«До „джуна“ еще нужно дорасти»: как IT-компании готовят себе кадры с помощью стажировок
Для IT-компаний стажировки становятся необходимой частью HR-процесса. Они позволяют найти начинающих специалистов с хорошим потенциалом для роста (а если повезет — и «неограненный алмаз»). Представители российских IT-компаний и банков рассказали, как они готовят для себя кадры с помощью стажировок.
Зачем компаниям стажировки
Вузы не готовят к реальной работе. Выпускники и старшекурсники не дотягивают даже до уровня «джунов»: они могут знать теорию, но при этом совершенно не иметь практических навыков. Среди других их недостатков — отсутствие инициативы, неумение распределять рабочую нагрузку и самостоятельно разбираться в задачах.
Стажировка позволяет вчерашним студентам понять, что такое работа в IT-сфере, а компании — найти адекватных кандидатов, из которых могут вырасти сильные специалисты.
В первую лекционную неделю на стажировках обычно все проявляют активность, задают вопросы. А потом появляются первые задачи. Часть стажеров приходит с вопросами или с вариантами решения, а многие просто пропадают. Если таких ребят сразу поставить на реальные проекты, они подведут команду. Оксана Ломова. HR-директор Open Solutions
Пару лет назад нам попался интересный стажер: вроде хотел попасть к нам на стажировку и что-то делал. Но в итоге уровень дипломной работы оставлял желать лучшего — выглядел как отписка спустя рукава. Сертификат пришлось срезать. Владимир Завертайлов. Руководитель scrum-студии «Сибирикс»
Какой формат выбрать: офлайн или онлайн
Многие компании по-прежнему предпочитают проводить стажировки офлайн. Но те, у кого большая часть команды уже работает удаленно, чаще выбирают онлайн. У каждого из этих форматов есть свои особенности и преимущества.
Офлайн дает возможность сразу погрузить стажера в корпоративную культуру. У многих студентов хромает самоорганизованность, они могут теряться в новых задачах. В офлайн-формате прокачать этот навык проще.
При личном контакте процесс обучения происходит быстрее. За стажерами закрепляются наставники: арт-директор или тимлид разработки. Они следят за тем, чтобы новички не застревали на задачах и не потеряли мотивацию. Анна Татьянкина. PR& HR-директор JetStyle
Мы проводим стажировки офлайн, чтобы стажер мог максимальное количество времени пересекаться с ментором. Кроме того, это важный период адаптации. Стажер контактирует не только с ментором и сокурсниками, но и со всей компанией. Мария Бабушкина. HR-бренд-специалист ЦВТ Softline
Плюс онлайна в отсутствии географических ограничений: можно набирать стажеров из любых регионов. Здесь важно так построить график и практическую часть стажировки, чтобы точно понимать, когда студент на связи и какими задачами занимается.
Практическое обучение у нас устроено по методу парного программирования. В первый день наставник включает демонстрацию своего экрана и выполняет текущие задачи по продукту, а стажер смотрит и задает вопросы. На следующий день они меняются: теперь стажер пишет код, а наставник направляет его. Такой подход не отрывает наставника от производства, а стажер погружается в процесс и знакомится с конкретными продуктами, которые у нас разрабатываются.