Сороковой Московский кинофестиваль

ЭкспертСобытия

Хорошее кино как случайность

Даже выдающиеся кинематографисты в подавляющем большинстве случаев делают плохое кино. И только иногда — при очень благоприятном стечении обстоятельств — у них получается что-то действительно заслуживающее внимания зрителей 

Вячеслав Суриков

В этом году Московский кинофестиваль, сороковой по счету, проходил в непривычные для него дни — во второй половине апреля: между Берлинским фестивалем и Каннским. Обычно большая часть внеконкурсных программ собирается из фильмов, премьеры которых состоялись на Каннском фестивале — по-прежнему самом престижном. В этот же раз отборщики ориентировались на Берлинский. Каннские премьеры остались Каннскому фестивалю, в Россию они приедут, возможно, только на следующий год, за исключением тех фильмов, которые привлекли внимание отечественных прокатчиков. Но на качество и тем более на объем программы Московского фестиваля это не повлияло. Зрителям снова пришлось иметь дело с большим количеством фильмов: их суммарный хронометраж существенно превышал общий хронометраж фестивальной недели. Зато у них была возможность получить наиболее полное представление о процессах, протекающих в современном кино.

Сроки проведения — единственное изменение, которое организаторы были вынуждены сделать в связи с грядущим чемпионатом мира по футболу. На Московском фестивале журналисты по-прежнему — в отличие от последовавшего за ним Каннского — имели право первого просмотра конкурсных фильмов. ММКФ как был, так и остается гигантской фабрикой по производству информационных поводов, большой сценой, на которую кинематографисты всех стран выходят, чтобы предстать в первую очередь перед жюри и уже затем — перед московской публикой. Премьерные фестивальные показы — первое масштабное тестирование фильма, возможность получить ответ на вопрос, как станет реагировать публика, будет ли фильм ей интересен. Сильная сторона фестивальных показов в том, что на них приходит искушенный зритель, слабая — в том, что он уже успел посмотреть десяток-другой фильмов и его трудно чем-либо удивить.

Золотой «Святой Георгий» за лучший фильм — «Царь-птица», режиссер Эдуард Новиков, Россия

Многочасовые фестивальные просмотры действуют на зрителя отрезвляюще. Произведение искусства кино предстает перед ним полностью обнаженным. Оно лишается аромата эксклюзивности, возникающего, например, на устроенном специально для критиков предпремьерном показе вне каких-либо фестивалей. Все выглядит так, как будто они члены закрытого клуба с набором причитающихся им привилегий. Но если быть объективным, они — немногим более чем участники ритуала, который, скорее, дань традиции, нежели нечто, имеющее решающее значение для судьбы фильма. Отказ организаторов Каннского фестиваля отдавать критикам приоритет — первое публичное заявление индустрии по этому поводу. Ей не нужны критики — нужны клакеры, стоящие вдоль красной дорожки и аплодирующие шествующим по ней звездам — одному из основных товаров, который индустрия готова предложить зрителю.

Базовым носителем информации, которой зрителя накачивают перед тем, как фильм выйдет в прокат, стал трейлер. В коротком ролике зритель должен получить максимум визуальных впечатлений о фильме. Количество просмотров трейлера не только в Сети, но и перед кинотеатральными показами несопоставимо с числом просмотров критической статьи, написанной по поводу того или иного фильма. Трейлер не просто побуждает принять решение о просмотре фильма — он подогревает в зрителе интерес до момента, когда наступит день релиза. Он заключает в себе главную движущую силу маркетинговой машины. Все остальное: баннеры, плакаты — это знаки, которые должны привести зрителя в кинотеатр в ту самую премьерную неделю, когда букеры готовы отдать картине наибольшее число сеансов. Любые сомнения, так свойственные критикам, — препятствие на пути фильма к зрителю: сомневаться не надо, надо просто смотреть.

Жюри ММКФ-40: режиссер Анна Меликян, американский актер Джон Сэвидж, американская актриса Настасья Кински, итальянский продюсер Паоло Дель Брокко, китайский режиссер Лян Цяо

Киноиндустрия превратилась в среду, где люди живут и работают. Они обеспокоены непредсказуемостью результата их работы и подсознательно пытаются устранить факторы нестабильности. История кинематографа показывает: несмотря на многомесячные, а иногда и многолетние усилия продюсерской, сценарной и съемочной групп, велика вероятность, что фильм получится плохим. Слишком много факторов влияет на конечный результат. Легенда о том, что есть титаны, способные сконцентрироваться на творческом процессе и тем самым преодолеть любые обстоятельства, что для создания шедевра им нужны только время и деньги, пала с выходом в прокат фильма «Трудно быть богом». Если при всех необходимых для этого условиях чуда не случилось даже у Алексея Германа, то почему оно должно получаться у всех остальных?

