Введение ежегодных квот на вывоз зерна может привести к убыткам производителей

ЭкспертБизнес

Экспорт зерна вновь хотят ограничить

Идея Минсельхоза ввести ежегодные квоты на вывоз зерна может привести к снижению его производства, убыткам производителей и экспортеров и росту цен для переработчиков.

Александр Лабыкин

Кирилл Кухмарь/ТАСС

Министерство сельского хозяйства завершает процедуру публичного обсуждения законопроекта о введении нетарифных ограничений (квот) на вывоз основных зерновых культур за рубеж, кроме стран Евразийского экономического союза. Установить их предполагается уже с начала января этого года по июль на уровне 20 млн тонн (столько аграрии и планировали вывезти за полгода). В качестве обоснования приводится аргумент о необходимости соблюдать продовольственную безопасность страны. На рынке эта идея вызывает недоумение, поскольку урожай зерна в минувшем году был высоким, запасов достаточно, а сами хлебопеки, ради которых якобы вводится квота, никого об этом не просили. Устанавливаемая ежегодно квота спутает планы производителям зерна и его экспортерам, которые не смогут резервировать достаточные объемы производства и поставок. Участники рынка опасаются, что инвестиционная активность в растениеводстве замедлится, как следствие может возникнуть снижение валовых объемов зерна и его вывоза, что противоречит задачам нацпроекта об удвоении экспорта продукции АПК.

Расчетов нет

«Зачем все это и кому это выгодно?!» — вот основные вопросы, которые терзают сейчас участников рынка зерна. Проект постановления правительства «О введении временного количественного ограничения на вывоз зерновых культур…» появился на сайте раскрытия правовой информации в середине января, вызвав тревогу на рынке. Он предполагает установление с января этого года по июль включительно (и далее каждый год) количественного ограничения на экспорт пшеницы, меслина, ржи, ячменя, овса и кукурузы в объеме 20 млн тонн. Ограничения не касаются семян этих растений и не будут действовать для стран ЕАЭС. При этом к документу не приложена пояснительная записка с расчетами необходимости такой жесткой для рынка меры, а в Минсельхозе свою инициативу не комментируют. Ранее глава ведомства Дмитрий Патрушев заявлял, что квота может быть введена в экстренном случае, при угрозе продовольственной безопасности, то есть в случае дефицита зерна. Но его нет и не ожидается. Сам Патрушев недавно доложил президенту, что урожай зерновых по итогам прошлого года составил 121 млн тонн, это на 7,4 млн больше, чем в позапрошлом году, а состояние высаженных озимых культур хорошее (и это позволяет прогнозировать еще больший урожай). При этом предполагается, что размер квоты будет определяться каждый год исходя из внутренних запасов зерна, которые в этом году тоже оказались выше исторических значений — 13,9 млн тонн против 13,2 млн тонн годом ранее. «Обсуждать размер квот не имеет особого смысла, — говорит директор аналитического центра “Совэкон” Андрей Сизов. — Во второй половине текущего сезона 20 миллионов тонн зерна никак не вывезут, годовой экспорт будет миллиона на четыре меньше, чем ожидается. Но зачем в принципе эта квота, никто не понимает. Якобы все вывезут? Нет, никакого дефицита зерна быть не может». По его словам, рынок давно сам себя регулирует: если снижается предложение, то внутренние цены растут до тех пор, пока экспорт не замедляется. «Так было и в прошлом сезоне, и в позапрошлом, и все предыдущие двадцать лет, за которые Россия стала крупнейшим мировым экспортером пшеницы. При этом не было никакого намека на дефицит зерна, а животноводство активно росло», — говорит г-н Сизов.

