Доллар и евро: невозможно остаться, некуда бежать
Несмотря на то что на Мосбирже торгуется несколько региональных валют, частным инвесторам будет непросто заменить ими привычные доллар и евро. Эти валюты пока нельзя обналичить или перевести за границу, чтобы потратить там
Мосбиржа на этой неделе начинает торги армянским драмом и южноафриканским рэндом. В ближайшее время планируется запустить также торги дирхамом ОАЭ и узбекским сумом. Однако широкие слои инвесторов пока скептически настроены к таким активам. Основные недостатки «экзотических» валют — потенциально низкая ликвидность, невозможность обналичить и высокий риск резких колебаний курсов.
Разворот на юго-восток
Драм, сум и рэнд дополнят список региональных валют, которые уже торгуются на Мосбирже, — это казахстанский тенге, китайский юань, гонконгский доллар, белорусский рубль, турецкая лира. Мосбиржа обсуждает возможность запустить торги еще несколькими новыми валютными парами — правда, пока неизвестно какими.
Валюты, которые до сих пор не пользовались особым спросом, теперь могут оказаться востребованными в России. Многие россияне в условиях резкого колебания курса рубля и проблем, с которыми теперь связаны операции с привычными долларами, евро, фунтами, иенами и франками, оказались перед непростым выбором. Им надо решать, хранить ли все сбережения в рублях или диверсифицировать их, переводя часть сбережений в другие валюты.
Многие годы курс рубля зависел от потоков капитала и бюджетного правила, абсорбирующего значительные валютные поступления. Теперь же из-за валютных ограничений на первый план вышел платежный баланс — разница между поступающими в страну деньгами и их оттоком. Спрос на валюту невелик из-за небольшого импорта. Ее предложение на рынке, наоборот, значительное. Именно поэтому рубль больше не дешевеет, а укрепляется. Большую часть июня курс колеблется в районе 56 рублей за доллар и около 59 рублей за евро.
Масла в огонь подливают заявления о переукрепленности российской валюты — об этом на прошедшем Петербургском экономическом форуме высказался целый ряд чиновников. По их мнению, это стало следствием отмены бюджетного правила, в период действия которого на сверхдоходы от продажи нефти Минфин покупал валюту и отправлял ее на счета в Центробанк. А глава Счетной палаты Алексей Кудрин добавил, что России придется сохранять резервы в юанях. «Юань более волатильный, менее предсказуемый, чем более надежные мировые валюты и ценные бумаги в них. Но придется это делать, потому что российский рубль и его курс нужно по-прежнему защищать», — пояснил глава Счетной палаты.
Таким образом власти дают четкий сигнал: курс слишком крепкий, рубль должен ослабнуть. И это закономерно беспокоит граждан, которые привыкли, что отечественная валюта уже давно только девальвируется. Причем некоторые аналитики уверены: восстановление импорта за счет азиатских рынков может обвалить рубль.
Но если раньше привычным способом защитить сбережения от девальвации была покупка доллара и евро, то теперь это уже не работает. Распоряжаться американскими деньгами и евро становится все сложнее. Жители России по-прежнему не могут снять более 10 тыс. долларов или их эквивалент в евро с валютных счетов. Банки же вводят комиссии за хранение валюты.
Скептики уже начали избавляться от накоплений в этих валютах, опасаясь полного запрета их оборота внутри страны или введения жесткого курса по отношению к рублю.
В этих условиях более привлекательной в глазах инвесторов становится валюта третьих, дружески настроенных к России стран — например, казахстанский тенге, узбекский сум, тайский бат или индийская рупия. Риски введения санкций со стороны этих государств минимальны. А значит, их валюта, возможно, будет приобретать в России все больший вес.
Только биржа, только безнал
Первой проблемой для торгов новыми валютами на Мосбирже станет обеспечение их ликвидности. Дело в том, что ликвидность традиционных доллара и евро тесно связана с торговым оборотом. Российские экспортеры меняют часть полученной в валюте прибыли на рубли — как правило, это делается через банки, которые, в свою очередь, покупают и продают валюту на Мосбирже.