Исполнители главных ролей в фильме «Царь-птица» Степан Петров и Зоя Попова

И теперь представители индустрии движутся в двух направлениях. Во-первых, убеждают публику, что выпускаемый ею продукт — это прежде всего история и благодаря ей зритель в любом случае получит уникальный эмоциональный опыт. Кино не обязательно должно вызывать восторг — оно путешествие в другой мир, иногда в другую страну, которую зрителю покажут такой, какой он самостоятельно ее никогда не увидит. Второе направление — понижение планки качества. Шедевр, в том числе коммерческий, такой как «Аватар», для индустрии не только хорошо, но и одновременно плохо. Он не просто собирает кассу — он создает завышенные ожидания от последующих фильмов. Те их, как правило, не оправдывают, и за взлетом следует неизбежный спад. Американский «Оскар» и крупнейшие европейские кинофестивали работают как механизмы, выравнивающие общий уровень. Кому-нибудь удалось досмотреть до конца «Лунный свет» — лучший фильм прошлого года по версии американских киноакадемиков? Кто-нибудь помнит лауреатов последних лет Венецианского, Каннского и Берлинского кинофестивалей? Может быть, кто-нибудь знает название фильма — победителя прошлогоднего Московского кинофестиваля?

Режиссер Ян Гэ, Россия, обладательница Специального приза жюри серебряный «Святой Георгий» за фильм «Ню»

Когда-то фестивали подтверждали право на существование авторского кино, где время текло по другим законам, намного более медленно, нежели в фильмах, ориентированных на массовую аудиторию. Но в поисках своей ниши режиссеры, понимая, что авторское кино тоже позволяет вполне сносно существовать, научились имитировать медленное течение времени внутри собственных фильмов. Лента «Китайские Ван Гоги», показанная на Московском кинофестивале в программе документального кино «Свободная мысль», знакомит нас с китайским художником-копиистом. Начальная школа и один класс средней — весь его образовательный багаж. За двадцать лет трудовой деятельности он создал более ста тысяч копий произведений Ван Гога — с таким мастерством, что от оригинала не отличишь ни на первый взгляд, ни на второй. «Китайские Ван Гоги» — развернутая метафора не только современного изобразительного искусства, но и кинематографа. С кем мы имеем дело, сидя в кресле кинозала? С настоящими художниками или с теми, кто имитирует стиль мастеров прошлого и настоящего?

Специальный приз жюри серебряный «Святой Георгий» — «Ню», режиссер Ян Гэ, Россия

Что должно произойти, чтобы мы пришли в кинозал и увидели хорошее кино? Как сделать так, чтобы время, место и обстоятельства благоприятствовали созданию не просто шедевра, но шедевра, неподвластного времени? Чтобы сценарист написал текст, поражающий читателя живыми характерами, остроумными репликами и неожиданными поворотами сюжета? Чтобы продюсер возник словно из ниоткуда и раскрыл в беседах с инвесторами дар убеждения необыкновенной силы? Чтобы на кастинг пришли актеры, обладающие невероятной харизмой и идеально попадающие в типажи? Чтобы режиссер создал непередаваемую атмосферу на съемочной площадке, а оператор смог ее «поймать» в кинокамеру? Как показывает практика, шедевры появляются, когда ничто не предвещает их появления. И все, что нам остается, — убеждать себя: этот стакан полон хотя бы на сотую долю от того, что может в себя вместить.

Фотографии предоставлены пресс-службой ММКФ

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Локомотив российской экономики Локомотив российской экономики

Инвестиционная программа РЖД добавила 1,03% в среднегодовой прирост ВВП страны

Эксперт
Мышь против 007 Мышь против 007

Краткая история «Тома и Джерри»

Weekend
Неустранимая странность бытия Неустранимая странность бытия

Каким выглядит прошлое в воспоминаниях — и в романе Максима Семеляка

Weekend
К чему снятся мыши — толкование сна по соннику и с психологом К чему снятся мыши — толкование сна по соннику и с психологом

К чему снятся мыши по сонникам и что говорит психолог

Psychologies
Искусство компромисса Искусство компромисса

Карл V: монарх, который искал компромиссов, а в итоге разочаровался во всём

Дилетант
Геймификация, «какашки» и честность: как бренду привлечь зумеров Геймификация, «какашки» и честность: как бренду привлечь зумеров

Что поможет бренду зацепить поколение Z

Inc.
Напряженное слушание заставило людей напрячь ушные мышцы Напряженное слушание заставило людей напрячь ушные мышцы

