Почему сериал корейского режиссера Хван Дон Хека так популярен

ЭкспертСобытия

«Игра в кальмара»: когда жажда справедливости сильнее страха смерти

Почему сериал корейского режиссера Хван Дон Хека так популярен

Вячеслав Суриков

Корейский сериал с невзрачным названием «Игра в кальмара» вышел на Netflix в сентябре и меньше чем за месяц заполучил титул самого популярного на сервисе сериала. Хван Дон Хек вслед за режиссером Пон Джун-хо, который в прошлом году стал триумфатором премии «Оскар», совершил еще один подвиг во славу корейского кинематографа. Но если режиссер «Паразитов» поразил в первую очередь профессионалов, отдавших ему сначала Золотую пальмовую ветвь на Каннском фестивале, а потом четыре «Оскара», то Хван Дон Хек сумел достучаться до сердец широкой аудитории: сериал стал лидером по просмотрам в 90 странах, и Россия не стала среди них исключением. Никогда ни один корейский сериал не добивался подобного успеха за столь короткий срок. Возможно, ни один сериал в мире не добивался подобного успеха, потому что у него не было доступа к тому количеству зрителей, какое смог собрать на сегодняшний день Netflix: по итогам прошлого года только число подписчиков сервиса выросло до 200 млн.

И без того фантастические чутье дирекции Netflix на этот раз ее тоже не обмануло. Она сделала ставку на проект, успех которого казался далеко не очевидным — Хван Дон Хек искал на него деньги на протяжении многих лет и не мог найти по понятным причинам: фильмы в жанре «игра на выживание» уже многократно предлагали аудитории, и она далеко не всегда на него откликалась. «Игру на выживание» образца прошлого века — «Бегущего человек» с Арнольдом Шварценеггером в главной роли — принято относить к числу коммерческих неудач Голливуда. Японский эксперимент начала века — «Королевские игры» с Такеси Китано — как коммерческий проект оказался намного успешнее «Бегущего человека», но мировым хитом ему стать не удалось. Последовавший за ним фильм Джеймса Вана «Пила: игра на выживание», сумевший обойтись без звезд, оказался самой успешной работой в этом жанре, но последовавшие за ним еще восемь фильмов серии хотя и собрали в общей сложности миллиард долларов, работали скорее на выхолащивание зрительского интереса.

Хван Дон Хек не стал переносить своих героев в будущее: в «Игре в кальмара» мы имеем дело с нашими современниками. Он не сделал их невольниками — это еще одно принципиальное отличие от его предшественников в жанре: герои корейского сериала участвуют в играх на выживание добровольно. При этом знают, на что идут, и у них есть возможность в любую минуту принять коллективное решение прекратить игру, что они и делают, после того как сталкиваются с ее жестокой реальностью. И это самый тонкий момент сюжетной линии, когда зритель должен окончательно встроиться в реальность сериала. Хван Дон Хек убеждает нас: для героев сериала жизнь в социальной и экономической реальности столь трудна, что они не видят другого выхода, кроме как рискнуть наполненной страданиями жизнью ради призрачной надежды на крупный выигрыш. При этом режиссер почти не дает этой надежды зрителям: самые проницательные уже начинают догадываться, что участники игры обречены.

Самое поразительное в работе Хван Дон Хека то, с какой легкостью зрители принимают правила, по которым он создает свою реальность. В фильме нет ничего исключительного для корейского кинематографа: начиненность изощренным насилием и сделала его экспортным продуктом. Такие издевательства не только над телом человека, но и над его психикой (зачастую ничем не объяснимые, что делает их еще страшнее) трудно встретить в каком-либо другом кино, разве что в японском: японские кинематографисты тоже могут бесконечно расширять пределы жестокости, они тоже создатели насилия, льющегося с экранов, но им свойственно отвлекаться на красоту окружающего мира, поэтому поток экранного насилия, который продуцируют корейские кинематографисты, более плотный и постоянный. Для них жестокость не метафора, а естественная реальность. И выход за ее пределы сразу снижает ценность их высказываний.

Но доминирующей сюжетный мотив «Игры в кальмара» отнюдь не жажда наживы: герои сериала стремятся не за деньгами — они бегут от долгов. И именно это заталкивает их в игру, которая кажется им пусть более рискованной, чем разворачивающаяся в социальной реальности экономическая игра (в ней они уже потерпели поражение), но все же более справедливой: здесь у всех равные шансы. Одна из сюжетных линий посвящена участнику игры, вступившему в коррупционную сделку со служителями игры: он помогает им добывать человеческие органы из мертвых тел на продажу и взамен получает информацию о правилах следующей игры. Его настигает кара, а зритель убеждается: этот мир и в самом деле справедлив. Создатели сериала показывают, что все участники игры вошли в нее случайно: они не просто находятся под давлением обстоятельств, но сами их создали совокупностью своих поступков. Смерть, настигающую то одного, то другого, они заслужили. Страдания, на которые они себя обрекают, — это шанс искупить собственные преступления.

