Хорошее кино как случайность
Даже выдающиеся кинематографисты в подавляющем большинстве случаев делают плохое кино. И только иногда — при очень благоприятном стечении обстоятельств — у них получается что-то действительно заслуживающее внимания зрителей
![](https://cs.kiozk.ru/content/pjm/oje/6yx/7cqfvtnwomz57mvulx6f8hp/art/36267/yjtqwdry.jpg?v=1&temp_url_sig=ffd9IDDEeEtI0Qz3KTcSNQ&temp_url_expires=1738958949)
В этом году Московский кинофестиваль, сороковой по счету, проходил в непривычные для него дни — во второй половине апреля: между Берлинским фестивалем и Каннским. Обычно большая часть внеконкурсных программ собирается из фильмов, премьеры которых состоялись на Каннском фестивале — по-прежнему самом престижном. В этот же раз отборщики ориентировались на Берлинский. Каннские премьеры остались Каннскому фестивалю, в Россию они приедут, возможно, только на следующий год, за исключением тех фильмов, которые привлекли внимание отечественных прокатчиков. Но на качество и тем более на объем программы Московского фестиваля это не повлияло. Зрителям снова пришлось иметь дело с большим количеством фильмов: их суммарный хронометраж существенно превышал общий хронометраж фестивальной недели. Зато у них была возможность получить наиболее полное представление о процессах, протекающих в современном кино.
Сроки проведения — единственное изменение, которое организаторы были вынуждены сделать в связи с грядущим чемпионатом мира по футболу. На Московском фестивале журналисты по-прежнему — в отличие от последовавшего за ним Каннского — имели право первого просмотра конкурсных фильмов. ММКФ как был, так и остается гигантской фабрикой по производству информационных поводов, большой сценой, на которую кинематографисты всех стран выходят, чтобы предстать в первую очередь перед жюри и уже затем — перед московской публикой. Премьерные фестивальные показы — первое масштабное тестирование фильма, возможность получить ответ на вопрос, как станет реагировать публика, будет ли фильм ей интересен. Сильная сторона фестивальных показов в том, что на них приходит искушенный зритель, слабая — в том, что он уже успел посмотреть десяток-другой фильмов и его трудно чем-либо удивить.
![](https://cs.kiozk.ru/content/pjm/oje/6yx/7cqfvtnwomz57mvulx6f8hp/art/36267/zvu0v8eg.jpg?v=1&temp_url_sig=o9U2xlyBM-JGxi3PlpHPeg&temp_url_expires=1738958949)
Многочасовые фестивальные просмотры действуют на зрителя отрезвляюще. Произведение искусства кино предстает перед ним полностью обнаженным. Оно лишается аромата эксклюзивности, возникающего, например, на устроенном специально для критиков предпремьерном показе вне каких-либо фестивалей. Все выглядит так, как будто они члены закрытого клуба с набором причитающихся им привилегий. Но если быть объективным, они — немногим более чем участники ритуала, который, скорее, дань традиции, нежели нечто, имеющее решающее значение для судьбы фильма. Отказ организаторов Каннского фестиваля отдавать критикам приоритет — первое публичное заявление индустрии по этому поводу. Ей не нужны критики — нужны клакеры, стоящие вдоль красной дорожки и аплодирующие шествующим по ней звездам — одному из основных товаров, который индустрия готова предложить зрителю.
Базовым носителем информации, которой зрителя накачивают перед тем, как фильм выйдет в прокат, стал трейлер. В коротком ролике зритель должен получить максимум визуальных впечатлений о фильме. Количество просмотров трейлера не только в Сети, но и перед кинотеатральными показами несопоставимо с числом просмотров критической статьи, написанной по поводу того или иного фильма. Трейлер не просто побуждает принять решение о просмотре фильма — он подогревает в зрителе интерес до момента, когда наступит день релиза. Он заключает в себе главную движущую силу маркетинговой машины. Все остальное: баннеры, плакаты — это знаки, которые должны привести зрителя в кинотеатр в ту самую премьерную неделю, когда букеры готовы отдать картине наибольшее число сеансов. Любые сомнения, так свойственные критикам, — препятствие на пути фильма к зрителю: сомневаться не надо, надо просто смотреть.