Пекари ни при чем

По версии почти всех опрошенных «Экспертом» участников рынка, эта идея появилась у Минсельхоза осенью, когда цены на пшеницу были высокими, что сказалось на стоимости хлеба. На это чиновники всегда реагировали нервно. «Но надо же смотреть на предпосылки такого повышения и сравнивать с ситуацией начала прошлого года, — говорит партнер компании “НЭО Центр” Владимир Шафоростов. — Пшеница в целом получилась более качественной, а следовательно, более дорогой. Это минус для переработчиков, но большой плюс для производителей и трейдов. Прогнозы урожайности зерновых в мире не очень оптимистические, но и никакой катастрофы не предвидится». В Ассоциации мукомолов и в Союзе пекарей «Эксперт» заверили, что они не лоббируют квоты на вывоз зерновых. «Дефицита на рынке нет, урожая этого года хватит на всех, даже при увеличении внутреннего спроса и экспорта, — говорит операционный директор Ленинградского комбината хлебопродуктов имени С. М. Кирова Елена Мамичева. — Зерно стало дороже, поскольку оно лучшего качества, чем в прежние годы, и производители берут премию за это, чтобы окупить инвестиции. Поэтому несколько подросла себестоимость муки, что отразилось на себестоимости буханки. Мы уже не первый год наблюдаем повышение цен и знаем, что рынок сам вполне справляется с волатильностью цен».

Российский зерновой союз (РЗС) направил в Минэкономики письмо, в котором заявил, что квота на вывоз зерна неизбежно снизит эффективность мер господдержки и инвестиционную привлекательность отрасли. «Непонятно, почему ее намерены устанавливать в начале сезона, — говорит исполнительный директор РЗС Александр Корбут. — При возобновлении поставок без квоты в первой половине следующего сезона (июль—декабрь) в случае хорошего урожая может быть спровоцирован рост предложения на внутреннем рынке и обвал цен. В итоге доходность сельхозпроизводителей может снизиться. При такой неопределенности с квотами аграрии не будут уже столь уверенно наращивать валовой сбор зерна и повышать его качество, не имея гарантий сбыта. Следовательно, снизятся инвестиции в отрасль». Президент РЗС Аркадий Злочевский добавляет, что ограничением экспорта из России могут воспользоваться соседи по ЕАЭС, для которых такие запреты не предусмотрены. «Они быстро наладят реэкспорт зерна, и тогда российские производители прибыли вовсе не получат, — говорит эксперт. — Кроме того, тогда будет труднее контролировать, что именно они выдают за российскую пшеницу или ячмень. Снижение качества зерна, к которому подмешают непонятно что, негативно скажется на имидже страны».

Экспортерам и так мало

В конце прошлого и начале нынешнего (с июля 2019-го) аграрного сезона многие производители ввели новые мощности по хранению зерна, это позволило им придерживать его в ожидании лучшей цены, что они и делали. Экспортеры, напротив, испытывали дефицит предложения на рынке и для исполнения зарубежных контрактов готовы были продавать его себе в убыток. К тому же в начале сезона стоимость перевалки зерна в основных морских экспортных «воротах» страны (контролируемые банком ВТБ Новороссийский морской торговый порт и Новороссийский комбинат хлебопродуктов) была высокой, но когда экспорт замедлился, ее снизили. «Маржинальность экспорта пшеницы резко упала, это связано с изменением общей ситуации на мировых рынках, где все сырьевые товары падали в цене, — говорит директор одной из крупнейших компаний-экспортеров ТД РИФ Марина Турянская. — В России для зерновых было упущено время снижения логистических затрат, что привело к падению заработков экспортеров». Впрочем, г-жа Турянская уверена, что введение квоты позволит экспортерам точнее планировать объемы отгрузки. Такого мнения придерживается и исполнительный директор созданного при Минсельхозе Союза экспортеров зерна Константин Кореневский. «Министерство хочет перейти от ситуативного и неформального регулирования рынка к формализованному порядку с понятными KPI», — говорит он. CEO торговой зерновой площадки Smartseeds Кирилл Подольский не уверен, что экспортерам квота будет на руку, разве что наиболее крупным. «Квота — непрозрачный механизм, неясно, как будет распределен допустимый к вывозу объем между ведущими экспортерами. Трудно будет планировать бизнес ввиду непредсказуемости механизма. Как можно будет заключать большой контракт, не понимая, дадут тебе вывезти эти объемы или нет?» — говорит эксперт.

