Древнеегипетские художники изобразили царя не в том ожерелье. Но осознали и исправили ошибку
Следы этой и других корректировок ученые нашли при исследовании росписей в двух египетских гробницах
![96c0d78a64b21c727d5a4a4cb76b96dd.jpg](https://cs.kiozk.ru/content/article/fzo/nsi/dqk/s6flre899pp3ewrugzlfg0f/kggdm4.jpg?v=2&temp_url_sig=t_g_BDHOK_TN5S7VocEHGA&temp_url_expires=1738957514)
Анализ распределения пигментов на росписях из двух древнеегипетских гробниц с помощью рентгенофлуоресцентной визуализации позволил ученым исследовать особенности корректировок, которым подвергались эти изображения. В одном случае ― в гробнице вельможи Менна ― внесенная поправка показала, как мог протекать рабочий процесс; во втором ― поставила вопрос о правильности датировки гробницы жреца Нахт-Амона, который, возможно, жил не в эпоху Рамсеса II, а несколько позднее. Ученые пришли к такому выводу, обнаружив, что на портрете фараона первоначально было изображено не свойственное его эпохе ожерелье, которое потом заменили на другое. Об исследовании сообщает статья в журнале PLoS One.
Основные стадии создания древнеегипетских настенных росписей и полихромных рельефов ученым хорошо известны благодаря большому количеству незавершенных памятников. Это нанесение вспомогательной сетки на выровненную и оштукатуренную стену, эскиз будущей композиции и его корректировка, вырезание изображений (если планировался рельеф) и, наконец, раскраска. Для нее использовались различные минеральные пигменты (красная и желтая охра, аурипигмент, сажа, мел и гипс, содержащие медь минералы, такие как азурит и малахит) и их смеси.
О том, как были организованы работы по отделке усыпальниц и храмов, египтологи составили представление по письменным источникам и на основе изучения особенностей некоторых изображений. Так, известно, что над оформлением стен трудились две бригады («те, что слева» и «те, что справа»). Каждая из них отвечала только за свой участок работ; при этом менее ответственные части композиции поручались тем, кто обладал меньшим умением и опытом (например, ученикам).
О том, как использовались разные пигменты, причем не только в живописи, могут многое рассказать физико-химические исследования с использованием современных неразрушающих методов анализа. Например, с помощью рентгеновской томографии, микрорентгенофлуоресцентного анализа и рамановской спектроскопии ученые реконструировали запутанную историю одной из египетских мумий. Гиперспектральная визуализация в рентгеновском, видимом и ближнем инфракрасном диапазонах помогла идентифицировать большинство пигментов в настенных росписях гробницы вельможи Нахт-Амона в Фиванском некрополе. Аналогичные результаты были получены в рамках междисциплинарного исследования расположенной там же гробницы чиновника Менны.