На московский рынок вышла сеть «Максидом»

ЭкспертБизнес

DIY-кольцо сжимается вокруг Москвы

На московский рынок вышла сеть товаров для строительства, ремонта и обустройства дома «Максидом». Это второй петербургский ритейлер в столичном регионе и один из лидирующей десятки в этом секторе торговли

Анастасия Матвеева

Петербургский DIY-ритейлер «Максидом» открыл первый гипермаркет в подмосковных Котельниках, намереваясь вплотную заняться освоением московского рынка. Заметим, что в Котельниках, расположенных сразу за МКАД, уже сформировался кластер крупных торговых центров: ТРК «Мега Белая Дача», где есть «Ашан», «Икеа», «Стокманн» и прочие магазины, «Outlet Village Белая Дача», гипермаркет Globus, — куда москвичи едут, чтобы всласть пошопинговать в реале. До этого сеть «Максидом», появившаяся в Санкт-Петербурге в 1997 году, осваивала другие региональные рынки: девять ее гипермаркетов расположены в Санкт-Петербурге и по одному в Уфе, Нижнем Новгороде, Казани, Екатеринбурге и Самаре. Теперь, с московским гипермаркетом, всего их стало пятнадцать.

О своем стремлении выйти в столицу компания заявила еще в 2017 году. Для этого она приобрела строение, где в свое время находилось производство соков компании «Нидан». В нем провели перепланировку и приспособили для нужд торговли. Потрачено на это было 2,4 млрд рублей.

Год великого перелома

Приходу «Максидома» в Москву и Подмосковье именно сейчас способствовало несколько обстоятельств. Прежде всего это оживление рынка DIY-товаров, который некоторое время падал: в 2015 году обороты на нем снизились на 5%, а в 2016-м — на 6%, по данным агентства InfoLine. Рост возобновился во второй половине 2017 года за счет оживления потребительской активности, хотя и не компенсировал предыдущего двухгодичного снижения, составив всего 1,8%. А вот в прошлом году, по некоторым данным, эта цифра достигла уже 7,5%. Этому способствовали отложенный спрос, рост продаж загородной недвижимости и новостроек с помощью ипотеки. По мнению аналитиков, хотя нынешний год уже не будет столь благоприятным, слабый рост все же ожидается.

Между тем в период ухудшения ситуации на рынке вырос градус конкуренции и произошли изменения в рядах лидеров в этом единственном секторе отечественного ритейла, где первую тройку долгое время представляли игроки с иностранными корнями. Их продажи стали падать: так, в 2017 году «К-Раута» потеряла 7,6%, OBI — 3%, Castorama — 2%. Только французский ритейлер Leroy Merlin, крупнейший из «иностранцев», существенно вырос — более чем на 20%. И впервые за многие годы в тройку лидеров рынка вошел отечественный игрок — питерская сеть «Петрович», показавшая сопоставимые с французами темпы прироста.

В итоге сеть «К-Раута», принадлежащая финской компании Kesko, в начале 2018 года вообще ушла с рынка, будучи долгое время убыточной. За ней в середине года последовала Castorama, принадлежащая британской компании Kingfisher. За 2017 год убыток ООО «Касторама Рус» составил 2,82 млрд рублей. Сказалось то, что для иностранных сетей российский рынок не приоритетный, и они предпочли не разбрасываться, не инвестировать в продвижение в регионах, а сосредоточиться на тех рынках, где уже достигли лидерства.

Впрочем, не смогли удержать свои позиции и некоторые российские сети. В 2017 году перестали существовать обанкротившиеся федеральные сети гипермаркетов «Стройдепо» и «Суперстрой», а годом ранее — крупнейшая в Сибири сеть «Домоцентр». Таким образом, на рынке к моменту его оживления освободились довольно большие ниши. На этом фоне тот же «Максидом» в 2018 году показал темпы прироста выручки 10,7% (см. график 1). Это произошло, по признанию члена совета директоров ООО «Максидом» Марии Евневич, в том числе за счет ухода с рынка «К-Рауты», большинство магазинов которой были расположены в Петербурге. Кстати, на это же обстоятельство указывали и в сети «Петрович», отвечая на вопрос, что способствовало ее бурному росту.

Наконец, очевидно, что наиболее перспективен с точки зрения покупательной способности населения именно Московский регион. Тем более что, по оценкам специалистов, насыщенность сетевой розницей здесь вдвое ниже, чем в родном для «Максидома» Петербурге.

Сыграть на мелочах

Несмотря на известный дефицит цивилизованной DIY-торговли в Москве и Подмосковье, экспансия «Максидома» в столичный регион связана с определенными рисками. Дело в том, что питерцам придется столкнуться с очень сильными конкурентами, в первую очередь с игроком номер один на рынке Leroy Merlin. Французская сеть агрессивно развивается и существенно превосходит остальных ритейлеров по масштабам: ее выручка в 2017 году составила 272 млрд рублей, что на порядок превышает выручку «Максидома», а темп прироста удивительно высок для таких объемов. Доля этой сети на рынке приблизилась к 13%. Кроме того, Leroy Merlin активно продвигается в регионы и насчитывает 81 магазин в 43 городах России. Французская компания благодаря своему размеру успешно вписалась в тренд консолидации рынка, возникший в ответ на негативные тенденции на нем. Только в 2017 году построено 16 гипермаркетов, а в 2018-м ритейлер приобрел 12 гипермаркетов у «К-Рауты». В 2019 году он намеревается открыть еще около 20 магазинов и впервые выйти во Владивосток и Улан-Удэ.

