Выживут только блокчейны
В мире только и разговоров, что о криптоарте и NFT-токенах. Точнее, рынок искусства сейчас больше всего волнует один-единственный вопрос: нужен ли искусству блокчейн? А если нужен, то зачем? И главное – каковы перспективы?
Артефакт
Текст: Элина Гритчина
Искусствовед, эксперт visual art, специалист по экспертизе антиквариата, арт-критик
Чтобы выиграть в казино, достаточно не играть в казино. Но с криптоартом дело обстоит иначе. С одной стороны, не верится, что это реальность, да и выглядит оно сомнительно. Невозможно без скепсиса смотреть на продажу мемов с котиками и наблюдать за «криптохудожницей» Пэрис Хилтон.
На каждый день
С другой стороны, начинать сейчас – это уже вскочить в последний вагон. Объем продаж NFT в первом квартале 2021 года превысил 2 млрд долл., при этом покупателей на рынке в два раза больше, чем продавцов. Не кусать бы потом локти! В любом случае и с криптоартом, и с NFT разобраться стоит. Тем более что нас всех бомбит!
И есть от чего. Вот только в марте этого года сугубо гиковское и субкультурное явление взорвало мировые СМИ и выросло до серьезного масштаба. Аукционный дом Christie’s продал работу «Каждый день: первые 500 дней» диджитал-художника Beeple (Майка Винкельманна) в форме NFT в криптовалюте Ethereum за сумму, эквивалентную 69 млн долл. До этого дня дороже – если говорить о ныне живущих художниках – продавались только работы великих Дэвида Хокни и Джеффа Кунса.
Beeple (Майк Винкельманн) и его картины на выставке криптоарта Virtual Niche: Have You Ever Seen Memes in the Mirror? Пекин, март 2021 года.
Провенанс
Все началось в 2008 году с появлением системы децентрализованной валюты, биткоина, и блокчейна – системы децентрализованных записей, а по сути, беспристрастной амбарной книги. Однако еще пять лет назад, в 2016-м, статья в авторитетной лондонской The Art News Paper о блокчейне в искусстве прошла незамеченной. Говорилось в ней о том, что хорошо бы взять новые технологии, то есть блокчейн, для формирования баз данных провенанса – истории владения художественным произведением. А провенанс в искусстве – это вечная головная боль. Впрочем, на момент выхода статьи объем криптовалюты на руках у населения составлял 11 млрд долл. Всего. Говорить было особо не о чем. Зато уже через год, в 2017-м, капитализация криптоактивов держателей взлетела до 111 млрд долл. – 100 млрд внезапно свалились на замечательную, склонную к инвестициям, спекуляциям на бирже и всяческим авантюрам аудиторию от 16 до 40 лет. Рынок предметов искусства со времен Возрождения и Медичи очень остро реагирует на изменения на рынке финансовом. Искусство уже более 500 лет позволяет изымать избыток денежных средств у населения в обмен на приобщение к великому и вечному плюс повышение социального статуса, которое сопровождают интересные финансовые качели. Очевидно, что криптоэфория не могла обойти эту сферу стороной. Началась эра криптоарта.
Криптокотики
В том же 2017 году появились и первые NFT. В онлайн-игре CryptoKitties каждый участник мог приобрести цифрового котика с уникальным набором характеристик – окраской, формой ушей, глаз и усов. В долларовом эквиваленте кошки стоили несколько сотен тысяч.