша академия производит отличных художников. Мы не представляем всех, кого могли бы, потому что мне хочется уделять достаточно внимания каждому из тех художников, с которыми работаем. Мы не делаем ставку на контракты — это отмирающая система. Если художники захочет уйти от тебя, он уйдет. Мы только договариваемся об условиях заранее: чего можем ожидать друг от друга».

Санкт-петербургская Namegallery привезла на Cosmoscow выпускника Академии художеств имени Ильи Репина Леонида Цхэ. По словам арт-директора галереи Натальи Ершовой, они заметили его на выставке проекта фонда «Про арте» «Школа молодого художника» четыре года назад. До тех пор он выставлялся только на некоммерческих проектах. Им понравилось присущее Леониду Цхэ сочетание классического образования и стремления к смелым творческим поискам: «Мы приехали к нему в мастерскую. Там было достаточно много холстов, которые он написал: зарисовки из жизни города. Потом пригласили его в галерею и наметили его персональную выставку. Мы предложили известному куратору и искусствоведу Станиславу Савицкому познакомиться поближе с Леонидом Цхэ и вместе поработать. Выпустили буклет со статьей Станислава и провели первую выставку. Это была графика и живопись. Мы не стали их разделять, и это смотрелось очень эффектно. Как только мы открыли выставку, к нам пошли предложения от других галерей. Мы показали художника, “вывели его на сцену”, и сразу пошел запрос на его творчество».

Namegallery для Леонида Цхэ стала основной галереей. Она работает с ним как продюсерская компания: продвигает, финансирует проекты, печатает каталоги, ведет переговоры и организует юридическую составляющую его деятельности. Два года назад Namegallery в первый раз привезла работы Леонида Цхэ на Cosmoscow. Тогда им удалось продать все живописные работы художника. На следующий год Namegallery повезла его на Cosmoscow еще раз. Затем, в начале этого года, у него состоялась выставка в Московском музее современного искусства. Графику Леонида Цхэ взяли в коллекцию Русского музея. На третьей для художника выставке Cosmoscow уже на превью удалось продать все его работы. По словам Натальи Ершовой, следующий этап — участие в западной ярмарке и еще одна музейная выставка: «Должна быть программа. Мы делаем этот шаг, затем этот. Нельзя просто делать у себя в галерее выставки и торговать. Нужны музейные выставки, после которых идет повышение цены на работы художника. Но такие выставки требуют дополнительных усилий. Мы предоставляли художнику материал. Снимали ему мастерскую, чтобы он мог работать. Печатали каталог, перевозили работы. Сначала собирали выставку, потом ее разбирали. Для частной галереи это большая статья расходов».

Кто же покупатели работ современных художников? Галеристы отмечают, что появилась новая генерация коллекционеров. Им 30–35 лет. Это не олигархи, но им уже удалось выстроить свой бизнес. Они космополиты и в отличие от старшего поколения ориентированы на современное искусство. Регулярно бывают на европейских и американских выставках и набираются там визуальных впечатлений. Галеристам не нужно им ничего объяснять. У коллекционеров нового поколения натренированный глаз, и они сами могут выбрать объект, достойный попасть в их коллекцию. Основное место концентрации подобного рода покупателей — Москва. Как и следовало ожидать.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Прощай, IKEA: куда двинулся рынок мебели после ухода шведов Прощай, IKEA: куда двинулся рынок мебели после ухода шведов

Мебельная отрасль вопреки ожиданиям бурно растет

Эксперт
Фен-шуй для маленькой квартиры или студии: как создать гармоничное пространство Фен-шуй для маленькой квартиры или студии: как создать гармоничное пространство

Эти простые советы помогут тебе сделать пространство более гармоничным

VOICE
Два алтаря для одной жертвы Два алтаря для одной жертвы

Как героиня греческого мифа Ифигения из символа подвига стала символом отчаяния

Weekend
Меньше атома: как работает квантовая механика Меньше атома: как работает квантовая механика

Отрывок из книги «Сто лет недосказанности» о квантовой механике

Inc.
Согласование времен Согласование времен

Как в средневековой Европе измеряли и воспринимали время

Вокруг света
В ожидании полярного сияния. О якутской драме «Чума» В ожидании полярного сияния. О якутской драме «Чума»

Какие темы поднимает фильм Дмитрия Давыдова «Чума»

СНОБ
Молочные и мясные антигены сдерживают появление рака кишечника Молочные и мясные антигены сдерживают появление рака кишечника

Как пищевые антигены запускают иммунную систему кишечника

ТехИнсайдер
Миниатюрный робот с напечатанными на 3D-принтере шестью ногами закатил мяч в ворота Миниатюрный робот с напечатанными на 3D-принтере шестью ногами закатил мяч в ворота

Как инженерам удалось разработать шестиногого микроробота Picotaur

N+1
Последнее путешествие королевы: как прошли похороны Елизаветы II Последнее путешествие королевы: как прошли похороны Елизаветы II

Как проходила панихида по Елизавете II

Правила жизни
Расхламляйся! Расхламляйся!

