«Величайший португалец»
Человек с красивым именем Антониу ди Оливейра Салазар и внешностью университетского профессора, которым он когда-то и являлся, управлял беднейшей в Европе Португалией более 35 лет.
Правил Салазар в разных должностях — премьер-министра, министра обороны, финансов, колоний (коих в то время у Португалии было немало) и немногочисленного флота, те колонии охранявшего. Не выезжая из страны, послужил министром иностранных дел, однажды ненадолго занял президентское кресло. Кажется, должность была для него чем-то вроде перестановки в квартире — вещи меняли места, но порядок оставался неизменным, потому что хозяином был он — Салазар, а его богом была Стабильность.
Поздний ребёнок
Антониу родился 28 апреля 1889 года, на несколько дней позже главного диктатора ХХ века — Гитлера и за полгода до появления на свет одного из символов борьбы за свободу — Джавахарлала Неру. Салазар стал поздним, почти невероятным, ребёнком (отцу — 50, матери — 43) в семье мелкого сельского помещика из глухой португальской провинции. Как нередко бывало в таких семьях, младшему «нежданчику» предложили в будущем стать священником — наследовать ему было нечего, и Антониу окончил католическую семинарию, после чего внезапно поступил на юрфак престижнейшего Коимбрского университета. В 1914 году выпустился с отличием, остался преподавателем, а через четыре года возглавил кафедру политэкономии и финансов — определённо, этот парень был рождён не для обшарпанной сельской кафедры.
Впрочем, семинарское воспитание ещё долго давало себя знать, и Салазар стал яростным и, главное, заметным противником проводившейся как раз в то время в Португалии политики антиклерикализма. Именно тогда он впервые решил пойти в политику, был избран в парламент и стал «знаменем» Португальского католического центра — партийной ассоциации, идейная направленность которой понятна из названия. В 1922 году, провалившись на очередных парламентских выборах, Салазар вернулся в университет, мрачные средневековые стены которого уже казались ему тесными. Но не только университета: в 1926 году Антониу пригласили в военное правительство да Кошты на должность министра финансов, но завкафедрой выдвинул такие условия принятия портфеля, что военные сочли за благо забрать предложение обратно. Прошло ещё два года, и следующий глава военного правительства — генерал Кармона счёл, что экономист-католик из Коимбры — лучшая альтернатива для Португалии. В 1928 году Салазар согласился стать министром финансов и начал своё восхождение к власти.
«Новое государство»
Антониу Салазар не случайно так жёстко настаивал на своих взглядах приглашавшим его в правительство политикам. Он точно знал, чего хотел, и имел на руках проработанную научную программу вывода Португалии из затяжного экономического кризиса. Чтобы поднять страну и обеспечить ей стабильное развитие, ему не хватало только административного ресурса. Получив его, Салазар реорганизовал банковскую и налоговую систему и за четыре года добился выплаты страной огромного внешнего долга, завоевал уважение в правительстве. В 1933 году, в период грандиозных перемен в жизни Европы, Салазар добился принятия новой конституции, по которой власть президента (им до 1951 года оставался генерал Кармона) была серьёзно ограничена, и стал фактическим диктатором новой Португалии. Народ, уставший от бесконечных анархо-демократических потрясений предыдущих республиканских правительств, радостно приветствовал «твёрдую руку». Церковь перекрестилась, узнав в новом лидере своего воспитанника. Аристократы убедились, что им не грозят погромы и конфискации. Вся Португалия хотела стабильности и хотя бы выхода из турбулентного потока 1920-х — Салазар дал это. А что взамен? Всего лишь диктатура — на благо народа и ради всё той же стабильности.