В Музее русского экспрессионизма — выставка родоначальника русского футуризма

ЭкспертКультура

Бурлюк: художник и поэт

В Музее русского экспрессионизма — выставка одного из родоначальников русского футуризма Давида Бурлюка

Вячеслав Суриков

Единственный раз полотно «Рабочие» экспонировалось в 1926 году на выставке в Филадельфии; от него сохранилась лишь центральная часть

Имя Давида Бурлюка — «полутораглазого стрельца» русской культуры — неразрывно связано с именем Владимира Маяковского. Выход выдающегося поэта на литературную сцену произошел в первую очередь благодаря Бурлюку — одному из трех необычайно талантливых братьев, совместными усилиями будораживших культурную жизнь России столетней давности. В отличие от младшего брата Николая и среднего — Владимира, очень рано погибших, Давид прожил долгую жизнь, уйдя всего лишь за год до массовых протестов 1968-го, которые мог бы наблюдать, будучи жителем США. Эмиграция не обрекла его имя на забвение на родине, но строго провела черту: «до» и «после». Все, что было после 1920 года, когда он оказался в Японии, в СССР уже мало кого интересовало. Он дважды приезжал на родину, но это уже был, скорее, призрак того Бурлюка, который когда-то призывал «бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с Парохода Современности». Он словно тоже погиб вместе с братьями тогда, в грозные революционные годы.

В двадцатых ему еще хватило сил привлечь к себе внимание в Японии. Но в США, куда он перебрался всего два года спустя, Бурлюк уже перестал быть тем самым единственным и неповторимым Бурлюком — управителем культурных потоков. Ему было сорок. На смену футуризму шли другие художественные течения, для которых он оставался только предтечей. Бурлюк вновь попытался опередить время и изобрел радиостиль, в очередной раз продемонстрировав незаурядный талант обращения с художественной формой. Но, увы, время и место работали против него. Он был вынужден почти с нуля выстраивать свою художественную биографию, воссоздавая работы, которые написал на родине, но влиять на художественную ситуацию был уже не в силах, тем более на уровне, на котором делал это в России. В отличие от братьев он остался в живых, но с привычным статусом возмутителя общественного спокойствия, вечно находящегося в центре всеобщего внимания, ему пришлось расстаться. Надо было попросту выживать.

Как следствие этой необходимости — невероятное количество картин. Их тысячи. Высочайшая производительность — одна из самых характерных черт Бурлюка: одно время он и по количеству стихов опережал своего наперсника Владимира Маяковского. На выставке представлена их малая часть, но этого достаточно, чтобы понять, что представлял собой Бурлюк в американский период своей жизни, да и в жизни вообще. Мы видим огромное разнообразие стилей. Он мог быть как экспериментальным художником, так и вполне традиционным. У него много полотен, выполненных в импрессионистическом стиле и таким образом попадающих в концепцию музея, где представлена его выставка. Скорее всего, ему было чем удивить американских любителей изобразительного искусства того времени, но что-то помешало им удивиться его творчеству. Впечатляет прежде всего широкий диапазон выразительных средств. Бурлюк словно может всё, кроме того, чтобы быть кем-то одним.

Мы видим множество Бурлюков: помимо художника и поэта еще и последователя реализма, импрессионизма, постимпрессионизма, кубизма, экспрессионизма. Он словно не может остановиться и пробует, пробует, пробует себя в разных ипостасях. В каталоге к выставке «Слово мне» любовно перечислены книги Бурлюка, изданные им в России: «Садок судей», «Требник троих», «Дохлая луна», «Молоко кобылиц», «Рыкающий Парнас», «Весеннее контрагентство муз», «Четыре птицы», «Лысеющий хвост». В них со всей очевидностью явлена не только поэтическая сторона Давида Бурлюка, но и вся его творческая индивидуальность. Провокация и экспериментаторство для него всего лишь способ покорения мира. Он может предстать кем угодно, лишь бы мир принял его. Ирония, насмешка — только маска, защищающая от упреков в чем бы то ни было. И здесь невозможно удержаться от сравнения Давида Бурлюка с музыкантом Сергеем Курехиным. Тот прошел аналогичный путь в музыке: тоже мог слишком многое и тоже не прошел свой путь до конца. Мы так и не узнали, кем мог стать Сергей Курехин, проживи он еще какое-то время. Мы так и не узнали, кем мог стать Давид Бурлюк, проживи он еще какое-то время в России.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Ценности в новой реальности Ценности в новой реальности

Власти Ленинградской области всегда открыты к диалогу с промышленниками

Эксперт
Наш паровоз вперед летит Наш паровоз вперед летит

Одна из новинок проката — фильм режиссера Андрея Волгина «Красный шелк»

