И твоя мама тоже: «Все страхи Бо» с Хоакином Фениксом — странный и жуткий фильм Ари Астера о том, как родители губят детей
4 мая в российский прокат выходит «Все страхи Бо». Это и хоррор, экстравагантный даже для режиссера «Солнцестояния» и «Реинкарнации». И авторское кино, которое оказалось чересчур авторским даже по меркам студии А24. Ни то ни другое, увы, не комплимент, и в итоге больше всего в этой страшилке пугает ее трехчасовой хронометраж. Но фильм все равно мучительно интересно смотреть — и разбирать.
Человек в футляре Бо Вассерман (Хоакин Феникс, играющий, как всегда, самоотверженно и безупречно, отчего в этот раз за него становится даже обидно) живет в мире, полном кошмаров. Ему скоро пятьдесят, а у него до сих пор не было секса, потому что мужчины в его семье склонны умирать в момент семяизвержения. Себя Бо тоже не любит, так что Фениксу пришлось ради роли стать тучным и дряблым, а гримерам — придумать самую жуткую шевелюру в кино со времен «Старикам тут не место». А живет герой в настоящем аду — каком-то человеческом муравейнике в Нью-Йорке, где каждый сосед (будь то грузный сантехник, ядовитая паучиха, эксгибиционист с ножом, гопник в татуировках, шумные клиенты секс-шопа или подростки-шакалы) только тем и занят, что кошмарит Бо. Каждый выход из дома — например, к психотерапевту или за бутылкой воды — превращается для хоббита-невротика в эпическое путешествие туда и обратно. По пути к терапевту Бо увидит самоубийство. А покупая воду, десять раз обольется потом оттого, что кассовый аппарат не распознает его кредитку. Но режиссеру Ари Астеру этого мало, и он отправляет самого трусливого в мире героя в настоящую Одиссею — в соседний город к властной матери-одиночке, которая когда-то осталась без мужа и построила ради единственного сына целую бизнес-империю.
Возвращение в лоно матери (а начинается фильм, само собой, со сцены родов, показанной глазами младенца) занимает у бедняги 179 минут.
Ари Астер во всех интервью подчеркивает, что его собственная мама — золотой человек, но вот уже третий подряд фильм описывает женщин как исчадие ада, а матерей — как прирожденных садисток. В «Солнцестоянии» тихая девушка, возглавив матриархальный культ, становилась улыбчивым монстром. В «Реинкарнации» героиня Тони Коллетт строила кукольный дом на чердаке, а в итоге построила тюрьму для всей семьи. В фильме «Все страхи Бо» демоническая мать и вовсе целая продакшен-компания по производству кошмаров, комплексов и травм для сына.