Миссионерская поза и 240 дней воздержания: как занимались сексом в Средневековье
Правда ли, что в Средневековье секс был под запретом почти 240 дней в году? Как в ту темную эпоху писали и говорили о сексе? И, кстати, как им занимались? И что думала обо всем этом церковь? Розали Гилберт, много лет увлеченно исследовавшая тему повседневной жизни в средневековой Европе, дает ответы на эти вопросы в своей книге «Интимное Средневековье».
Женщины и секс
В средневековой Европе наслаждаться сексуальными отношениями для женщины считалось недопустимым. Секс — это то, что ей нужно было терпеть ради продолжения рода. Поскольку запретить секс полностью было невозможно, церковь ввела четкие ограничения на то, когда и где им следует заниматься. До этого супруги совокуплялись где получится и когда захочется, что, с точки зрения церковников, никуда не годится.
Продолжение рода — это бизнес, и, как любой хороший бизнес, его нужно регулировать. Так что церковь четко описала целый ряд ситуаций, когда женщине строго-настрого запрещено заниматься сексом даже с законным мужем.
Когда запрещено заниматься сексом
Секс в Средние века был запрещен по средам и пятницам — без видимых причин. Судя по всему, выбор пал на них случайно, так как никаким религиозным традициям сексуальная активность в эти дни недели не противоречит. Возможно, церковь решила, что секс помешал бы супругам провести вечер пятницы в церкви, но точно мы это вряд ли когда-нибудь узнаем.
В субботу любая активность в спальне тоже была настрого запрещена. Воздержание по воскресеньям считалось законом непреложным. Никакого секса — и точка. Бурхард Вормский, епископ из города Вормс в Священной Римской империи, пишет, что наказание за воскресный секс — сорок дней на хлебе и воде. В этот день люди должны общаться исключительно с Господом, а не с супругами.
Получается, что запрет действовал четыре дня в неделю. За год выходило 208 дней, когда мужьям и женам требовалось говорить решительное «нет» плотским утехам. По мнению церкви, все праздники, посвященные святым, — также исключались. Еще минус 60 дней в году.
Но были и другие официальные выходные, когда люди имели время и возможность предаться греху похоти, и это требовалось как-то по-умному прекратить. В результате все сорок дней Великого поста предписывалось проводить в благоговейных раздумьях о возвышенном — никакой активности в спальне после наступления темноты. То же касалось и двадцати дней Адвента, и двадцати дней Пятидесятницы и всей недели Троицы, а также Пасхальной недели.