В России и сейчас действует ограничение на вывоз пшеницы. Речь идет об установленной в 2015 году экспортной пошлине. Тогда из-за обвала курса рубля пшеница на внешнем рынке стоила в полтора-два раза дороже, чем на внутреннем. Но уже в 2016 году ситуация выровнялась, и пошлину обнулили (но не отменили), поскольку (как и квотирование экспорта) она нарушает правила ВТО. Более того, у правительства и сейчас есть механизм ограничения экспорта в экстренных случаях. И так было в 2010 году, когда из-за плохого урожая пришлось ввести эмбарго на вывоз пшеницы, но оно продлилось недолго. «Предлагаемый механизм — дополнительная удавка для сектора, — говорит Андрей Сизов. — Рано или поздно она может затянуться на шее сотен тысяч зернопроизводителей страны. Может, не в этом сезоне, так в следующем или далее. Если даже умозрительно предположить, что у нас вдруг пропадет весь урожай, произойдет такая катастрофа, как сейчас в Восточной Африке с нашествием саранчи, то всегда есть возможность применить экстренные ограничительные меры в виде реанимации пошлины на экспорт пшеницы». В январе «Совэкон» оценил экспорт зерна в сезоне 2019/20 года — 41,5 млн тонн против 44,3 млн тонн в прошлом сезоне, что тоже не должно вызывать опасений относительно дефицита зерна. Участники рынка сейчас сбиты с толку в том числе потому, что разработанный после майских указов национальный проект «Экспорт продукции АПК» предполагает удвоение его объемов до 45 млрд долларов в 2024 году.

«Пшеница — наиболее приоритетная экспортная культура, и как наращивать ее экспорт при периодических ограничениях, неясно», — говорит Кирилл Подольский. Участники рынка вспоминают, что в этом сезоне Минсельхоз уже пытался влиять на объемы экспорта: Россельхознадзор затягивал выдачу экспортерам карантинных сертификатов, что замедлило темпы вывоза зерновых. «Но в апреле конъюнктура рынка резко поменялась, выяснилось, что, напротив, надо срочно все вывозить, чтобы не портить имидж России как надежного поставщика», — говорит Аркадий Злочевский. В то же время Минсельхозу вполне есть к чему приложить героические усилия во благо отрасли. «У нас нет правил торговли зерном, гармонизированных с международными, нет индексов, непредсказуемые цены на перевалку и многое другое, что затрудняет цифровизацию подотрасли», — говорит Кирилл Подольский.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Полтаза оливье, или Куда делся потребительский спрос Полтаза оливье, или Куда делся потребительский спрос

Рынок переживает изменение структуры спроса, не связанное со стагнацией

Эксперт
Продюсер премии WHERETOEAT — о нашем ответе гиду Michelin Продюсер премии WHERETOEAT — о нашем ответе гиду Michelin

Интервью с генеральным продюсером премии WHERETOEAT Ириной Тиусониной

РБК
Анна Седокова Анна Седокова

Наверное, она уже привыкла к эпитетам «горячая», «аппетитная», «сочная»

Playboy
Как выбрать и пользоваться блендером — инструкция для новичков Как выбрать и пользоваться блендером — инструкция для новичков

Делимся советами, как правильно выбрать блендер и пользоваться им

Cosmopolitan
«Миф — это вирус» «Миф — это вирус»

Александр Зельдович о своей «Медее», ресентименте и феминизме

Weekend
Голливуду на зависть: мастера российских спецэффектов Голливуду на зависть: мастера российских спецэффектов

Где в Москве делают самую продвинутую графику для мирового кинематографа

Популярная механика
Изобрести колесо Изобрести колесо

Люди шли к изобретению колеса не одно тысячелетие

Вокруг света
Какая смазка лучше для интимной близости: гид по лубрикантам для разных ситуаций Какая смазка лучше для интимной близости: гид по лубрикантам для разных ситуаций

Выведи свои занятия любовью на новый уровень!

Playboy
Тайна форсажного пламени Тайна форсажного пламени

Что такое форсаж?

