Бюджетная беспомощность
Могут ли регионы сделать что-то, чтобы улучшить свое финансовое положение
Российские регионы могли бы лучше заботиться о собственных финансах — как минимум разумнее обходиться со своими долгами и собирать больше налогов. Такое мнение продвигает Счетная палата.
В октябре ведомство выпустило два доклада по результатам анализа ситуации в российских регионах. В первом случае аудиторы Счетной палаты пришли к выводу, что дотационные субъекты федерации не в полном объеме используют свой налоговый потенциал — они могли бы собирать больше налога на имущество организаций и НДФЛ.
Второй доклад касался долгов отдельных регионов: выяснилось, что они берут более дорогие банковские кредиты, чтобы заместить ими бюджетные, да еще и при наличии денег на счете, а также не заботятся о снижении расходов на обслуживание долга. Тут СП также видит существенный резерв для экономии.
Однако далеко не все эти предложения регионы реально могут применить.
Беритесь за кадастр
Республики Ингушетия, Алтай, Марий Эл, Калмыкия, Тыва, Кировская и Псковская области и еще пять дотационных регионов далеко не полностью используют свой налоговый потенциал, резюмируют в СП. В частности, не проводят вовремя кадастровую оценку, не спешат верифицировать данные о земельных участках, запаздывают с переходом на исчисление налогов на имущество исходя из кадастровой стоимости, а также слишком медленно вводят налог на профессиональный доход (самозанятость).
Например, по налогу на имущество эти 12 регионов могли бы получать дополнительно более пяти миллиардов рублей ежегодно.
«В принципе, от того, что субъекты уберут льготы по транспортному налогу и подправят законодательство в части налога на имущество по кадастровой стоимости, мало кто станет профицитным, — говорит директор Центра налоговой политики экономического факультета МГУ, член Генсовета и руководитель Экспертного центра по налоговой и бюджетной политике «Деловой России» Кирилл Никитин. — Но даже получать из федерального бюджета не рубль, а 90 копеек, собирая еще 10 с помощью налогов, — это правильная история».
Кирилл Никитин также напоминает, что часто регионы, с одной стороны, просят субсидии у федерального бюджета, а с другой — отказываются от налоговых доходов, широким жестом раздавая налоговые льготы и там, где это оправданно, и там, где не очень. «Так происходит в первую очередь в наиболее проблемных и дефицитных субъектах. Они считают, мол, раз все равно мы останемся дефицитными, так не будем “напрягать” собственное население, — говорит Никитин. — Поэтому мы видим ставки транспортного налога на особо мощные автомобили не на уровне 150 рублей за лошадиную силу, как Москве и профицитных субъектах, а по 90–110–120 рублей плюс максимальные льготы по транспортному налогу, не ограниченные мощностью или стоимостью автомобиля. Можно иметь льготы по автомобилям из третьей части списка Минпромторга стоимостью свыше 10 миллионов рублей и льготы на них для многодетных семей, например. Это очевидный неадекват, но мы это видим на системной основе».
Что же касается налога на имущество, то, чтобы взимать его с кадастровой стоимости, регионам надо предпринять некоторые усилия. Так, нужен полный перечень объектов, с тем чтобы иметь в нем не только здания, но и помещения, нужен порядок определения фактического использования для налоговых целей зданий и помещений. «Потом нужно тонко настраивать законодательство, создавать льготы для малого бизнеса, в том числе для собственников помещений (например, не больше 300 квадратных метров на одно юрлицо МСП, как в Москве, — и не свежесозданное юрлицо, а существующее несколько лет), — продолжает Кирилл Никитин. — Ведь есть регионы, где в перечень налогооблагаемый входят только отдельно стоящие здания и площадью более одной или двух тысяч квадратных метров, а огромное количество торгово-офисных объектов в принципе не входят в перечень или облагаются от балансовой стоимости, а если ты на упрощенке или на патентной системе, то и вовсе не облагается. Так что рекомендации хорошие и были бы особенно хороши, если бы прозвучали году эдак в 2015-м».
Счетная палата также считает, что разрешения требует ситуация с неформальной занятостью и безработицей в регионах. Так, уровень безработицы в изученных 12 дотационных субъектах в 2018–2019 годах оказался в 1,7–5,7 раза выше, чем в среднем по России, а на самозанятых приходилось всего 1,1–13,7% от общего количества субъектов хозяйственной деятельности. При том что общероссийское значение этого показателя на конец 2020 года — 18,8%.