С некоторыми азиатскими странами и странами СНГ у России традиционно большой товарооборот. Поэтому проблем с ликвидностью, скажем, у китайского юаня и казахстанского тенге нет. Однако сложности могут возникнуть с обеспечением ликвидности валюты ОАЭ — дирхама, а также узбекского сума, армянского драма и южноафриканского рэнда. С этими странами, особенно с ЮАР, у России товарооборот невелик. Так, в 2021 году товарооборот РФ и ОАЭ составил 5,35 млрд долларов США. В сравнении с 2020 годом он вырос на 64%. Товарооборот с Узбекистаном за прошлый год составил 1,01 млрд долларов — по отношению к позапрошлому году он вырос на 17%. Для сравнения: товарооборот между Россией и Евросоюзом в 2021 году был 247 млрд евро.
Источник, связанный с Мосбиржей, пояснил «Эксперту», что валютную ликвидность по новым парам должен обеспечить Национальный клиринговый центр. Он выступает центральным контрагентом на валютном рынке. НКЦ уже сейчас ищет провайдеров, то есть поставщиков ликвидности (это могут быть банки, хедж-фонды) и планирует заключить с ними межбанковские договоры для запуска торгов. Одновременно идет поиск маркетмейкеров, соединяющих продавцов и покупателей валюты. Маркетмейкерами могут быть как крупные игроки, так и брокеры; они отвечают за наполнение «стакана» и поддержание уровня цен торгуемых активов. «Началась большая подготовительная работа, и никто не заинтересован, чтобы она была проделана зря и “стакан” оказался пустым», — заявил источник.
Следующая сложность кроется на стороне банков. По доллару и евро годами складывалась цепочка, позволяющая полноценно использовать эти валюты и как средство накопления, и как средство платежа. Купленную на бирже валюту можно были вывести на валютный счет в банке, перевести за рубеж, обналичить внутри страны или потратить за границей во время поездки. Если с юанем эта цепочка понемногу выстраивается, хотя снять наличные юани в банкоматах все еще невозможно, то открыть счет в тенге, сумах или брамах в России нельзя, а на поиск тех же наличных тенге уходит большое время. И уж тем более невозможно перевести купленные на Мосбирже безналичные, скажем, драмы или тенге на счет в армянском или казахстанском банке.
График 4. Курс драма мало чем отличается от курса сума или тенге
Как объяснил «Эксперту» руководитель отдела аналитических исследований Высшей школы управления финансами Михаил Коган, любую иностранную валюту в страну могут завозить или предприниматели, или Банк России. «Для регулятора нет никакого смысла везти в Россию тонны сомов или батов, поэтому в основном валюта поступает либо через транснациональные банки, либо через бизнес или отдыхающих, которые меняют остатки с отдыха. Если понимать ликвидность как возможность быстро поменять одно на другое, то в России не слишком ликвиден и юань — вынося за скобки Дальневосточный регион», — сказал эксперт.
Руководитель департамента инвестиционной аналитики «Тинькофф Инвестиций» Кирилл Комаров подтвердил: такую валюту, как, к примеру, узбекский сум, тайский бат или индийская рупия, в Россию физически не завозят. «Ликвидность на Мосбирже этих валют будет обеспечена ростом спроса инвесторов на них», — сказал эксперт.
Пример может показать юань, популярность которого сильно выросла за мартапрель, и тем не менее среднедневной оборот торгов юанем на Мосбирже в мае составлял 270 млн долларов в день — это менее 20 млрд рублей в день. Для сравнения: среднедневной оборот парами еврорубль и долларрубль достигает 100–150 млрд рублей.
Поэтому остается открытым вопрос, насколько ликвидны будут пары рубля и экзотических валют, особенно в первые месяцы. Кирилл Комаров считает, что у экзотических валют, которые могут появиться на Мосбирже, ликвидность поначалу останется невысокой, но в любой момент может улучшиться, если вырастет спрос. «Поддержать спрос на эти деньги также может переход на расчеты в национальных валютах», — сказал эксперт.