Популярная механика
Забудь про комки Биша! Звезды, которым пухлые щеки явно к лицу Забудь про комки Биша! Звезды, которым пухлые щеки явно к лицу

С появлением тренда на baby face скулы и худощавые лица отошли на второй план

Cosmopolitan
Эффект матраса Эффект матраса

Как компания Askona совмещает бизнес и социальные аспекты предпринимательства

Эксперт
Далеко не красавчик Далеко не красавчик

Для того чтобы стать секс-символом, необязательно иметь эталонную внешность

Лиза
«Люди бывают страшнее, чем сколопендры» «Люди бывают страшнее, чем сколопендры»

Актриса Наталья Бардо о том, как психолог помог ей по-новому взглянуть на жизнь

OK!
Стина Джексон: Серебряная дорога Стина Джексон: Серебряная дорога

Роман «Серебряная дорогая» Стины Джексон стал книгой 2019 года в Скандинавии

СНОБ
8 шагов к эмоциональной устойчивости 8 шагов к эмоциональной устойчивости

Среди советов о том, как пережить трудности, мы выбрали 8 самых действенных

Psychologies
Роман с камнем Роман с камнем

Марианна Сардарова — меценат и двигатель прогресса в арт-жизни столицы

Tatler
Смерть сына, секс-скандал и самолеты: захватывающая биография Джона Траволты Смерть сына, секс-скандал и самолеты: захватывающая биография Джона Траволты

По биографии Джона Траволты можно снять необычное кино

Cosmopolitan
Что такое граверы, и какой из них лучше выбрать? Что такое граверы, и какой из них лучше выбрать?

В каких сферах может пригодиться гравер и как его выбрать?

CHIP
Георгий Джикия: «Месси и Роналду – сложные соперники. Но против меня играл и еще выйдет на поле более грозный игрок» Георгий Джикия: «Месси и Роналду – сложные соперники. Но против меня играл и еще выйдет на поле более грозный игрок»

Интервью с капитаном «Спартака» и вице-капитаном сборной России Георгием Джикией

GQ
Открыто первое многоклеточное, которому не нужен кислород: загадка природы Открыто первое многоклеточное, которому не нужен кислород: загадка природы

Свободноживущая медуза научилась обходиться без кислорода!

Популярная механика
«Никогда, редко, иногда, всегда»: на «Берлинале» показали подростковую драму про аборт «Никогда, редко, иногда, всегда»: на «Берлинале» показали подростковую драму про аборт

О работе режиссера Элизы Хиттман — драме о девушке, собирающейся сделать аборт

Forbes
Одна вокруг света. Как проехать через самый опасный перевал в Ливане Одна вокруг света. Как проехать через самый опасный перевал в Ливане

60-я серия о кругосветном путешествии москвички Ирины Сидоренко и ее собаки

Forbes
Так ли опасен хеликобактер? Так ли опасен хеликобактер?

Виноват ли хеликобактер в проблемах с желудком?

Здоровье
Синдром Белоснежки Синдром Белоснежки

Почему шведский фильм, номинированный на «Оскар», вызвал скандал на родине

Огонёк
Кемские волости. Зачем Конституции «территориальные» поправки? Кемские волости. Зачем Конституции «территориальные» поправки?

Продолжаем обсуждение предложенных Городом и Миром поправки в Конституцию

СНОБ
«Я никогда не билась о стеклянный потолок». Глава «Илим» Ксения Соснина о бумажном производстве, лесных пожарах и гендерном балансе «Я никогда не билась о стеклянный потолок». Глава «Илим» Ксения Соснина о бумажном производстве, лесных пожарах и гендерном балансе

Глава «Илим»: как женщине добиться успеха в промышленности

Forbes
Застраховали: сколько стоит грудь Водонаевой и другие звездные части тела Застраховали: сколько стоит грудь Водонаевой и другие звездные части тела

Мода на страхование частей тела появилась в Голливуде в начале 80-х годов

Cosmopolitan
Не только точка G: 8 видов женского оргазма и как их получить Не только точка G: 8 видов женского оргазма и как их получить

Лучший подарок себе - это научить свое тело и мозг получать удовольствие

Cosmopolitan
4 способа подкатить, которые пугают женщин (не делай так, бро) 4 способа подкатить, которые пугают женщин (не делай так, бро)

Показаться криповым иногда проще, чем кажется

Playboy
Непраздный класс: почему богатые работают больше бедных Непраздный класс: почему богатые работают больше бедных

В наши дни состоятельные люди вынуждены уделять работе всё больше времени

Forbes
Открыть в приложении