Русский Сирано
Иногда после атрибуции портретов выясняется, что «обнаруженная» картина на самом деле известна по документам, но все эти годы числилась пропавшей. Соответственно, возможен и обратный метод поиска — от сохранившихся списков произведений художников. Их изучение помогает порой выявить, что под вывеской неизвестного много лет висит портрет человека, имя которого указано в старинных каталогах и справочниках.
В Рязанском государственном областном художественном музее имени И. П. Пожалостина хранится овальный портрет кисти знаменитого художника Константина Маковского. На картине — авторская подпись и дата: 1863. Картина относится к тому самому году, когда Маковский вместе с другими лучшими учениками Академии художеств выступил против новых правил конкурса на большую золотую медаль. Их демарш закончился знаменитым заседанием 9 ноября 1863 года в конференц-зале академии, когда 14 художников — и Маковский среди них — демонстративно подали прошения об увольнении.
Это событие, получившее известность как бунт 14, положило начало передвижничеству. Многим «бунтарям» оно добавило популярности. Вот и Маковский приобрел обширный круг заказчиков портретов. Вскоре пришел успех и к его жанровым работам. Художника заметили при дворе. Уже в 1867 году Маковский стал академиком, а через два года, в возрасте 30 лет, — профессором живописи. Тем ценнее редкие ранние работы, когда художник был еще в самом начале своего пути. Но кто же позировал будущей знаменитости в 1863 году?
На картине изображен молодой офицер лейбгвардии Гатчинского полка. На его парадном мундире нет ни одной награды, даже медали в память Крымской войны. Хотя ее получили все гвардейцы, служившие до 19 марта 1856 года в объявленном на военном положении Петербурге. Следовательно, офицер начал службу уже после завершения боевых действий. Но как среди десятков молодых лейб-егерей определить, кого запечатлел Маковский?
Один из самых подробных списков его произведений опубликовал выдающийся русский публицист и искусствовед Федор Булгаков. В 1890 году он издал капитальный труд «Наши художники», в котором собрал сведения о 750 русских мастерах и их 6300 произведениях, выставлявшихся на академических выставках за предыдущие 25 лет. Сравнивая перечень работ Маковского со списками офицеров лейб-гвардии Гатчинского полка, я обратил внимание на одно интересное совпадение.
Среди ранних, еще не слишком многочисленных работ художника значится портрет «г. Несветевича». О современном месте хранения этой картины ничего не известно. Между тем, согласно полковым спискам, среди лейб-егерей в 1863 году служили два брата с фамилией… Насветевич! По всей видимости, один из них и представлен на портрете, только его фамилия чуть искажена. Но как доказать эту смелую версию? Да и кто из двух братьев позировал художнику?
Старший брат, капитан Сергей Александрович Насветевич, начал службу еще при Николае I и имел не только медаль в память Крымской войны, но и серебряную медаль «За усмирение Венгрии и Трансильвании» в 1849 году, а также орден Св. Анны 3-й степени. Так что он не может быть персонажем Маковского. А вот его младший брат, поручик Александр Александрович, поступил в полк только 6 июня 1857 года и к 1863 году действительно не имел никаких наград.
Таким образом, если на картине изображен все-таки не «Несветевич», а Насветевич, то им может быть лишь Александр Александрович. Но как это окончательно установить? Однако процесс атрибуции тем и интересен, что иногда, в самые, казалось бы, безвыходные моменты, судьба неожиданно дарит встречи с удивительными людьми.
Изучая биографию Насветевича, я выяснил, что он имел трех сыновей и двух дочерей. Старшая из них, Анастасия, в 1887 году вышла замуж за педагога-лингвиста Сергея Андреевича Манштейна. Их старший сын Александр служил морским офицером, участвовал в Первой мировой войне. В 1920 году он командовал эсминцем «Жаркий», навсегда покинувшим Крым с белой эскадрой. Вместе с ним в Бизерту отправилась и его семья, в том числе восьмилетняя дочь Анастасия. В 1935 году она вышла замуж за потомка старинного татарского рода мурзу Сервера Муртазу Ширинского.
Вот это находка! Оказывается, правнучкой Александра Насветевича являлась знаменитая Анастасия Манштейн-Ширинская, чьи заслуги признаны Россией и Тунисом! Эта удивительная женщина, именем которой сегодня названа площадь в Бизерте, являлась одним из самых известных педагогов страны. Среди ее учеников немало видных деятелей, в том числе мэр Парижа в 2001–2014 годах Бертран Деланоэ. Анастасия упорно отказывалась получать иностранное гражданство, храня преданность своему Отечеству. 70 лет — едва ли не дольше всех в истории — она жила по нансеновскому паспорту и лишь в 1997 году приняла гражданство Российской Федерации, принципиально получив паспорт с двуглавым орлом.