Человек человеку… волк: разбираемся в эволюции оборотней в кино
17 января в мировой прокат выходит мистический хоррор «Вульфмен» от мастера жанра Ли Уоннелла («Пила», «Человек-невидимка»). Это ребут фильма «Человек-волк» 1941 года, то есть картины почти 85-летней давности. Но история оборотней в кино оказывается еще сложнее и старше, потому что на большие экраны сюжеты о них пришли прямиком из древних мифов. В честь релиза кинокритик Елена Зархина рассказывает об эволюции вервольфов в кинематографе.
Человек-волк: рождение легенды
Истории про оборотней родились задолго до рождения кинематографа. Древний фольклор, сказания, мифы и легенды столетиями передавали из уст в уста истории про людей, якобы наделенных способностью превращаться в волков (для этого существует даже специальный термин — ликантропия). Первые упоминания о вервольфах встречались даже в мифах Древней Греции. Традиционно такие басни рождались в регионах, населенных волками: в Евразии, Скандинавии и Северной Америке. В славянской мифологии в чистом виде их называли волколаками, но встречались и легенды с примесью вампиризма. Тогда их называли упырями, что означало кровопийцу в узком смысле и оборотня — в широком.
В традиционном ключе легенды делили оборотней на три группы: тех, кто мог превращаться в волка по собственной воле, кто превращался неконтролируемо (например, в полнолуние) и кто обращался в хищника по воле третьих лиц — магов, колдунов и прочих волшебников. Это различие в дальнейшем отразилось в кино: кинематограф в принципе попытался во всей своей полноте исследовать представленные образы вервольфов. Так, например, в известной сцене из фильма «Гарри Поттер и узник Азкабана» Гермиона объясняла различия между оборотнями и анимагами: первый был обречен безвольно переживать обращение в волка, второй мог обернуться хищником по собственной воле с помощью магии.
Следом за народными сказаниями истории про оборотней обосновались в большой литературе. С разной степенью удачности и оригинальности про них писали авторы различных эпох и разных континентов: от Мигеля де Сервантеса («Странствия Персилеса и Сигизмунды») и Александра Дюма — отца («Предводитель волков») до Терри Пратчетта («Плоский мир») и Стефани Майер («Сумерки»).
Вервольфы на экране: на заре становления кино
Самым известным ранним фильмом про оборотней, ремейком которого и стал новый «Вульфмен» Уоннелла, считается «Человек-волк» Джорджа Ваггнера. Вышедшая в 1941 году картина стала настоящей классикой жанра. Это история про Ларри (Лон Чейни — младший), который после многолетнего отсутствия возвращается в уэльский замок, принадлежавший его прародителям. По пути он знакомится с девушкой Гвен и цыганом Белом, который оказывается оборотнем. Когда в стадии превращения Бел нападает на подругу Гвен, Ларри вступается за нее и убивает хищника. Но во время схватки он сам был укушен и теперь обречен стать оборотнем, которого местные воспринимают за бешеного зверя и устраивают на него охоту.
История «Человека-волка» оказалась настоящим хитом и неоднократно продолжалась и перерождалась на экране. В 1943 году вышел сиквел-кроссовер «Франкенштейн встречает Человека-волка» Роя Уильяма Нилла. А в последующие два года Лон Чейни — младший вернулся к роли оборотня в двух смежных проектах-ужастиках: «Дом Франкенштейна» и «Дом Дракулы». В новом тысячелетии, помимо Уоннелла, свою адаптацию проекта также выпустил Джо Джонстон. В его фильме 2010-го снялись Бенисио дель Торо, Эмили Блант и Энтони Хопкинс. А в сериале «Страшные сказки» телеканала Showtime, стилизованном под викторианские мистические рассказы, оборотня сыграл Джош Хартнетт.