Но виноваты не только они — виноваты и те, кто платит за то, чтобы наблюдать за игрой: похотливые, сексуально неразборчивые богатеи с европеоидными лицами и те, кто обслуживает ее, в том числе беспощадно убивая незадачливых игроков за то, что не смогли аккуратно выломать фигурку по линиям, прорисованным в кругляшке из запеченного теста (в этом заключалось одно из зданий игры на выживание). Все умрут. Останется в живых только тот, кто будет до конца стремиться оставаться человеком в нечеловеческих условиях. В мире, где одни впиваются зубами в горло другим, считая скорость реакции, собственную силу и изощренный интеллект условием выживания. Самым сильным в этой игре сначала оказывается самый глупый, тот, кто не рвется к победе, а всего лишь пытается помочь тем, кому может помочь. Вторым победителем (это выясняется уже в самом финале фильма) становится слабейший из игроков. Он же создатель игры, который только кажется исчадием зла, а на деле и есть источник справедливости.

Несомненно, в искусстве рассказывания историй, создания персонажей и встраивания их в композицию, которая обеспечивает драматургическое напряжение и начинает двигать сюжет, корейские кинематографисты если не номер один, то, во всяком случае, в первой тройке. В изобретательности по части придумывания финала им просто нет равных. И «Игра в кальмара» еще одно тому свидетельство. Развернутый финал сериала — шедевр кинематографической драматургии. Как, впрочем, и финалы других прославленных корейских фильмов — «Паразитов» и «Олдбоя», что свидетельствует не об одной, случайной, удаче, а о продуманной драматургической стратегии, для которой финал в повествовании ничуть не менее важен, чем завязка и кульминация. Финал в лучших корейских фильмах не просто завершает историю, где главный герой идет от одного события к другому, он ее переворачивает, представляет в новом свете, становится точкой обратного отсчета, вызывает желание еще раз обратиться к уже завершенной истории — с новым знанием. В «Игре в кальмара» даже не один, а два параллельно развивающихся сюжета, в каждом — нетривиальный финал.

Этот сериал еще и удачно вписался в новые медиа. Игры, в которые не на жизнь, а на смерть играют ее персонажи, стали форматом, позволившим привлечь к просмотру аудиторию младше 16 лет: если бы он не стал фильмом для семейного просмотра, у него не было бы таких цифр. Режиссер внедрил в сериал микросюжеты, и они дают зрителю возможность войти в его художественное пространство: не просто смотреть «Игру в кальмара», но участвовать в ней на глазах у пользователей социальных сетей. Без этого фактора сериал не получил бы столь масштабного успеха — не зря Хван Дон Хек так долго ждал, пока кто-нибудь из продюсеров не обратит внимание на его проект. Выпусти он его на несколько лет раньше — и тот мог бы затеряться в потоке азиатского кино. Но все произошло вовремя.

Netflix сделал «Игру в кальмара» глобальным брендом, который сделает еще сильнее позиции корейцев на мировом рынке развлечений. Они не просто ворвались на него с захватывающей историей, но привнесли в него печаль и жажду справедливости, которая оказывается сильнее страха смерти.

Их всегдашний источник вдохновения — близлежащая Северная Корея, которая не отпускает сознание корейцев южных; ее и воссоздал Хван Дон Хек в образе острова смерти, где происходит игра на выживание. Свою родину — Корею Южную — он охарактеризовал во второй серии «Игры в кальмара». Она называется «Ад».

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Банки схватились за детские деньги Банки схватились за детские деньги

Российские банки соревнуются за получателей социальных выплат

Эксперт
Миссионерская поза и 240 дней воздержания: как занимались сексом в Средневековье Миссионерская поза и 240 дней воздержания: как занимались сексом в Средневековье

Правда ли, что в Средневековье секс был под запретом почти 240 дней в году?

Psychologies
11 способов становиться немного умнее каждый день 11 способов становиться немного умнее каждый день

Интеллект, как и тело, требует правильного питания и регулярных тренировок

Psychologies
Деньги зумеров: кто больше всех зарабатывает на рекламе в YouTube Деньги зумеров: кто больше всех зарабатывает на рекламе в YouTube

Сколько стоит реклама в крупных YouTube-каналах, какие факторы влияют на цену?

Forbes
Карина-вирус! Карина-вирус!

В это тревожное время героиней обложки стала главная медсестра страны

Maxim
Физики предложили новый механизм образования темной материи Физики предложили новый механизм образования темной материи

Новый механизм образования темной материи объясняет её наблюдаемую массу

N+1
Кризис перепроизводства контента: тексты, аудио, видео Кризис перепроизводства контента: тексты, аудио, видео

Почему контента так много и как к этому привыкнуть?

