Ставка на ценность: как покорить биржу акциями скучных компаний
В последнее время ценные бумаги скучных компаний взяли верх над акциями интересных. По словам Клиффа Аснесса, миллиардера и сооснователя AQR, это лишь начало большого тренда
Для фондового менеджера Клиффорда Аснесса настал час возмездия. Ждать пришлось довольно долго.
В течение удручающе долгого времени ставящие превыше всего ценность активов портфельные менеджеры фирмы AQR (Аснесс основал ее вместе с партнерами в 1998 году) проигрывали конкурентам, которые гонятся за акциями с растущими котировками. Затем в прошлом году рынок ушел в пике. Пока раздутые показатели капитализации технологических компаний стремились вниз, вперед вырвались фонды AQR.
То, чем финансовые пузыри оборачиваются для игроков, которые делают ставку на ценность бизнеса в долгосрочной перспективе, Аснесс описывает так: «Все начинается скверно, но в итоге получается замечательно». Замечательно, если, конечно, не отходить от первоначального замысла. Но некоторые клиенты решили делать по-своему.
Аснесс не из тех, кто забирает прибыль и удаляется, а еще он не стесняется открыто высказываться. В Twitter он возмущается по поводу доходности по облигациям ниже уровня инфляции и выплат вкладчикам Silicon Valley Bank. В научных работах и заключениях для клиентов он заявляет, что до конца восстановления ценности активов еще очень далеко.
В стенах разветвленного бизнеса AQR, располагающего шестью филиалами за рубежом, штаб-квартирой в Гринвиче (штат Коннектикут), средствами под управлением на сумму $100 млрд и целой плеядой исследователей с учеными степенями, происходит много интересного. Но одна тема затмевает все остальные: в долгосрочной перспективе ценность бизнеса приносит бóльшую выгоду, нежели его рост.
Недооцененными называются акции неповоротливых, скучных компаний, которые нравятся только бунтарям: например, концерну Stellantis, выпускающему автомобили Chrysler, Dodge и Fiat. Любимчики рынка ― это всегда быстрорастущие и яркие предприятия вроде Ferrari. По сравнению со скучными бумагами акции роста должны торговаться с наценкой. Насколько она должна быть велика? Дорогие бумаги, как их называют в AQR, продаются по цене в три раза выше коэффициента прибыльности по дешевым акциям. По мнению Аснесса, показатель должен превышать этот коэффициент не более чем вдвое.
Подход с ценностью бизнеса показывал свою эффективность на протяжении сотни лет, пока не перестал работать, когда Федеральная резервная система отреагировала на финансовый кризис раздачей вертолетных денег. Дешевые бумаги остались дешевыми, а акции роста, подгоняемые искусственно заниженными процентными ставками, подскочили в цене еще сильнее.