Как ушные мышцы, отвечающие за шевеление ушей, реагируют на напряженное слушание

N+1
Корейский бьюти-бум: как тональные кушоны и многоступенчатые уход поменяли наши представления о красоте Корейский бьюти-бум: как тональные кушоны и многоступенчатые уход поменяли наши представления о красоте

Почему интерес к k-beauty превратился в глобальный культурный феномен

Правила жизни
Государство под киберударом Государство под киберударом

Как совершаются кибератаки на российские госструктуры

Ведомости
Краткая история Range Rover Classic Краткая история Range Rover Classic

Изначально Range Rover создавался как британский ответ Jeep Wagoneer...

4x4 Club
Мода бывает разной Мода бывает разной

Мода может проявляться во всем, чем занимается человечество

Знание – сила
Перейти реку, нащупывая камни Перейти реку, нащупывая камни

Как Китай избежал шоковой терапии и чем его реформы отличались от российских

Монокль
Ученые объяснили, почему от красного вина чаще болит голова, чем от белого Ученые объяснили, почему от красного вина чаще болит голова, чем от белого

Почему похмелье от красного вина куда тяжелее, чем от белого?

Maxim
На «Краю Земли» посадят 2 тыс. га яблонь На «Краю Земли» посадят 2 тыс. га яблонь

«Край Земли» хочет увеличить площадь яблоневых садов в 5,5 раза к 2040 году

Агроинвестор
Черная королева русского андеграунда. Какой была Наталия Медведева Черная королева русского андеграунда. Какой была Наталия Медведева

Насколько интересны романы и стихи Наталии Медведевой в отрыве от ее биографии

СНОБ
Славные битвы на африканских озерах Славные битвы на африканских озерах

Суда, обеспечившие британцам безоговорочное господство на озерах

Наука и техника
Матрица судьбы Матрица судьбы

Восемь шагов к новой жизни: как приучить себя к переменам

Лиза
Лавка древностей Лавка древностей

Геоглифы Наски, древо тысячелетий и гробница Грааля

Знание – сила
Два месяца под землей без света и общения с людьми: эксперимент Мишеля Сифра Два месяца под землей без света и общения с людьми: эксперимент Мишеля Сифра

Как проходил эксперимент Мишеля Сифра и к каким он пришел выводам

ТехИнсайдер
Как успокоиться за 5 минут: 3 быстрые и полезные практики из йоги Как успокоиться за 5 минут: 3 быстрые и полезные практики из йоги

Как снять стресс, когда времени ни на что не хватает?

Psychologies
Мода как универсальный феномен Мода как универсальный феномен

История и природа явления моды, перспективы ее развития

Знание – сила
Самые безопасные: 10 авиакомпаний мира, у которых не было авиакатастроф за всю историю их существования Самые безопасные: 10 авиакомпаний мира, у которых не было авиакатастроф за всю историю их существования

Какие авиакомпании безопаснее других за всю историю гражданской авиации

ТехИнсайдер
В поисках частиц темной материи В поисках частиц темной материи

Три основные гипотезы о том, что представляют собой частицы темной материи

Знание – сила
Как была устроена модная индустрия в СССР — отрывок из книги «Мода в стране дефицита» Как была устроена модная индустрия в СССР — отрывок из книги «Мода в стране дефицита»

Как в 1960–1980-х годах была устроена модная индустрия в СССР

СНОБ
Ученые: у будущих поколений мужчин пенис будет длиннее! И вот как это возможно Ученые: у будущих поколений мужчин пенис будет длиннее! И вот как это возможно

Как может измениться будущее мужской анатомии?

ТехИнсайдер
Пушистые герои: реальные истории о кошках, которые спасли жизнь людям Пушистые герои: реальные истории о кошках, которые спасли жизнь людям

Реальные случаи, когда кошкам удалось спасти жизнь людям

ТехИнсайдер
7 фильмов о борьбе с онкологией 7 фильмов о борьбе с онкологией

Культовые фильмы, главные герои которых столкнулись со смертельной болезнью

СНОБ
Африканские пленные Первой мировой Африканские пленные Первой мировой

Среди военнопленных Первой мировой войны одна категория людей оказалась забыта

Знание – сила
Тень опричника Тень опричника

Как город Александров несколько раз оказался столицей

Weekend
Медитация вызывает изменения в областях мозга, связанных с памятью и эмоциями Медитация вызывает изменения в областях мозга, связанных с памятью и эмоциями

Как медитация может потенциально помочь в лечении психических заболеваний

ТехИнсайдер
Открыть в приложении