Нужен ли России сильный и властный руководитель? Вопрос дня
России требуется «сильный и властный руководитель» — так, по данным «Левада-центра», считают три четверти соотечественников. Мы спросили участников проекта «Сноб», что они думают по этому поводу
Сергей Мурашов, инженер, специалист по международным перевозкам:
Во-первых, я не верю, что большинство россиян действительно желает «сильного и властного руководителя». Я думаю, что те, кто так отвечает, просто запутаны вопросами и неудовлетворены тем, что видят сегодня.
Во-вторых, если мы посмотрим на соседей России, то увидим, что, например, в Норвегии, Финляндии и Швеции дела идут заметно лучше, чем в России, при этом финского президента и норвежского и шведского премьеров вряд ли кто-то знает в России, они приходят и уходят, выполняя свои функции, и народы их стран прекрасно обходятся без «сильных» и харизматичных лидеров.
В-третьих, я бы не сказал, что Владимир Путин — сильный лидер. Он — амбициозный лидер и талантливый манипулятор, занятый реализацией собственных интересов. За время своего правления он не претворил в жизнь, пожалуй, ни одно свое обещание, а нарушил множество — например, он утверждал, что у России нет претензий к Украине и Крым — бесспорно украинская территория, что во время его президентства не будет увеличен пенсионный срок, что в Сирии не будет наземной военной операции с участием российских военнослужащих, и т. п.
В результате, на мой взгляд, России не нужен «сильный руководитель», а нужен — честно исполняющий свои обязанности, не цепляющийся за свою должность и не использующий ее в своих интересах, прислушивающийся к запросам населения, и выполняющий свои обещания... И это ни в коем случае не Владимир Путин.
Аркадий Недель, философ, писатель:
Нужен ли России сильный руководитель? Вопрос почти риторический: конечно, да. А какой стране, городу или институту такой руководитель не нужен? Сильный — не означает деспотичный, тоталитарный или безрассудный... Сильный, с моей точки зрения, если говорить о руководителе, это такой человек, который может принимать самостоятельные решения в самых разных, часто сложных и критических ситуациях. Сила — это не террор, который, напротив, есть слабость, но умение в самых сложных условиях сохранять баланс факторов, вошедших в игру, и принятие наиболее эффективного, оптимального решения для достижения поставленных целей. А в политике это еще означает создание ситуации, когда нет откровенно проигравших, когда выигрыш делится между участниками игры, пусть и не поровну.
Другой важный аспект сильного руководителя заключается в умении быстро понять проблему, даже если она лежит не в сфере его компетенции. Понятно, что при сегодняшнем многообразии политических, культурных, экономических и прочих факторов, так или иначе влияющих на политику, один человек не в состоянии хорошо разбираться во всем. Поэтому сильный руководитель, и для России это крайне актуально, соберет вокруг себя группу из по-настоящему компетентных советников, которые не будут ему говорить то, что, с их точки зрения, он хочет услышать — т. е. играть в поддавки. Эти люди будут обязаны делать максимально объективный анализ и предлагать эффективные решения.