Как расстаться навсегда с ненужным скарбом?

Лиза
HAVAL H5: Лёгкий, длинный и не слишком дорогой HAVAL H5: Лёгкий, длинный и не слишком дорогой

Замена Chevrolet Tahoe — Haval Н5: весит меньше, а стоит дешевле

4x4 Club
«Обе две»: драмеди с Кристиной Асмус, в котором женщины переосмысляют материнство «Обе две»: драмеди с Кристиной Асмус, в котором женщины переосмысляют материнство

Фильм «Обе две»: душевный и откровенный разговор о том, что болит у многих

Forbes
В атмосфере отдыха В атмосфере отдыха

Эта маленькая, но уютная квартира находится в известном курортном месте

Идеи Вашего Дома
Выбираем материнскую плату X99 для мощного, но недорогого компьютера Выбираем материнскую плату X99 для мощного, но недорогого компьютера

Лучшие материнские платы X99 для сборки достойного игрового ПК

CHIP
Знаменитые споры и конфликты писателей Знаменитые споры и конфликты писателей

Литературный мир — арена для самых ярых словесных баталий

Maxim
Разве этого мы ждали: топ-5 самых ужасных игр за последние годы Разве этого мы ждали: топ-5 самых ужасных игр за последние годы

Собираем все разбитые надежды геймеров.

Maxim
Ученые впервые изучили состав породы с обратной стороны Луны Ученые впервые изучили состав породы с обратной стороны Луны

О чем могут рассказать базальтовые породы с дальней стороны Луны

ТехИнсайдер
Как в России научились делать джины и при чем здесь бармены Как в России научились делать джины и при чем здесь бармены

Чем интересен российский джин

СНОБ
Институт травмы: каждый третий элитный спортсмен пережил опыт насилия в детстве Институт травмы: каждый третий элитный спортсмен пережил опыт насилия в детстве

С насилием в той или иной сфере столкнулись 75% спортсменов

Forbes
10 поступков женщин на первом свидании, которые отталкивают всех мужчин 10 поступков женщин на первом свидании, которые отталкивают всех мужчин

Первые свидания все время заканчиваются неудачно?

Psychologies
Почувствуй разницу Почувствуй разницу

Самодостаточный мужчина VS инфантильный мальчик: учимся распознавать

Лиза
Откуда берется пассивная агрессия на работе: 3 сценария Откуда берется пассивная агрессия на работе: 3 сценария

Коллега говорит одно, а делает другое? Проходит мимо и не здоровается?

Psychologies
«Под рекой»: история женщины, столкнувшейся со своим прошлым и детскими страхами «Под рекой»: история женщины, столкнувшейся со своим прошлым и детскими страхами

Глава из романа Аси Демишкевич «Под рекой»

Forbes
Новая жизнь с понедельника: почему в психологии не бывает быстрых результатов Новая жизнь с понедельника: почему в психологии не бывает быстрых результатов

Чем опасны мифы о мгновенных изменениях, как на деле выглядит развитие личности?

Forbes
Такой простой и трудный ЗОЖ Такой простой и трудный ЗОЖ

Точного определения того, что означает ЗОЖ, практически не существует

Здоровье
Иконография детства Иконография детства

Таня Рауш: по ту сторону фотографии

Weekend
Феминизм, магический реализм и жизнь самой жестокой королевы: 7 лучших книг африканских писателей Феминизм, магический реализм и жизнь самой жестокой королевы: 7 лучших книг африканских писателей

Африканская литература: о правах женщин, любви и национальной идентичности

Правила жизни
Разговоры о страшном Разговоры о страшном

Как обэриуты изучали мир, где остановилось время

Weekend
Учимся у лучших! Узнайте правила и этикет британской королевской семьи Учимся у лучших! Узнайте правила и этикет британской королевской семьи

Вот что нужно учесть, чтобы следовать правилам британского королевского этикета

ТехИнсайдер
Индикатор планеты Индикатор планеты

Арктика – главный и наиболее чувствительный индикатор климатических изменений

Отдых в России
Открыть в приложении