Эксперт
Сады на крыше: где искать городской оазис в Сингапуре и Москве Сады на крыше: где искать городской оазис в Сингапуре и Москве

Через пару десятилетий «зеленые» здания станут новой нормой для мегаполисов

РБК
Окаянный день Окаянный день

Это рассказ о том, как так случайно вышло, что у нас есть «День сурка»

Maxim
Стройка в стиле Lego Стройка в стиле Lego

В России резко возрос интерес к модульному домостроению

Эксперт
Реактивная доставка Реактивная доставка

Выпускники МГУ организовали сервис по экспресс-доставке химических реактивов

Forbes
Как маме с новорожденным ребенком позаботиться о себе Как маме с новорожденным ребенком позаботиться о себе

Как найти время для себя родившей маме

Psychologies
«Обитель» — долгожданный шедевр отечественной сериальной индустрии «Обитель» — долгожданный шедевр отечественной сериальной индустрии

Сериал по мотивам романа Захара Прилепина стал настоящей творческой удачей

Эксперт
Белые совы впервые добрались до Испании Белые совы впервые добрались до Испании

Белые совы склонны к далеким путешествиям

N+1
Как выглядит самое ядовитое в мире дерево, под которым даже запрещено стоять в дождь Как выглядит самое ядовитое в мире дерево, под которым даже запрещено стоять в дождь

Безопаснее всего смотреть на это дерево на картинках

Популярная механика
Почему мы забываем, зачем шли в другую комнату: дело не в возрасте или усталости Почему мы забываем, зачем шли в другую комнату: дело не в возрасте или усталости

С тобой бывало такое — заходишь на кухню и не понимаешь зачем?

Cosmopolitan
Как алкоголь, уединение и чтение помогают найти гениальное решение и войти в поток Как алкоголь, уединение и чтение помогают найти гениальное решение и войти в поток

Как нейронаука помогает добиваться продуктивности в бизнесе, спорте и жизни

Forbes
«Ужасные девушки»: Кейт Миддлтон терпела издевательства от одноклассниц «Ужасные девушки»: Кейт Миддлтон терпела издевательства от одноклассниц

Кейт Миддлтон не любит вспоминать некоторые школьные годы

Cosmopolitan
Почему принимать лекарства с истекшим сроком годности опасно Почему принимать лекарства с истекшим сроком годности опасно

Что делать когда у лекарства истек срок годности, а оно еще не израсходовано?

Популярная механика
Теория заговора: как Стэнли Кубрик в «Сиянии» намекал, что снимал полет американцев на Луну Теория заговора: как Стэнли Кубрик в «Сиянии» намекал, что снимал полет американцев на Луну

Как конспирологи расшифровали культовый фильм ужасов «Сияние»

Maxim
Надпись support.apple.com/iphone/restore на экране iPhone: что случилось и что делать? Надпись support.apple.com/iphone/restore на экране iPhone: что случилось и что делать?

Support.apple.com/iphone/restore — читайте, что она означает и как все починить

CHIP
Липидные медиаторы помешали макрофагам фагоцитировать пневмококков Липидные медиаторы помешали макрофагам фагоцитировать пневмококков

Гидролазы возвращают макрофагам способность к фагоцитозу

N+1
5 минутные детективы 5 минутные детективы

Архивные пятиминутные детективы

Esquire
Flying Phantom: невероятные яхты, которые летят по волнам Flying Phantom: невероятные яхты, которые летят по волнам

Катамараны Flying Phantom стремительно ворвались в парусный спорт

Популярная механика
Одна вокруг света: камень размером с гору и разноцветный город Одна вокруг света: камень размером с гору и разноцветный город

148-я серия о кругосветном путешествии москвички Ирины Сидоренко: Колумбия

Forbes
Обучение и развлечение: осваиваем английский по историям великих женщин Обучение и развлечение: осваиваем английский по историям великих женщин

Что получится, если совместить истории великих женщин и lifelong learning

Psychologies
Храм Хатшепсут оказался школой мастерства для древнеегипетских художников Храм Хатшепсут оказался школой мастерства для древнеегипетских художников

Создатели рельефов передавали свой опыт ученикам во время работ по отделке храма

N+1
Непризнанные гении Непризнанные гении

Почему ИТ-компаниям стоит внедрять инклюзию

РБК
Чего хотят звезды: самые желанные женщины России о сексе и отношениях Чего хотят звезды: самые желанные женщины России о сексе и отношениях

Звезды рассказывают, как снискать успех даже у гиперпопулярных женщин

Maxim
Дело об убийстве угличском Дело об убийстве угличском

Дело розыскное 1591 года, об убийстве царевича Дмитрия Иоанновича

Дилетант
Открыть в приложении