Монокль
Неспешно пили предки наши Неспешно пили предки наши

Медиевист Олег Воскобойников — о путешествии вина по истории мировой культуры

РБК
Ген ожирения объединил людей с собаками Ген ожирения объединил людей с собаками

Ученые выявили у собак ген, связанный с развитием ожирения

N+1
Баба-Яга и все-все-все: (очень) краткая история сказок в отечественном кино Баба-Яга и все-все-все: (очень) краткая история сказок в отечественном кино

История жанра сказочных фильмов, ключевые периоды и важнейшие имена

СНОБ
На всякий случай На всякий случай

Как работает система страхования в спорте

Ведомости
Я — сноб: коллекционер Антон Козлов Я — сноб: коллекционер Антон Козлов

Коллекционер Антон Козлов — про искусство собирать современный арт

СНОБ
«Золотая середина»: какую дистанцию выстроить руководителю между собой и сотрудниками «Золотая середина»: какую дистанцию выстроить руководителю между собой и сотрудниками

Какие ошибки чаще всего совершают менеджеры, и как найти баланс в дистанции

Inc.
«Дорожная карта» для наблюдений за погодой «Дорожная карта» для наблюдений за погодой

Минсельхоз совместно с Росгидрометом планируют развивать систему метеостанций

Агроинвестор
Символ на перекрестке современных философий Символ на перекрестке современных философий

Знак — это условность, которая превращает отдельные вещи в их меру

Знание – сила
«Чистейший образец» «Чистейший образец»

Составить цельный образ Натальи Николаевны Гончаровой — сложная задача

Дилетант
Леди Гага от декаданса: как маркиза Луиза Казати стала королевой эпатажа Леди Гага от декаданса: как маркиза Луиза Казати стала королевой эпатажа

Как середине XX века итальянская аристократка стала Леди Гагой своего времени

Правила жизни
Есть контакт Есть контакт

Как установить и почувствовать связь со своим телом

Grazia
Ударные АПЛ европейских стран НАТО Ударные АПЛ европейских стран НАТО

Лодки класса «Трафальгар» проектировались для противостояния советским подлодкам

Наука и техника
Актер сериала «Универ. Молодые» Влад Прохоров рассказал, какие качества в девушках ценит больше всего Актер сериала «Универ. Молодые» Влад Прохоров рассказал, какие качества в девушках ценит больше всего

Актер Влад Прохоров рассказал о своих главных требованиях к девушкам

VOICE
Шаги на чердаке: жуткая история о нераскрытом убийстве в Хинтеркайфеке Шаги на чердаке: жуткая история о нераскрытом убийстве в Хинтеркайфеке

Более 100 лет назад на ферме Андреаса Грубера произошла страшная трагедия

ТехИнсайдер
Женщины, которые нас вдохновляют: писательницы, руководительницы, исследовательницы, — о своих героинях Женщины, которые нас вдохновляют: писательницы, руководительницы, исследовательницы, — о своих героинях

Женщины поделились историями о тех, кто больше всего их вдохновляет

Psychologies
Само совершенство Само совершенство

Что скрывается за яркой внешностью и почему мы пытаемся этим поднять самооценку

Лиза
Первая среди равных Первая среди равных

Мысли и наблюдения первой женщины-победительницы в кругосветной гонке

Y Magazine
10 забытых триллеров 90-х, которые и сегодня смотрятся современно 10 забытых триллеров 90-х, которые и сегодня смотрятся современно

Крепкие фильмы, которые остались в тени Квентина Тарантина и Мартина Скорсезе

Maxim
Уральский микс Уральский микс

На мой взгляд, напитки все же должны оставаться на втором плане

Bones
Дэн Браун Дэн Браун

Правила жизни писателя Дэна Брауна

Правила жизни
Нежные чувства Нежные чувства

Твой ребенок впервые влюбился. И, конечно, думает, что ты ничего не понимаешь

Лиза
Все в сад! Все в сад!

Отправляемся за яркими красками

Добрые советы
Русско-американские отношения в XIX веке. Часть 1 Русско-американские отношения в XIX веке. Часть 1

Развитие торговых и политических отношений между США и Российской империей

Наука и техника
Падение Падение

Зло, которое все ищут где-то далеко, заключено в каждом отдельном человеке

Правила жизни
Клетки сами лечат пациента Клетки сами лечат пациента

В России начинается волна развития биомедицинских клеточных технологий

Монокль
Пар над водой Пар над водой

Хаусбот, заметно отличающийся от всех остальных

Y Magazine
Фокус Фокус

Кто убил Джона Кеннеди и почему все фигуранты по этому делу умирали?

Правила жизни
Банная философия Банная философия

Баня как путь к очищению: истории и практики из Красной Поляны

Seasons of life
Открыть в приложении