![](https://cs.kiozk.ru/content/pjm/oje/6yx/7cqfvtnwomz57mvulx6f8hp/art/36267/ubg7c8if.jpg?v=1&temp_url_sig=IJxFPlDdXr5aQwqdnSZoVA&temp_url_expires=1738958949)
Киноиндустрия превратилась в среду, где люди живут и работают. Они обеспокоены непредсказуемостью результата их работы и подсознательно пытаются устранить факторы нестабильности. История кинематографа показывает: несмотря на многомесячные, а иногда и многолетние усилия продюсерской, сценарной и съемочной групп, велика вероятность, что фильм получится плохим. Слишком много факторов влияет на конечный результат. Легенда о том, что есть титаны, способные сконцентрироваться на творческом процессе и тем самым преодолеть любые обстоятельства, что для создания шедевра им нужны только время и деньги, пала с выходом в прокат фильма «Трудно быть богом». Если при всех необходимых для этого условиях чуда не случилось даже у Алексея Германа, то почему оно должно получаться у всех остальных?
![](https://cs.kiozk.ru/content/pjm/oje/6yx/7cqfvtnwomz57mvulx6f8hp/art/36267/giervqu5.jpg?v=1&temp_url_sig=DjnlBh_V33bPvDOKzvHk7w&temp_url_expires=1738958949)
И теперь представители индустрии движутся в двух направлениях. Во-первых, убеждают публику, что выпускаемый ею продукт — это прежде всего история и благодаря ей зритель в любом случае получит уникальный эмоциональный опыт. Кино не обязательно должно вызывать восторг — оно путешествие в другой мир, иногда в другую страну, которую зрителю покажут такой, какой он самостоятельно ее никогда не увидит. Второе направление — понижение планки качества. Шедевр, в том числе коммерческий, такой как «Аватар», для индустрии не только хорошо, но и одновременно плохо. Он не просто собирает кассу — он создает завышенные ожидания от последующих фильмов. Те их, как правило, не оправдывают, и за взлетом следует неизбежный спад. Американский «Оскар» и крупнейшие европейские кинофестивали работают как механизмы, выравнивающие общий уровень. Кому-нибудь удалось досмотреть до конца «Лунный свет» — лучший фильм прошлого года по версии американских киноакадемиков? Кто-нибудь помнит лауреатов последних лет Венецианского, Каннского и Берлинского кинофестивалей? Может быть, кто-нибудь знает название фильма — победителя прошлогоднего Московского кинофестиваля?
![](https://cs.kiozk.ru/content/pjm/oje/6yx/7cqfvtnwomz57mvulx6f8hp/art/36267/7ixm5xk3.jpg?v=1&temp_url_sig=V5dy2LcX3hgX3JzNEE3k9A&temp_url_expires=1738958949)
Когда-то фестивали подтверждали право на существование авторского кино, где время текло по другим законам, намного более медленно, нежели в фильмах, ориентированных на массовую аудиторию. Но в поисках своей ниши режиссеры, понимая, что авторское кино тоже позволяет вполне сносно существовать, научились имитировать медленное течение времени внутри собственных фильмов. Лента «Китайские Ван Гоги», показанная на Московском кинофестивале в программе документального кино «Свободная мысль», знакомит нас с китайским художником-копиистом. Начальная школа и один класс средней — весь его образовательный багаж. За двадцать лет трудовой деятельности он создал более ста тысяч копий произведений Ван Гога — с таким мастерством, что от оригинала не отличишь ни на первый взгляд, ни на второй. «Китайские Ван Гоги» — развернутая метафора не только современного изобразительного искусства, но и кинематографа. С кем мы имеем дело, сидя в кресле кинозала? С настоящими художниками или с теми, кто имитирует стиль мастеров прошлого и настоящего?
![](https://cs.kiozk.ru/content/pjm/oje/6yx/7cqfvtnwomz57mvulx6f8hp/art/36267/7swqkwnf.jpg?v=1&temp_url_sig=kOPGnsaX_QBoCt1vPn15Tw&temp_url_expires=1738958949)
Что должно произойти, чтобы мы пришли в кинозал и увидели хорошее кино? Как сделать так, чтобы время, место и обстоятельства благоприятствовали созданию не просто шедевра, но шедевра, неподвластного времени? Чтобы сценарист написал текст, поражающий читателя живыми характерами, остроумными репликами и неожиданными поворотами сюжета? Чтобы продюсер возник словно из ниоткуда и раскрыл в беседах с инвесторами дар убеждения необыкновенной силы? Чтобы на кастинг пришли актеры, обладающие невероятной харизмой и идеально попадающие в типажи? Чтобы режиссер создал непередаваемую атмосферу на съемочной площадке, а оператор смог ее «поймать» в кинокамеру? Как показывает практика, шедевры появляются, когда ничто не предвещает их появления. И все, что нам остается, — убеждать себя: этот стакан полон хотя бы на сотую долю от того, что может в себя вместить.
Фотографии предоставлены пресс-службой ММКФ
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl