Дочери подземелья: как режиссеры, галеристки и меценатки сохраняют свободу творчества
Историки будущего опишут слом действовавшей до февраля 2022 года модели российского культурного менеджмента как крах частно-государственного партнерства и введение цензуры. Но слом модели не означает остановку творчества, просто теперь вся ответственность ложится на менеджеров среднего звена, волонтеров и меценатов. И что парадоксально и при этом логично: все эти ответственные лица — женщины.
«Внутри» свободного пространства
К новому, 2023 году режиссер Женя Беркович поставила в московском частном театре «Пространство «Внутри» спектакль о Рождестве «Наше сокровище» в прозе и стихах. В нем действуют ангелы и вифлеемские менты, Святое семейство, как и полагается, бежит в Египет, а к малышке-Христу приходят говорящие животные.
«Что вы понаехали, ходячая проблема?
Чем вам тут намазано в центре Вифлеема?
Тоже мне, подумаешь, поправки в скрижали,
Зачем нам эта перепись, чего мы там не знали? — рассуждают жители Вифлеема:
А всего-то мы хотим добра и мира, да
Жить не в говне!
И не надо никого нам вместо Ирода,
В этой стране!»
Спектакль-вертеп Беркович — лишь одно из рождественских чудес, которые возникли на улице Казакова, в доме 8/3, в театре со странным названием «Пространство «Внутри». Театр, открытый пару лет назад архитектором Олегом Карлсоном «на задворках «Гоголь-центра», в сезоне 2022/2023 стал пристанищем для независимых театральных компаний, самостоятельных проектов и режиссеров, лишившихся возможности ставить на других площадках.
Это единственная московская площадка спектаклей Жени Беркович. Сегодня Беркович — символ актуального театра, которая пишет пьесы и стихи и ставит спектакли. Ее не раз задерживали на митингах, но идею эмиграции она отметает. Ее пьесы, и спектакли, и стихи, и поступки — всегда четкое высказывание про самое важное при всей внешней сказочности происходящего на сцене и женственных образах актрис.
В «Пространстве «Внутри» идет несколько постановок Беркович. Среди них «Финист — ясный сокол», номинированный в 2022 году на «Золотую маску» как лучший спектакль малой формы в драме. В основе его сюжета — дело студентки философского факультета МГУ Варвары Карауловой, поехавшей за своим ясным соколом в Сирию, которое рассказывают семь Марьюшек в кокошниках. Влюбившись во «ВКонтакте» в полевого командира, героиня отправилась к нему на территорию Исламского государства (запрещенная в России террористическая организация. — Forbes Woman), прямо как девушка из русской сказки — через поля, леса и горы, истоптав трое железных башмаков, изломав три железных посоха, чтобы пролить слезу на его плечо. Приговор суда там «зачитывает» хор — нежные девичьи голоса поют строчки статей Уголовного кодекса. А еще там дают инструкцию, как правильно надеть хиджаб в Сирии или платок в колонии общего режима.
В «Синей рисовой собаке», поставленной как спектакль для детей по стихам Федора Сваровского, где миром правят еноты и ожившие креветки, режиссер добавила второй акт со стихами на актуальную тему 13 современных авторов, среди которых Алла Боссарт, Вера Павлова и Вера Полозкова. Круто изменившаяся, повзрослевшая «Собака» теперь идет с маркировкой 16+.
В «Пространстве» играет свое кабаре Людмила Петрушевская, Елена Коренева предстает в роли пуделя в спектакле Владимира Мирзоева «Я убил царя». На сцене «Пространства» — Роза Хайруллина, молодые «кудряши», выпускники курсов Крымова и Женовача, брусникинцы разных поколений, «Театр Мастерских», «Театр взаимных действий», «Инклюзион».
Завлит Ольга Фукс, пришедшая в театр с новой командой в августе 2022-го, свою программную статью в «Экране и сцене» назвала просто: «Ноев ковчег». Действительно, в «Пространстве» нашлось место спектаклям закрытого «Гоголь-центра», студенческим экспериментам и независимым проектам больших актрис.
Архитектор Олег Карлсон, создатель «Пространства», прежде был известен как человек, трижды обустраивавший помещения для «Театр.Doc». В театральном мире про Карлсона шутили, что он специалист по подвалам в центре Москвы. Увлечение театром вызвало у него эффект погружения: из друга независимого театра Олег Карлсон превратился в театрального продюсера. Так в мае 2021 года на улице Казакова, в соседстве с Gogol school, открылось «Пространство «Внутри», частный театр, созданный при поддержке проектно-строительной фирмы «АСБ Карлсон и К» и архитектурного проекта «Клиника Doctor House».