Но не только французы могут помешать экспансии «Максидома». Уже несколько лет московский рынок осваивает еще одна петербургская сеть — «Петрович». Она тоже развивается весьма динамично. В 2017 году ее оборот вырос на 22%, а в 2018-м компания сумела достичь рекордных в своей истории показателей: темпы прироста составили 30,55% (вместо запланированных 20%), что позволило достичь выручки в размере 49,3 млрд рублей. Напомним, что в 2017 году в рейтинге розничных DIYсетей, составленном исследовательской компанией InfoLine (см. график 2), сеть «Петрович» продвинулась на второе место, обойдя OBI. Между тем «Максидом» занимает лишь шестое место в этом рейтинге (выручка в 2017 году — 21 млрд рублей). «Петрович», между тем, планирует укрепляться в Московском регионе, у него здесь уже три магазина-склада.

Наконец, на московский рынок предполагает выходить третий игрок с Северо-Запада — калининградская сеть «Бауцентр». Имея восемь гипермаркетов в Калининграде, Краснодаре, Омске и Новороссийске (выручка в 2017 году — 16 млрд рублей), она буквально наступает на пятки «Максидому».

На этом конкурентном фоне, чтобы преуспеть, «Максидом» должен как минимум сделать рынку уникальное предложение. Покупатели очень хвалят в сети сервис «Максидома» — быструю доставку, вежливое обращение. Но хороший сервис, быстрая доставка, омниканальность — это уже стандартный конкурентный набор. Хотя могут быть и отличия, позволяющие выделиться среди конкурентов. Например, тот же «Петрович» делает акцент на инновации в организации покупки товаров. «Эксперт» уже писал, что торговый зал московского магазина «Петрович» разбит на две зоны: сash & carry, где покупатель может сам взять с полки легкий товар, и tоuch & beep, где можно, используя планшет или смартфон с мобильным приложением, покупать, просто сканируя NFCметки на товаре. А недавно «Петрович» открыл в столице новый канал продаж в DIY-ритейле — цифровой шоурум. Он появился в московском ТРЦ «Афимолл Сити». Цифровые технологии позволяют покупателю при помощи планшета моделировать будущую отделку в своей квартире. Выбранные материалы проецируются на видеостены и видеопол. Человек перед покупкой получает полное представление о том, как выбранные обои, кафель, плитка, двери будут смотреться в помещении.

Руководство «Максидома» заявляло в СМИ, что они готовы развивать разные форматы торговли, в том числе малые, в которых рынок испытывает дефицит. Однако реальных шагов в этом направлении пока не видно, напротив, ритейлер стартовал в Котельниках с традиционным гиперпроектом. По всей видимости, «питерский гость» сделает акцент на ассортимент, отличающий его от других DIY-ритейлеров. В сети помимо товаров для строительства и ремонта широко представлены товары для обустройства дома вплоть до посуды, мелкой бытовой техники и детских игрушек. В ассортименте ритейлера 60 тыс. наименований (в «Петровиче» 22 тыс.). Здесь, похоже, «Максидом» пошел по пути IKEA. Это подтверждает и организация пространства в магазине в Котельниках, где осуществляется круговая схема движения.

Правда, выходя в нишу товаров для дома, «Максидом» уже вступает в соперничество не только с IKEA, но с крупнейшими онлайн-торговцами — Wildberries и Ozon, у которых продажи в этой ассортиментной линейке растут двузначными темпами. С другой стороны, в противовес интернет-торговле «Максидом» начинает улучшения в офлайн-магазинах, стремясь сделать их более удобными для покупателя. Помимо уже упомянутой круговой схемы движения это размещение товарных групп с учетом гендерных предпочтений, снижение высоты стеллажей и палет. Так что, возможно, сочетание удобств как для приверженцев онлайн-магазинов, так и для любителей традиционного шопинга создаст тот комплекс уникального предложения, который позволит «Максидому» успешно закрепиться в Москве.

Сеть DIY-гипермаркетов «Максидом». Основана в 1997 году в Санкт-Петербурге. Состоит из 15 гипермаркетов: девять в Санкт-Петербурге, по одному в Уфе, Нижнем Новгороде, Казани, Екатеринбурге, Самаре и Москве. Оборот в 2018 году — 23 млрд рублей.

ТАСС

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Дорога в никуда Дорога в никуда

Чем обернулся проект строительства скоростной железной дороги в Калифорнии

Forbes
Лариса Долина: «Я всегда верила в то, что моя звезда загорится» Лариса Долина: «Я всегда верила в то, что моя звезда загорится»

Лариса Долина не скрывает – в своей жизни она столкнулась со многими трудностями

Добрые советы
Решить квартирный вопрос: 7 необычных домов Решить квартирный вопрос: 7 необычных домов

Из чего и какие только не делают дома!

