Храм Хатшепсут оказался школой мастерства для древнеегипетских художников
Изучение следов, оставленных древнеегипетскими художниками на разных этапах создания расписных рельефов храма Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри, помогло выяснить, как были организованы работы по отделке стен святилища. Польская исследовательница обнаружила в особенностях техники создания изображений и надписей черты, присущие как опытным, так и начинающим мастерам, выявила различия в их квалификации и показала, как в процессе работы велось обучение мастерству. Об этом рассказывает статья в журнале Antiquity.
Благодаря изучению незаконченных изображений, встречающихся на стенах гробниц и храмов, египтологи хорошо представляют себе последовательность этапов создания египетских полихромных рельефов. Сначала поверхность стены тщательно выравнивали и покрывали слоем штука — смеси извести и тонко просеянного гипса. На него по периметру стены наносилась разметка, по которой с помощью натянутого шнура наносили красные линии вспомогательной сетки. Набросок будущего рельефа переносили на стену тоже красным цветом по клеткам этой сетки с образца. Такие образцы деталей спланированной композиции обычно рисовали на керамическом остраконе, гладкой известняковой плитке, иногда на папирусе. Затем художник, используя черную краску, корректировал эскиз. Таким же двухэтапным способом в композицию вписывался текст. После доработки изображений и надписей рельеф вырезали и раскрашивали.
Из частных писем, найденных при раскопках поселения строителей царских гробниц Дейр-эль-Медина (Фиванский некрополь), известно, что при сооружении и отделке усыпальницы ее пространство делилось на две симметричные половины. Каждая из них обрабатывалась отдельными бригадами рабочих и художников, которые упоминаются в текстах как «те, что слева» и «те, что справа». Египтологи полагают, что строительство храмов было организовано аналогично. Однако подробности рабочего процесса до сих пор изучены недостаточно. Особенно это касается построек, в которых декорирование внутренних помещений было полностью завершено, так как каждый последующий этап отделки уничтожал следы подготовительных работ. Яркий пример подобного сооружения — храм фараона-женщины XVIII династии Хатшепсут (1473–1458 годы до нашей эры).
Святилище, носившее название Джесер-Джесеру («Священнейший из священных»), стоит на западном берегу Нила, напротив Карнакского храмового комплекса, в ущелье Дейр-эль-Бахри, которое с древнейших времен было частью сакрального ландшафта в районе Фив. Храм состоит из трех ярусов с крытыми залами, портиками и террасами. Нижний уровень храма соединяла с нильским берегом мощеная процессионная дорога, а на вторую и третью террасы вели пандусы, имеющие с дорогой единую ось.
Расписные рельефы, украшающие портики и внутренние залы Джесер-Джесеру, считаются шедевром древнеегипетского изобразительного искусства. Портик нижней террасы украшен сценами, прославляющими военную мощь и деяния фараона Мааткара (таким было тронное имя Хатшепсут): попрание врагов Египта, подношения богам и строительные работы. На втором ярусе изображения посвящены легитимации статуса Хатшепсут, которая пришла к власти как узурпатор, успешной военно-торговой экспедиции в страну Пунт, а также культам Хатхор и Анубиса, часовни которых расположены слева и справа от колоннады. На верхнем ярусе за портиком находится внутренний двор с входом в скальное святилище Амона, а по бокам от него — часовни, посвященные солнечному