Трамвай покоряет Москву
Кому нельзя было входить в вагон, чего опасались пассажиры и кто такие «висельники» — рассказываем о трамваях в начале ХХ века.
Избавление от «лошадиного фактора»
К тому времени, как Москва обрела электрические трамваи, они уже давно колесили по городам Старого и Нового Света. Первый «трам» в мире (конструкции Эрнста фон Сименса) пошёл по улицам Берлина в 1881 году. До Москвы трамвай добрался через 18 лет.
Прежде на дорогах господствовали лошади — и извозчичьи, и те, что тянули «конки». Конка, предок трамвая, — вагончик, который двигался по рельсам на конной тяге. Её недостатки вытекали из «лошадиного фактора»: низкая скорость движения, грязь в городе, зависимость животных от погоды и болезней, дороговизна, высокая аварийность на подъёмах и спусках…
Первый трамвай выехал на московские улицы в апреле 1899 года и быстро продемонстрировал преимущества электрической тяги. Это был вагон немецкого производства с верхним токосъёмом, то есть с токоприёмником, который получает энергию от контактного провода (наподобие троллейбуса). Летом 1899 года по Долгоруковской и Петровской линиям вместо конок начали курсировать 23 электрических вагона. Горожанам нововведение понравилось, 10 августа «Московские ведомости» писали: «…общее количество пассажиров на Долгоруковской линии увеличилось почти вдвое против прежнего числа пассажиров <...>. Места в вагонах берутся публикой нарасхват».
Городская управа и дума решили электрифицировать все 23 линии конно-железных дорог. Процесс занял больше 10 лет. В 1911 году трамвай полностью вытеснил конку. Он оказался прибыльнее, чище и безопаснее. Выяснилось, что несчастные случаи на трамваях происходят в два раза реже, чем на конках. Хотя полностью избежать происшествий было нельзя, и особенно по праздникам — когда пьяных много.