Так закалялся Кузбасс
Угольная промышленность в Кузбассе «рождалась» несколько раз, её историю ведут то с 1721-го, то с 1842-го, то с 1852 года. Но, независимо от того, что мы принимаем за точку отсчёта, за несколько столетий Кузбасс стал одним из основных источников российской угледобычи.
Как появился Кузнецкий бассейн
Примерно до XVIII века активная разработка каменного угля в России не велась, металлургические предприятия обходились углём древесным. Но по мере развития промышленности надо было искать альтернативу.
Геологоразведка 300 лет назад основывалась на таких признаках, как характер рельефа, растительности, цвет пламени при прокаливании камней и тому подобном. Михайло Волков, сибирский рудознатец, в 1721 году обнаружил на реке Томи выход угольных пластов по внешним признакам — гора показалась ему «горелой». Сегодня в этом районе создан музей «Красная горка», а Горелая гора — одна из его главных достопримечательностей.
Наименование «Кузнецкий угольный бассейн» больше 100 лет спустя употребил Пётр Александрович Чихачёв. Получивший прекрасное образование, он продвигался по дипломатической линии, но его настоящей страстью была наука. Известный своими исследованиями Апеннинских гор, в 1841 году Чихачёв был приглашён для изучения Алтая и Саян. Есть версия, что выбрали именно его, потому что миссия была не только исследовательская, но и политическая, связанная с решением спорных русско-китайских территориальных вопросов.
Чихачёв через Кузнецкий Алатау вышел к Кузнецкой котловине и там оценил запасы угля. По итогам путешествия появилась книга «Путешествие в Восточный Алтай». В ней были описаны границы и размеры района угольных месторождений, который Чихачёв предложил называть Кузнецким каменноугольным бассейном.
Начало разработки
Первая шахта в регионе появилась в 1852 году, но доля Кузнецкого бассейна в общероссийской добыче даже в 1890-е была менее 0,5%. Развитие активизировалось после строительства Транссиба. На севере Кузнецкого бассейна, где шла железная дорога, добыча угля пошла быстрее. С 1900 по 1913 год она выросла в 10 раз, но всё равно достигла всего 773 тонн в год. Компании просто не хотели идти в неосвоенную и необустроенную Сибирь.