Вокруг света
Немного науки в арктической воде Немного науки в арктической воде

Что исследователи знают о косолапых пловцах

Weekend
Когда закончится нефть Когда закончится нефть

Медленное угасание отрасли, служащей хребтом российской экономики, неизбежно

Forbes
«Золотая середина»: какую дистанцию выстроить руководителю между собой и сотрудниками «Золотая середина»: какую дистанцию выстроить руководителю между собой и сотрудниками

Какие ошибки чаще всего совершают менеджеры, и как найти баланс в дистанции

Inc.
«Дорожная карта» для наблюдений за погодой «Дорожная карта» для наблюдений за погодой

Минсельхоз совместно с Росгидрометом планируют развивать систему метеостанций

Агроинвестор
Само совершенство Само совершенство

Что скрывается за яркой внешностью и почему мы пытаемся этим поднять самооценку

Лиза
Актер сериала «Универ. Молодые» Влад Прохоров рассказал, какие качества в девушках ценит больше всего Актер сериала «Универ. Молодые» Влад Прохоров рассказал, какие качества в девушках ценит больше всего

Актер Влад Прохоров рассказал о своих главных требованиях к девушкам

VOICE
Едва знакомы Едва знакомы

«Едва знакомы» — проект, объединяющий людей за киноужинами

Seasons of life
«Чистейший образец» «Чистейший образец»

Составить цельный образ Натальи Николаевны Гончаровой — сложная задача

Дилетант
Есть контакт Есть контакт

Как установить и почувствовать связь со своим телом

Grazia
Шаги на чердаке: жуткая история о нераскрытом убийстве в Хинтеркайфеке Шаги на чердаке: жуткая история о нераскрытом убийстве в Хинтеркайфеке

Более 100 лет назад на ферме Андреаса Грубера произошла страшная трагедия

ТехИнсайдер
На всякий случай На всякий случай

Как работает система страхования в спорте

Ведомости
Ген ожирения объединил людей с собаками Ген ожирения объединил людей с собаками

Ученые выявили у собак ген, связанный с развитием ожирения

N+1
Наш паровоз вперед летит Наш паровоз вперед летит

Одна из новинок проката — фильм режиссера Андрея Волгина «Красный шелк»

Монокль
Аслан Шукаша: «Делиться планами — опасно!» Аслан Шукаша: «Делиться планами — опасно!»

Аслан Шукаша: как он выходит из тупиков и на какие вопросы не отвечает публично

ЖАРА Magazine
Уральский микс Уральский микс

На мой взгляд, напитки все же должны оставаться на втором плане

Bones
Я — сноб: коллекционер Антон Козлов Я — сноб: коллекционер Антон Козлов

Коллекционер Антон Козлов — про искусство собирать современный арт

СНОБ
10 забытых триллеров 90-х, которые и сегодня смотрятся современно 10 забытых триллеров 90-х, которые и сегодня смотрятся современно

Крепкие фильмы, которые остались в тени Квентина Тарантина и Мартина Скорсезе

Maxim
Леди Гага от декаданса: как маркиза Луиза Казати стала королевой эпатажа Леди Гага от декаданса: как маркиза Луиза Казати стала королевой эпатажа

Как середине XX века итальянская аристократка стала Леди Гагой своего времени

Правила жизни
Началась охота на дропперов Началась охота на дропперов

База данных Банка России позволит полиции эффективнее отлавливать дропперов

Монокль
Антон Рогачёв: «Прежде всего мы стремились играть людей» Антон Рогачёв: «Прежде всего мы стремились играть людей»

Актер Антон Рогачёв про взаимоотношения с фэнтези и любовь к истории

Grazia
Пойдем копать картошку Пойдем копать картошку

Парадоксально, но не каждый умеет обращаться с уважаемым продуктом — картофелем

Bones
Охота Дантеса Охота Дантеса

Жорж Дантес — лихой офицер, планировавший себе блестящее будущее в России

Дилетант
ИИ предсказывает столкновения нейтронных звезд ИИ предсказывает столкновения нейтронных звезд

Команда астрономов обучила нейросеть предсказывать столкновение нейтронных звезд

ТехИнсайдер
Григорий Распутин Григорий Распутин

Правила жизни крестьянина и друга царской семьи Григория Распутина

Правила жизни
Кто с сердечком кому Кто с сердечком кому

Каким должно быть любовное письмо?

Seasons of life
Подробно про ЭКО Подробно про ЭКО

Давайте разберемся, где правда, а где – вымысел, когда дело касается ЭКО

Добрые советы
Кружок, два глаза и улыбка: кто и когда придумал первый смайлик Кружок, два глаза и улыбка: кто и когда придумал первый смайлик

Как родилась идея смайлика, которая впоследствии изменила мир

ТехИнсайдер
Открыть в приложении