«Я считаю, что надо побороться за гуманизм»
О кризисе неолиберализма и о фундаментальной потребности человечества в опоре на гуманистические идеи европейской цивилизации. Выступление на XIV Евразийском экономическом форуме в Вероне
Судя по тому, как немного людей собралось на эту сессию, неолиберализм уже похоронен и никто особо не переживает о его судьбе.
У меня относительно темы этой сессии взгляд радикальный. Я полагаю, что мировой кризис гораздо глубже, чем хотелось бы думать. Мы обсуждаем здесь идеологию неолиберализма, которая, как всем кажется, исчерпала себя. Тридцать лет была похоронена идеология социализма и коммунизма. Правда, Китай продолжает вести эту линию.
Президент Путин на недавнем заседании Валдайского клуба сказал, что, в его понимании, тот кризис, который мы наблюдаем сейчас, —это кризис европейской цивилизации. О таком же масштабе кризиса вчера говорил и профессор Бадзоли. Я исхожу из примерно такого же понимания глубины этого кризиса.
Каковы признаки этого кризиса? Стирается разница между ценностями, и все становится относительным. Сторонники новых ценностей агрессивны. Мы наблюдаем в некоторых странах травлю людей за то, что они высказывают свои старые немодные убеждения. Временами это становится похожим на охоту на ведьм.
Наблюдается дробление общества на мелкие группы. Особенно это хорошо видно в социальных сетях. Когда общество дробится на мелкие группы, очень трудно найти общую идею, общую идеологию, общую цель для государства, для страны, для общества. Потому что эти группы очень трудно согласуют между собой интересы и вообще отказываются согласовывать свои интересы.
Неравенство возрастает. Неравенство и между социальными группами отдельных стран, и между богатыми странами и бедными. И глобализация не уменьшила это неравенство, если не считать Китай и соседние с ним страны.
Базовый доход: разве это благо?
Наблюдается новое явление — отчуждение людей от труда. Карл Маркс почти двести лет назад говорил о проблеме отчуждения работников от результатов труда, и это была фундаментальная проблема, которую пытались решить коммунисты, это не получилось. Сегодня же наблюдаются попытки отчуждения человека вообще от труда. Потому что производительные силы достигают такого развития, что человек становится не нужен. Говорят о безусловном базовом доходе как о некоем социальном благе. С моей точки зрения, это не социальное благо. Это проявление бессилия экономической и социальной системы, бессилия политиков. Вы нам не нужны, но для того, чтобы вы не умерли с голоду, мы дадим вам безусловный базовый доход. Это идея капитала, а не труда. Это идея продолжать безудержное потребление даже тогда, когда люди не могут заработать достаточно денег.
Идет деградация культуры. Всегда была культура высокая и культура низкая. Но никогда еще представители низкой культуры не позволяли себе выстраивать культурную иерархию, не позволяли себе вытеснять культуру высокую своими деяниями. Это явление нашего, двадцать первого века.
Цифровизация. Огромное количество преимуществ, естественно, дает цифровизация. Здесь много позитивных результатов, но почему-то на первый план выходит слежка, манипуляция и цензура. В первую очередь частные компании начинают подвергать цензуре ту информацию, которая есть в интернете, начинают манипулировать людьми. А вслед за ней и бюрократия включается в эту игру и за всеми начинает следить. Илья Пригожин много лет назад, когда он понял потенциал интернета, сказал: «Как бы нам не превратиться в колонию слепых муравьев».