Крутые повороты
«Революция гвоздик» в Португалии началась 25 апреля 1974 года как военный переворот, без участия политических партий и общественных движений. И только впоследствии, охватив всё общество, переворот превратился в революцию, которая вывела страну на путь демократии.
В начале 1970-х годов армия в отсталой, аграрной Португалии была самой современной и развитой государственной структурой, с которой была связана значительная часть населения, а мобилизации, вызванные колониальными войнами, постоянно пополняли численность вооружённых сил.
Последние годы салазаровской диктатуры сопровождались ростом недовольства среди военных. Непосредственной причиной переворота стали принятые в 1973 году декреты правительства о «милисиануш» — резервистах, выпускниках вузов, призываемых в армию на два-три года. Согласно этим указам, «милисиануш» получали звание капитана после полугодичных курсов, в то время как выпускники военных училищ и академий должны были прослужить как минимум 10, а чаще 12 лет, из них два-три года отвоевать. Для кадровых военных это было унижением. Армию охватили волнения: в частях и на кораблях прошли массовые акции неповиновения.
1 сентября 1973 года герой колониальной войны, губернатор Португальской Гвинеи Антониу ди Спинола отказался от должности. Недовольные офицеры решили, что пора готовить восстание, и 9 сентября 1973 года создали подпольное «Движение капитанов», поставившее своей целью отмену указов о «милисиануш» и отставку министра обороны Алберту Виана Ребелу. Ни о какой революции речи тогда не шло.
В феврале 1974 года в Португалии разорвалась идеологическая бомба: генерал Спинола, бывший тогда заместителем начальника Генерального штаба, выпустил книгу «Португалия и будущее». В частности, Спинола писал: «Желать выиграть партизанскую войну путём военного решения — значит заранее признать поражение, если только нет неограниченных возможностей продолжать её бесконечно».
Генерал в своей книге развивал идеи, которые он реализовывал в Африке: привлечение местного населения к управлению и расширение прав африканцев, «мирные» инвестиции, ускорение экономического развития Португалии и колоний, интеграция колоний и метрополии в единый организм.
Одновременно с «португальской Библией», как стали называть книгу Спинолы, в армии получили распространение так называемое «Воззвание капитанов» и их манифест «Товарищи!». Следствием стало усиление брожения среди офицеров и открытый бунт на военной базе Калдаш-да-Раинья. Попытки спецслужб подавить движение были вялыми: арестам подверглись всего четверо активистов, в то время как уже 10 % офицеров состояли в «Движении капитанов».
По легенде, 25 апреля 1974 года жительница Лиссабона Селеста Сейруш, продавщица универмага, увидев на улице вооружённых солдат, опустила гвоздику в ствол одной из винтовок. Был сезон гвоздик, и по её примеру граждане в массовом порядке начали раздавать солдатам красные гвоздики. Так цветок стал символом революции.
Трудная свобода
25 апреля 1974 года «Движение капитанов» практически без сопротивления захватило власть в Португалии. Премьер-министр Каэтану и президент Томаш сдались, руководители тайной полиции разбежались (только маленькая группа агентов ПИДЕ/ДЖС пыталась отстреливаться в своей штаб-квартире).
ПИДЕ — Международная полиция защиты государства (Polícia Internacional e de Defesa do Estado; PIDE) — тайная полиция и спецслужба при Салазаре. Сменивший его Каэтану переименовал cпецслужбу в ДЖC — Главное управление безопасности (Directorate-General of Security, DGS). После победы революции была расформирована.
Бескровная революция (четверо гражданских лиц стали жертвами стрельбы у штаб-квартиры ПИДЕ), уничтожившая самую старую диктатуру Европы, положила начало демократическому процессу. «Движение капитанов», преобразованное в Движение вооружённых сил (ДВС), сформировало Совет Национального Спасения (СНС), объявивший временным президентом Португалии генерала Спинолу.
16 мая 1974 года СНС сформировал первое послереволюционное правительство, во главе которого встал Аделину да Палма Карлуш, беспартийный адвокат, при диктатуре защищавший оппозиционеров. В состав правительства вошли представители вышедших из подполья социалистов и коммунистов, а также только что созданных либерально-консервативной Партии демократического действия и Народно-демократической партии.
Режим Спинолы — Палмы Карлуша столкнулся с нарастающими проблемами, которые ему преподносили в первую очередь коммунисты. Они требовали скорейших выборов, национализации банков, поместий и крупной промышленности, а также немедленного прекращения колониальных войн. Тем временем на африканских территориях ситуация стремительно ухудшалась: армия быстро разлагалась, военные операции были прекращены, а партизаны начали брать под контроль африканские посёлки и громить «белые» фермы.